ОЦЕНКА РАСПРОСТРАНЕННОСТИ ИЗБЫТОЧНОЙ МАССЫ ТЕЛА СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ОЦЕНКА РАСПРОСТРАНЕННОСТИ ИЗБЫТОЧНОЙ МАССЫ ТЕЛА СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ

Алване К.Х. 1, Аралова В.С. 1, Лущик М.В. 1, Губин А.И. 1
1ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение:

Ожирение является одним из самых распространённых метаболических нарушений XXI века. Эта проблема актуальна несмотря на социальную и профессиональную принадлежность, возраст, пол и зоны проживания. За последнее десятилетие число таких больных в мире увеличилось почти в два раза и по оценке специалистов в 2025 г. их количество составит 300 млн человек [1].

Формирование этого заболевания часто происходит в детском возрасте, а иногда истоки ожирения закладываются пренатально. Часто патологическая прибавка в весе матери может стать предрасполагающим фактором формирования ожирения у ребенка [2]. Также существуют множество факторов, играющих важную роль в развитие ожирения, такие как: наследственность, социально-экономическое положение, нерациональное вскармливание и питание ребёнка в грудном возрасте, низкая физическая нагрузка, неправильное питание (избыточное потребление углеводов, жиров, соли и газировок) и недостаток сна. Ожирение является одним из основных факторов риска развития гипертонии, атеросклероза, сахарного диабета, инсульта, инфаркта миокарда и имеет неблагоприятный прогноз при отсутствии своевременного адекватного лечения.

По классификации ожирение делится на первичное и вторичное. Первичное, в свою очередь, возникает при нарушении гормональной связи между гипоталамусом и жировой ткани. Вторичное ожирение возникает при нарушении соотношения между процессами липогенеза и липолиза.

По стадиям: 1 – отложение жира до 30% (ИМТ=30-34,9), 2 – до 50% (ИМТ=35-39,9), 3 – до 100% (ИМТ=40 и >), 4 – >100%.

По особенностям морфологии жировой ткани выделяют гиперпластическое и гипертрофическое ожирение. Гиперпластическое ожирение связано с увеличением количества адипоцитов. Гипертрофическое ожирение сопровождается увеличением размеров адипоцитов (зависит от питания).

Цель исследования:

Произвести оценку распространенности избыточной массы тела и ожирения среди учащихся средней школы.

Материалы и методы исследования:

Объектом исследования были 278 школьников (среди них: 50,7% - женского пола, 49,3% - мужского, учащиеся в средних классах (МБОУ Гимназия им. Академика Н.Г. Басова, ГБОУ Гимназия №1 г. Карабулак, МБОУ СОШ №85, ОГАОУ «Губкинская СОШ с УИОП»). Метод исследования – онлайн анкетирование на платформе Google, которое включало ряд различных вопросов о данном заболевании. Вопросы анкетирования включали сведения о наследственной предрасположенности, наличии аутоиммунных заболеваний, влиянии избыточной массы тела на качество жизни, возрасте, в котором была диагностирована избыточная масса тела, особенностях образа жизни. Обработка статистических данных осуществлялась с применением пакета программ Microsoft Excel и включала расчёт относительных показателей(%). Достоверность полученных результатов оценивали с помощью t-критерия Стьюдента.

Результаты исследования и их обсуждение:

На основании полученных данных было установлено, что 20,6% школьников женского пола и 28,5% мужского пола в возрасте от 11 до 16 лет имеют избыточную массу тела, в то время как 14,9% девушек и 16% юношей страдают ожирением. У 25,9% опрошенных нами учащихся выявляется наследственная предрасположенность – избыточная масса тела определяется у родственников. Немаловажным фактом является наличие у 1,4% учащихся аутоиммунных заболеваний (таких как: сахарный диабет, аутоиммунное повреждение щитовидной железы), которые также имеют генетическую обусловленность у 3-х из 4-х выявленных случаев.

86,5% подростков с увеличенным ИМТ отмечают влияние имеющейся избыточной массы тела на качество жизни. Наиболее распространенными являются такие признаки, как одышка при физической нагрузке (60,4%), усталость, упадок сил и отсутствие энергии на выполнение рутинных дел (46,8%), головная боль (12,6%), нарушения сна (18,9%). Стоит также упомянуть о такой важной проблеме, как психологический дискомфорт и низкая самооценка (86,4% опрошенных, страдающих избыточной массой тела). Потеря энтузиазма заниматься привычными делами, ранее приносившими удовольствие, пробовать новые хобби отмечается у 32,4%. Также 39,6% убеждены, что лишний вес может стать помехой во взрослой жизни. Психологические и поведенческие отклонения являются одной из важнейших проблем пубертатного периода, поэтому таким подросткам требуется повышенное внимание и дополнительная поддержка со стороны родителей и педагогов (рис.1).

Рис.1. Психологические и поведенческие отклонения у подростков, страдающих избыточной массой тела и ожирением.

Нами установлено, что развитие избыточной массы тела у опрошенных было впервые отмечено в возрастном диапазоне 5-7 лет.

Среди причин, которые по мнению учащихся могли привести к развитию у них лишнего веса (рис.2), были названы неправильное нерациональное питание, богатое вредными высококалорийными продуктами (74,7% опрошенных употребляют чипсы, сухарики, другие снеки и газированные напитки), низкий уровень физической активности (91,9% не занимаются физической культурой и спортом, проводят не менее 4-х часов ежедневно за экраном телефона, планшета, компьютера, телевизора и других устройств), генетическая предрасположенность (55,8%).

Рис.2. Причины, которые по мнению учащихся могли привести к развитию у них лишнего веса.

Следует отметить, что по данным ВОЗ здоровый образ жизни является фактором, оказывающим влияние на продолжительность и качество жизни на 50-55%, в то время как роль других факторов вносит значительно меньший вклад: роль наследственных факторов составляет 15-20%, состояние окружающей среды – 20-25%, деятельность системы здравоохранения – 10-15% [3]. Популяризация здорового образа жизни, формирование правильных установок путем применения различных наглядных методов среди детского населения является первостепенной задачей, которая стоит перед государством на всех уровнях: федеральном, региональном и местном [4]. Практически главенствующая роль в формировании правильного отношения к собственному здоровью у детей принадлежит школьному процессу. Одной из важнейших задач школ является соблюдение рекомендаций по обеспечению рационального режима питания и двигательной активности учащихся. К сожалению, в настоящее время интенсивность школьной программы способствует перегрузке информацией, снижению трудоспособности, развитию переутомления и отклонениям в физическом развитии, а ограничение количества уроков физической культуры в школах не обеспечивает должного уровня двигательной активности учащихся.

Гиподинамия приводит к негативным последствиям для здоровья растущего организма, происходит перегрузка и истощение функциональных резервов ЦНС, развиваются различные заболевания, которые с течением времени могут переходить в хроническую форму [5]. Недостаток физической активность в сочетании с другими факторами способствует развитию избыточной массы тела и ожирения детей и подростков [6]. Детям и подросткам необходимо еженедельно посвящать не менее 60 минут в день занятиям физически активной деятельностью, а также сокращать продолжительность малоподвижных периодов, особенно время досуга у экрана телевизора, компьютера или другого технического устройства. [3].

Выводы:

Исходя из результатов проведенного анкетирования следует отметить, что избыточной массой тела и ожирением страдают почти четверть школьников, большая часть которых преимущественно женского пола. Впервые лишний вес у большинства учащихся средней школы диагностируется в дошкольном возрасте. Потенциальными факторами, обуславливающими развитие ожирения, являются неправильный образ жизни, генетическая обусловленность и наличие аутоиммунных заболеваний. Четверть опрошенных имеют наследственную предрасположенность к избыточной массе тела. Аутоиммунные заболевания также обусловлены генетическими факторами в большинстве случаев и оказывают влияние на увеличение ИМТ. Детям, страдающим избыточной массой тела и ожирением, присущи некоторые поведенческие и психологические расстройства, которые требуют повышенного внимания со стороны родителей и педагогов [4]. Следует помнить о том, что для устранения гиподинамии важно контролировать продолжительность малоподвижных периодов, не проводить свободное время исключительно за экраном телефона, компьютера или другого устройства [3].

Список литературы:

В.В. Новицкий, Е.Д. Гольдберга. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ: Учебник для медицинских вузов. Томск : Изд-во Том. Ун-та, 2001. – 716 с.

Чубаров Т.В., Бессонова А.В., Жданова О.А., Артющенко А.И., Шаршова О.Г. Факторы риска развития ожирения в различные периоды детства. Ожирение и метаболизм. 2021;18(2):163-168.

Рекомендации ВОЗ по вопросам физической активности и малоподвижного образа жизни: краткий обзор [WHO guidelines on physical activity and sedentary behavior: at a glance]. Женева: Всемирная организация здравоохранения; 2020.

Белых, Н.А. Психологические особенности личности детей с избыточной массой тела и ожирением / Н.А. Белых, Е.Э. Блохова, А.И. Фролов, П.А. Рогова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2019. – Т.7, №3.

Бейс, Г. Школы здоровья в Европе и в России / Г. Бейс, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева [и др.]. – М.: НЦЭД РАМН, 2009.

Скотникова, Ю.В. Избыточная масса тела и гиподинамия как факторы риска развития патологии сердечно-сосудистой системы у детей и подростков / Ю.В. Скотникова, А.Н. Архангельская, Е.В. Бурдюкова, Н.Г. Игнатов, Е.В. Рогозная, О.И. Самусенков, К.Г. Гуревич // Вестник новых медицинских технологий. – 2016. – Т.23, №1.

Просмотров работы: 3493