К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Цветикова Ю.О. 1, Градова Г.Н. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования: дошкольный возраст – это наиболее значимый период развития ребёнка. На данном этапе происходит формирование всех сторон речи: лексической, грамматической, фонематической. Залогом успешного усвоения грамматической системы языка является сформированность словообразовательных навыков, которые у детей в той или иной мере могут быть нарушены.

Согласно ФГОС ДО, глава II «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему», пункт 2.6, речевое развитие занимает одну из ведущих позиций и предполагает овладение ребёнком речью, как средством общения, обогащения его активного словаря, а также развитие связной, грамматически правильной речи, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте [11].

Стоит отметить, что дети с общим недоразвитием речи овладевают навыками словообразования, в том числе, навыками словообразования глаголов, медленнее сверстников с нормой развития, так как испытывают затруднения при самостоятельном синтезе новых слов.

Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка методики по проблеме изучения навыков словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи.

А. А. Леонтьев в психолингвистическом подходе определяет словообразование как действие по образованию новых слов из исходных определенными способами, принятыми в русском языке [1]. Таким образом, для получения нового слова необходимо слово, которое послужит для него основой, то есть будет производящим, а слово, образованное от производящей основы, носит название производного.

Определим также понятие «способы словообразования» – это методы получения новых слов при помощи определённых словообразовательных средств, доступных в русском языке.

Словообразование в современном русском языке возможно тремя способами: морфемный, морфологический и неморфологический [3].

Глагол – это часть речи, которая обозначает процесс и выражает это значение в категориях вида, залога, наклонения, времени и лица; глагол обладает также категориями числа и - в формах прошедшего времени и сослагательного наклонения - категорией рода [2].

Получение новых глаголов в русском языке возможно тремя морфемными способами: приставочный, суффиксальный и приставочно-суффиксальный [2]. А морфологический способ позволяет образовать новый глагол не только от самих глаголов, но и от других частей речи.

Освоение словообразования глаголов происходит согласно следующим этапам:

1) появление глаголов с простыми приставками (с-; на-; по-; про-);

2) появление глаголов с продуктивными суффиксами (-ива-; -ыва-; -ва-);

3) появление глаголов с наиболее продуктивными приставками (в-; вы-; под-; от-; при-; у-; пере-; за-).

В исследованиях Т.В. Тумановой выделены следующие этапы овладения ребёнком словообразовательными навыками:

1. Этап формирования предпосылок словообразования. Возраст: от 2,6 до 3,6–4 лет. Ребёнок образует слова приставочным и суффиксальным способом, однако в этот период словотворчество имеет больше ситуативный характер, проявляется в виде единичных случаев словообразования, зачастую возникает как речевая ошибка [10].

2. Этап активного освоения словопроизводства, регулярного словотворчества. Возраст: от 3,6–4 до 5,5–6 лет. Начинается активное образование глаголов от существительных приставочно-суффиксальным способом. Ребёнок начинает осознавать значение производных слов, причём опираясь не только на уже имеющиеся знания о чём-либо, но и подключая осмысление составных частей услышанного слова [10].

3. Этап усвоения норм и правил словообразования, самоконтроля, формирование критического отношения к речи, происходит снижение интенсивности словотворчества. Возраст ребёнка: 5,6–6 лет. Происходит усвоение образования глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида приставочным способом [10].

Усвоение моделей словообразования глаголов зависит от закономерностей овладения этой частью речи. Чем позже глагол появится в словаре дошкольника и чем меньше он будет употреблять его в речи, тем более поздним будет усвоение словообразования упомянутой части речи [6].

А.Н. Гвоздев в своих работах «От первых слов до первого класса» и «Вопросы к изучению детской речи» подробно описывает становление словообразования глаголов в речи своего сына на разных возрастных этапах [4,5]. Исходя из исследований автора, можно сделать вывод, что ребёнок начинает овладевать словообразовательными навыками в достаточно раннем возрасте и, чем младше ребёнок, тем больше изменений в речевом развитии происходит за сравнительно небольшой временной отрезок.

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) отличаются от своих нормотипичных сверстников по ряду особенностей. У них отмечается более позднее появление первых слов и простых предложений; речь таких детей малопонятна окружающим людям; словарный запас можно охарактеризовать как бедный; незавершенность процесса фонемообразования; выделяется отставание как экспрессивной, так и импрессивной речи; речевая активность характеризуется как недостаточная [8].

Однако, стоит учесть, что овладение навыками словообразования у дошкольников с ОНР происходит хотя и в более медленном темпе, чем у детей с нормой развития, но идёт в той же последовательности и подчиняется всё тем же законам, что и у нормотипичных сверстников. Это значит, что дошкольники с ОНР так же усваивают сначала более простые формы словообразования, а после более сложные [3].

Дифференциация словообразовательных форм глагола является достаточно трудной для овладения дошкольниками с ОНР, это объясняется тем, что глагол имеет более отвлечённую семантику. Действие не подкреплено конкретными предметными образами, оно достаточно абстрактно.

Р.Е. Левина отмечает, что дошкольники с ОНР не умеют пользоваться словообразовательными навыками, также малодоступно для них изменение формы слова [7].

Т.В. Туманова в своём исследовании отразила особенности операций семантического анализа и синтеза, которые положены в основу процессов словообразования у дошкольников с ОНР. Зафиксированы следующие проявления:

1) навыки семантического сравнения и сопоставления однокоренных слов развиты недостаточно;

2) отмечены трудности при выделении общего и различного в звучании однокоренных слов, в результате чего ребёнок неправильно употребляет производное и производящие слова;

3) трудности в недифференцированном понимании значений аффиксальных словообразовательных элементов (например, глаголы «пришел», «подошел», «перешел» воспринимаются как одинаковое действие);

4) ребёнок не соблюдает формальные условия, когда образует новое слово (например, вместо слова «нарисовать, он говорит «саянавать») [9].

Таким образом, у детей с ОНР к 5,5–6 годам наблюдается заметное отставание в развитии экспрессивной стороны речи при понимании обращённой к ним речи [7].

Для своевременного выявления нарушений в становлении навыков словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо разработать диагностическое исследование. Для этого использовались методические рекомендации Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой, Д. Н. Богоявленского, А. М. Быховской, О. Б. Иншаковой.

Методика констатирующего эксперимента, направленная на изучение навыков словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня, включает в себя 3 серии.

Серия 1 – направлена на изучение навыков словообразования глаголов приставочным способом на экспрессивном уровне.

Задание 1.1 Образование глаголов с простыми приставками.

Цель: исследование навыка образования глаголов приставочным способом при помощи простых приставок.

Оборудование: приставки – с-; на-; по-; про-.

Ход: предлагаем ребёнку словесную инструкцию: «Слово «петь» отвечает на вопрос «Что делать?», а какое похожее слово будет отвечать на вопрос «Что сделать?». Задача ребёнка ответить слово «спеть». По аналогии проделываем со словами: прятать (спрятать), рисовать (нарисовать), крошить (накрошить), терять (потерять), завтракать (позавтракать), сеять (посеять), читать (прочитать), полоть (прополоть).

Критерии оценки:

Оценка результатов выполнения задания производится в баллах:

1 балл – за каждое правильно названное ребёнком слово без дополнительной подсказки логопеда.

0 баллов – за неправильно названное или неназванное ребёнком слово / отказ от выполнения задания.

Максимальное количество баллов за задание 1.1–9.

Задание 1.2 Образование глаголов с продуктивными приставками.

Цель: исследование навыка образования глаголов приставочным способом при помощи продуктивных приставок.

Оборудование: приставки – от-; при-; у-; за-; вы-; картинки, обозначающие слова: вылить, запрыгнуть, прилететь, улететь, зацвести, отцвести, приклеить, отклеить.

Ход: предлагаем ребёнку посмотреть на картинки и назвать действие по вопросу логопеда, например, предлагаем ребёнку посмотреть на картинку, где из стакана выливают воду, задаём вопрос: «Что можно сделать с водой из стакана?», задача ребёнка ответить «вылить». Аналогичные вопросы задаём по остальным картинкам.

Критерии оценки:

Оценка результатов выполнения задания производится в баллах:

1 балл – за каждое правильно названное ребёнком слово без дополнительной подсказки логопеда.

0 баллов – за неправильно названное или неназванное ребёнком слово / отказ от выполнения задания.

Максимальное количество баллов за задание 1.2–8.

Серия 2 – направлена на изучение навыков словообразования глаголов суффиксальным способом на экспрессивном уровне.

Задание 2.1 Образование глаголов с суффиксами.

Цель: исследование навыка образования глаголов суффиксальным способом.

Оборудование: суффиксы – -ова-/-ева-; -нича-; -е-; -а-; -ка-.

Ход: предлагаем ребёнку словесную инструкцию: «Слово «завтрак» отвечает на вопрос «Что?», давай придумаем похожее слово, чтобы оно отвечало на вопрос «Что делать?». Задача ребёнка ответить – «завтракать». Аналогично повторяем с остальными словами: совет (советовать), ночь (ночевать), мошенник (мошенничать), капризный (капризничать), старый (стареть), жёлтый (желтеть), ох (охать), ах (ахать), мяу (мяукать), кукареку (кукарекать).

Критерии оценки:

Оценка результатов выполнения задания производится в баллах:

1 балл – за каждое правильно названное ребёнком слово без дополнительной подсказки логопеда.

0 баллов – за неправильно названное или неназванное ребёнком слово / отказ от выполнения задания.

Максимальное количество баллов за задание 2.1–11.

Задание 2.2 Образование глаголов с постфиксом

Цель: исследование навыка образования глаголов при помощи постфикса.

Оборудование: постфикс -ся; картинки, обозначающие слова – умывает-умывается; одевает-одевается; прячет-прячется; учит-учится; красит-красится; обнимает-обнимается; качает-качается; поднимает-поднимается.

Ход: ребёнку предлагается пара картинок, например: «Мама умывает ребёнка» и «Девочка умывается». Задаём ребёнку вопрос: «Что делает мама?», задача ребёнка ответить «умывает», далее спрашиваем: «Что делает девочка?», ребёнку необходимо ответить «умывается». Аналогично продолжаем с остальными картинками.

Критерии оценки:

Оценка результатов выполнения задания производится в баллах:

1 балл – за каждое правильно названное ребёнком слово без дополнительной подсказки логопеда.

0 баллов – за неправильно названное или неназванное ребёнком слово / отказ от выполнения задания.

Максимальное количество баллов за задание 2.2–16.

Серия 3 – направлена на изучение навыков словообразования глаголов приставочно-суффиксальным способом на экспрессивном уровне.

Задание 3.1 Образование глаголов с приставкой и суффиксом.

Цель: исследование навыка образования глаголов при помощи приставки и суффикса.

Оборудование: приставки – раз-; по-; от-; пере-; суффиксы – -а-: -ка-; -ова-; -е-; -ива-.

Ход: предлагаем ребёнку пояснение, например: «Помидор был зелёный, а стал красный, что сделал помидор?», задача ребёнка ответить «покраснел». Аналогично придумываем пояснения для остальных слов: посоветовать, побеседовать, постареть, развешивать, отклеивать, перечитать, разохаться, разгавкаться.

Критерии оценки:

Оценка результатов выполнения задания производится в баллах:

1 балл – за каждое правильно названное ребёнком слово без дополнительной подсказки логопеда.

0 баллов – за неправильно названное или неназванное ребёнком слово / отказ от выполнения задания.

Максимальное количество баллов за задание 3.1–9.

Таким образом, в сумме за выполнение всех заданий методики можно набрать 53 балла.

По результатам выполнения всех заданий методики выделим следующие уровни сформированности словообразования глаголов у детей дошкольного возраста:

53–47 балл (100–90%) – высокий уровень. Предполагает правильное выполнение заданий на образование глаголов разных категорий. Допускаются ошибки, которые ребёнок может исправить самостоятельно.

46–40 баллов (75%) – уровень выше среднего. Допускаются ошибки, которые ребёнок может самостоятельно исправить.

39–34 баллов (65%) – средний уровень. Словообразование глаголов характеризуется некоторыми нарушениями, требуется помощь при выполнении заданий.

33–26 баллов (50%) – уровень ниже среднего. Словообразование глаголов существенно нарушено, требуется помощь в выполнении заданий.

25 баллов и меньше (<50%) – низкий уровень. Несформированность процессов словообразования.

Таким образом, дошкольники с ОНР испытывают наибольше трудности при усвоении системы словообразования и трудности в развитии словообразовательных глагольных форм. Поэтому важно своевременно выявить затруднения, с которыми сталкивается дошкольник, путём исследования сформированности словообразовательных навыков.

Список литературы

1. Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку [Текст] : [Сборник статей] / Под ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Науч.-метод. центр рус. яз. Сектор психологии и методики обучения. - Москва : [б. и.], 1970. - 164 с.

2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э. Современный русский язык: Учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. - М: Логос, 2002. - 528с. (1-_; 2- 298-299)

3. Волынец Т. Н. Современный русский язык. Способы словообразования. - Минск: 2003. - 32 с.

4. Гвоздев А.Н. «Вопросы к изучению детской речи», М,2009г,455стр.

5. Гвоздев А.Н. «От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений.». Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2002г. - 323 с.

6. Джафарова, А. В. Формирование навыков словообразования глаголов движения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / А. В. Джафарова, Л. В. Калашникова, Е. Е. Шепелева // Инновационная наука. – 2021. – № 11-2. – С. 91-93. – EDN HUXZFI.

7. Основы теории и практики логопедии [Текст]. / Р.Е. Левина и др.; под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Академия, 2007. 361 с.

8. Румянцева, Ю. Н. Характеристика детей с ОНР и их психологические особенности / Ю. Н. Румянцева // Globus. – 2019. – № 12(45). – С. 36-39. – EDN KBMFAM.

9. Туманова Т.В. Нарушения словообразования в устной и письменной речи. М.- 2005

10. Туманова, Т.В. Особенности формирования словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.03. - Москва, 1997. - 175 с.

11. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2013.

Просмотров работы: 106