ОСОБЕННОСТИ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ОСОБЕННОСТИ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Быкова С.Н. 1, Ляпина И.С. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В старшем дошкольном возрасте у ребёнка начинается активная подготовка к школе, в этот период он осваивает навыки звукового анализа и синтеза, несформированность которых может привести к затруднениям при обучении в начальной школе, в-первую очередь, при формировании чтения и письма. У детей с ОНР данные навыки формируются замедленно, с большим количеством ошибок, неточностей и искажений. Для исправления которых необходима специально организованная логопедическая помощь.

Л.С. Волкова считает, что фонематический анализ — это мыслительный процесс разложения целого на составляющие части или мысленное выделение отдельный фонем, установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам. А фонетическим синтезом является мыслительный процесс соединения частей в целое. Эти два понятия противоположны, но тесно взаимосвязаны между собой [2].

Существует два вида звукового анализа слов: элементарный фонематический анализ и сложный фонематический анализ. Простой звуковой анализ включает в себя выделение звука на фоне слова, а также в начале, середине и конце слова. Сложный звуковой анализ состоит из определения последовательности, количества и места звуков в слове.

К навыкам звукового анализа и синтеза можно отнести: формирование первого гласного звука в словах; анализ и синтез двух гласных звуков; определение в слове последнего гласного звука; определение в словах наличие (отсутствие) звука; определение в словах первого согласного звука; определение в словах последнего гласного звука; определение в середине односложных слов гласного звука; синтез слов, которые состоят из трёх звуков (односложных); определение места в словах согласного звука; определение количества слогов в словах; синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов [3] .

Процесс становления навыков звукового анализа и синтеза является неотъемлемой частью развития устной речи и формируется постепенно в течение всего дошкольного периода. К концу дошкольного детства навыки у ребенка, не имеющего нарушений в речи, должны быть практически сформированы.

У детей с ОНР III–IV уровня на седьмом году жизни навыки звукового анализа и синтеза формируются с трудом, а именно навыки вычленения звуков в слове, выделения звуков на фоне слова, выделения места и количества звуков [4]. Дети с ОНР затрудняются определять наличие стечения согласных звуков в двух-трёх сложных слова и выбирать картинки, на которых содержится данный звук. Они плохо различают заданную фонему и фонемы, акустически близкие ему [1]. Также вызывает затруднения и обособление первого и последнего звука в слове. Для детей седьмого года жизни с ОНР сложным является разделение слога, на составляющие его звуки, определение очерёдности звука, количество и место в слове.

Таким образом, у дошкольников с ОНР возникают сложности в формировании всех навыков звукового анализа и синтеза. Для правильного их становления нужна своевременная логопедическая помощь, которая предупредит трудности в формировании письменной речи ребенка на уровне начального общего образования.

Логопедическая работа предварительно должна включать комплексное изучение навыка звукового анализа и синтеза. С этой целью была разработана программа исследования, направленная на изучение навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников седьмого года жизни с общим недоразвитием речи. При разработке программы использовались методические рекомендации Быховской А.М. и Казаковой Н.А., Мазановой Е.В., Кабановой Т.В. и Доминой О.В., Иншаковой О.Б.

Разработанная программа исследования включает в себя 2 диагностические серии, представленные в таблице 1.

Таблица 1 – Программа исследования навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников седьмого года жизни с общим недоразвитием речи

Экспериментальное задание

Речевой материал

Серия 1. Исследование уровня сформированности звукового анализа

Задание 1.1. Выделить гласный звук в слове

звук [а]: апельсин, сом, улица; звук [о]: окна, сани, дно

Задание 1.2. Выделить гласный звук в начале слова

утка, игра, очки, иголка, оса, ангел

Задание 1.3. Выделить гласный звук в конце слова

юла, усы, кольцо, очки, смородина, грибы

Задание 1.4. Выделить гласный звук из середины слова

сом, луг, дом, кит, куб, рак

Задание 1.5. Выделить согласный звук на фоне слова

звук [м]: машина, хлеб, дом; звук [к]: кот, салат, лак.

Задание 1.6. Выделить согласный звук в начале слова

зуб, рак, дом, нос, ваза, тыква

Задание 1.7. Выделить согласный звук в конце слова

дом, нос, жук, крот, суп, омут

Задание 1.8. Выделить согласный звук в середине слова

юла, око, оса, еда, Ира, ухо

Задание 1.9. Определить последовательность звуков в слове

мак, утка, кит, кошка, капуста, снег

Задание 1.10. Определить количество звуков в слове

мак, ваза, сук, танк, дом, малина

Задание 1.11. Определить место гласного звука по отношению к другим звукам

“утка” - [а], “кот” - [о], “игры” - [и], [о] – “очки”, [а] – “юла”, [у] – “луг”

Задание 1.12. Определить место согласного звука по отношению к другим звукам

[с] – “усы”, [м] – “дом”, [к] – “коза”, [т] – “кот”, [н] – “нос”, [с] – “оса”

Серия 2. Исследование уровня сформированности звукового синтеза

Задание 2.1. Соединить звуки в слово

кот, дом, шуба, руки, шапка, сумка

Задание 2.2. Составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности

[а], [р], [ш]; [д], [м], [ы]; [а], [р], [к];

[л], [а], [н], [у]; [з], [о], [р], [а];

[и], [ш], [а], [н]

Критерии оценивания:

При выполнении каждого экспериментального задания результаты выполнения оцениваются в баллах от 0 до 2. Баллы начисляются за каждое слово речевого материала экспериментального задания. Далее баллы суммируются и определяется общая сумма баллов за каждое экспериментальное задание.

2 балла – проба выполнена верно в соответствии с заданием педагога;

1 балл – ребёнок понимает и принимает условия задания, но самостоятельно выполнить пробу не может, только с помощь взрослого (организующая, подсказка, образец);

0 баллов – неверное выполнение либо отказ от выполнения.

По результатам выполнения всех заданий серии выполняется уровневая оценка.

Уровни сформированности навыка звукового анализа по результатам выполнения серии 1 программы исследования:

высокий уровень (130-144 балла) – для него характерно: полная сформированность всех форм (простой и сложной) звукового анализа;

выше среднего (108-129 баллов) – для него характерно: сформированность простой формы звукового анализа, сложную форму звукового анализа выполняет с незначительной помощью со стороны взрослого, присутствуют затруднения в определении количества, последовательности и определении места звука в слове;

средний уровень (72-107 баллов) – для него характерно: почти полная сформированность простой формы звукового анализа, присутствуют попытки к усвоению сложной формы звукового анализа. Допускают ошибки при выделении согласного звука в слове, с ошибками определяют порядок, количество и место звуков в слове;

низкий уровень (менее 72 баллов) – для него характерно: ребенок затрудняется в усвоении даже простой формы звукового анализа. Допускают ошибки при выделении звуков в середине слова, согласных звуков в слове, задание на определение количество, последовательность и место звуков в слове вызывают значительные затруднения.

Уровни сформированности навыка звукового синтеза по результатам выполнения серии 2 программы исследования:

высокий уровень (22-24 балла) – для него характерно: полная сформированность навыка звукового синтеза;

выше среднего (18-21 балла) – для него характерно: ребёнок способен соединить последовательно идущие звуки на слух, для составления слова из звуков в нарушенной последовательности может потребоваться частичная опора на наглядный материал;

средний уровень (12-17 баллов) – для него характерно: ребёнок может соединить последовательно идущие звуки на слух, возможны небольшие затруднения (может путать звуки местами, но исправлять себя сам), для составления слова из звуков в нарушенной последовательности требуется опора на наглядный материал;

низкий уровень (менее 12 баллов) – для него характерно: ребёнок затрудняется соединять последовательно стоящие звуки в слово, из которых оно состоит; выполняет задание с опорой на наглядный материал, в составлении слова из звуков, называемых в нарушенной последовательности, даже с опорой на наглядный материал очень затрудняется.

Для выявления и описания особенностей навыка звукового анализа и синтеза у дошкольников седьмого года жизни с ОНР был проведен констатирующий эксперимент на базе МБДОУ Детского сада №123 г.Архангельска в группе комбинированной направленности. В нем приняли участие 8 детей седьмого года жизни с ОНР.

Данные исследования звукового анализа представлены в таблице 2.

Таблица – 2 Экспериментальные данные по результатам выполнения старшими дошкольниками с ОНР серии 1 программы исследования

Дети

№ задания

Серия 1 – исследование звукового анализа

Баллы

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

1.9

1.10

1.11

1.12

 

1

12

12

12

12

12

12

12

10

12

12

12

12

142

2

8

11

4

0

10

12

11

2

6

3

8

8

83

3

11

12

10

11

11

12

12

10

0

10

10

6

115

4

12

10

8

1

12

10

12

4

2

2

12

10

95

5

12

10

4

10

12

0

0

0

0

4

8

8

68

6

11

12

8

10

10

12

12

12

8

6

8

10

119

7

12

10

0

0

12

4

0

0

0

4

3

4

49

8

8

11

5

4

12

7

4

0

0

0

8

12

71

Ср.балл выполнения задания

10,75

11

6,38

6

11,38

8,63

7,88

4,75

3,5

5,13

8,63

8,75

92,73

Распределение детей седьмого года жизни с ОНР, принявших участие в констатирующем эксперимента, по уровням сформированности фонематического анализа представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Распределение испытуемых по уровню сформированности звукового анализа

Из рисунка 1 видим, что больше половины детей демонстрируют недостаточно сформированные навыки звукового анализа, что соответствует низкому (38%) и среднему (25%) уровням. В ходе исследования были выявлены 3 детей, показавшие достаточный уровень сформированности данных навыков, что обусловлено длительностью получения логопедической помощи (второй год), качественной работой в домашних условиях.

Остановимся подробнее на тех заданиях, которые больше всего вызвали затруднения у участников констатирующего эксперимента. Так большинству детям было трудно справляться с заданием на определение гласного звука в конце слова (задание 1.3). Один ребёнок справился без ошибок, а одна девочка набрала 0 баллов. В основном ошибки детей заключались в том, что они называли последний гласный вместе с согласным, который шел перед эти гласным, либо только согласный. Также один ребенок в двух словах выделил первый гласный вместо последнего. В слове «усы» ребёнок ответил, что последнего гласного звука нет. Также у детей вызывало затруднение задание на определение гласного звука из середины слова (задание 1.4.) Ошибки детей заключались в том, что они называли гласный в середине слова с согласным, который шел перед ним, либо только этот согласный или называли гласный в середине слова, смягчая его, также вместе с согласным, стоящим перед ним.

В заданиях на выделение согласного звука в слове также возникали сложности. При выделении согласного звука в начале слова (задание 1.6) половина испытуемых справились успешно (2 балла), а 50% дошкольников допускали ошибки, называя согласный вместе с гласным, идущим после него, либо только этот гласный.

При выделении согласного звука в конце слова (задание 1.7) четыре дошкольника справились с заданием на максимальный балл, двое выполнили его на 0 баллов. Дошкольники называли вместо последнего согласного звука в слове – первый с добавлением к нему последующего гласного звука. При выделении согласного звука в середине слова (задание 1.8) один ребёнок выполнил задание на максимальное количество баллов, трое детей набрали 0 баллов. В основном ошибки дошкольников заключались в том, что дети называли согласный звук в середине слова вместе с гласным, стоящим либо перед этим согласным, либо после него, либо просто один из этих гласных. Также некоторые дети смягчали звуки.

В заданиях на определение уровня сформированности сложной формы звукового анализа было допущено больше ошибок, чем при выполнении заданий на демонстрацию навыков простого звукового анализа. Так в определении последовательности звуков в слове (задание 1.9) только один ребенок справился с заданием самостоятельно, четыре ребёнка набрали 0 баллов, что говорит о невозможности выполнить предложенное задание. Ошибки детей проявляются в том, что они называли слова по слогам, либо добавляли лишние звуки (например, [снегак]), также могли назвать слово полностью, не разделяя на слоги, если в нём только один гласный звук.

В определении количество звуков в слове (задание 1.10) также только один ребенок справился с заданием без ошибок, а один набрал 0 баллов. Остальные испытуемые вместо количества звуков считали количество слогов. Кто-то пытался угадать, некоторые дети упускали звуки во время подсчёта, а кто-то называл правильный ответ со второй попытки.

В заданиях на определить места звука по отношению к другим звукам (задания 1.11 и 1.12). В этих заданиях два дошкольника набирали максимальной количество баллов. Большая часть детей при их выполнении затруднялись назвать место звука в слове. Ошибки дети допускали во всех местах слова. Кто-то пытался угадать, кто-то исправлял себя сам.

Таким образом, простые навыки, такие как выделение гласного и согласного звука в слове, выделение гласного и согласного звука в начале слова у старших дошкольников с ОНР сформированы в соответствии с возрастной нормой. Стоит отметить, что это онтогенетические более ранние формируемые навыки, более простые. Поэтому легче поддаются коррекции или практически не нарушаются, а самостоятельно формируются в процессе речевого развития ребенка.

По результатам анализа видно, что 12% испытуемых продемонстрировали высокий и 25% выше среднего уровни развития данного навыка, почти четверть испытуемых (38%) остались на среднем уровне и 38% показали низкий уровень развития навыков звукового анализа. Это значит, что большинство детей имеют недостаточный уровень сформированности навыков звукового анализа.

Данные исследования звукового синтеза представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Экспериментальные данные по результатам выполнения старшими дошкольниками с ОНР серии 2 программы исследования

Дети

задания

Серия 2 – исследование звукового синтеза

Баллы

2.1

2.2

1

12

10

22

2

7

5

12

3

10

5

15

4

10

3

13

5

10

7

17

6

10

5

15

7

2

1

3

8

5

2

7

Ср. балл выполнения задания

8,25

4,75

13

Распределение детей седьмого года жизни с ОНР, принявших участие в констатирующем эксперимента, по уровням сформированности фонематического синтеза представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – распределение испытуемых по уровню сформированности звукового синтеза

Из рисунка 2 видим, что только один ребёнок получил высокий балл за выполнение заданий из серии 2, остальные дети демонстрируют недостаточно сформированные навыки звукового синтеза, что соответствует низкому (25%) и среднему (63%) уровням.

Обратим внимание на трудности, которые возникли у участников констатирующего эксперимента. При соединении звуков в слово (задание 2.1) один ребёнок справился без ошибок. В основном дети справлялись с заданием с помощью картинки, на которой были изображены данные слова. Некоторым детям было сложно назвать загаданное слово без наглядной опоры. Двое детей испытывали затруднения даже при наличии наглядного материала. При составлении слова из звуков, данных в нарушенной последовательности (задание 2.2) пости все дети выполняли его с опорой на наглядный материал, но некоторые дети затруднялись с ответом, даже при помощи картинки.

В результате анализа видно, что только у одного дошкольника (12%) навык звукового синтеза сформирован на высоком уровне, большинство испытуемых продемонстрировали средний (63%) и низкий уровень (25%) сформированности данного навыка.

Таким образом, анализ результатов экспериментального и теоретического исследования позволил выделить следующие особенности навыков звукового анализа и синтеза у детей седьмого года жизни с ОНР:

- наибольшие трудности возникают при формировании навыков звукового синтеза, таких как объединение отдельных звуков в слово;

- простые навыки звукового анализа, такие как выделение гласного и согласного звука в слове, выделение гласного и согласного звука в начале слова у старших дошкольников с ОНР сформированы в соответствии с возрастной нормой;

- сложные навыки звукового анализа формируются замедленно с ошибками в определении последовательности, количества и места звуков.

Таким образом, выявленные особенности в навыках звукового анализа и синтеза у старших дошкольников с ОНР определяют необходимость организации и проведения логопедической работы по коррекции имеющихся нарушений и профилактике нарушений письменной речи.

Список литературы

Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова; под ред. Волковой Л. С. — М. : ВЛАДОС, 2008. — С. 24- 30.

Логопедия: учебник для пед. вузов дефектолог. фак.: доп. М-вом образования и науки РФ /Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.; под ред. Л. С. Волковой, М.: Владос, 2010;

Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь: Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте / Т.А. Ткаченко. - М: ЭГСИ; Чувашия, 1999. – 43 с.

Хватцев, М. Е. Логопедия [Текст] Книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений. В двух книгах. Книга 1. Педагогическое наследие. / М. Е. Хватцев ; под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. — М. : Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2009. — 272с.

Просмотров работы: 455