Добрый день уважаемые председатель, члены комиссии, присутствующие.
Позвольте представить вашему вниманию результаты исследования по теме «Использование метода проектов для развития умений письменной речи на уроках английского языка у обучающихся 6 класса в общеобразовательной онлайн школе».
Возможности Интернета для совершенствования языковой подготовки обучающихся, настолько широки, особенно учитывая коммуникативную направленность обучения. Развитие навыков и умений реальной речевой письменной коммуникации является потребностью современного общества, а разработка новых эффективных методик обучения иноязычной письменной речи (с учетом педагогических возможностей её реализации) — необходимыми задачами, которые стоят перед учеными-методистами. В своей работе мы исследуем возможность совершенствования умений письменной речи с помощью метода проектов в общеобразовательной онлайн школе, поскольку данный метод позволяет не просто совершенствовать определенные умения и навыки, но и учит обучающихся самостоятельно выполнять разного вида задания.
Объектом исследования являлся процесс совершенствования умений письменной речи у обучающихся 6 классов на уроках английского языка.
Предметом исследования выступил метод проектов как средство совершенствования умений письменной речи у обучающихся 6 классов на уроках английского языка в общеобразовательной онлайн школе.
Цель магистерской диссертации заключалась в научно-теоретическом обосновании и экспериментальной проверке результативности использования метода проектов для совершенствования умений письменной речи обучающихся 6 классов в общеобразовательной онлайн школе.
В ходе исследовательской работы нами были решены следующие задачи:
Рассмотрены содержания понятия, классификацию и особенности совершенствования письменной речи в 6 классе.
Проанализировано понятие «метод проектов», его основные характеристики в образовательной деятельности.
Выявлены особенности и виды онлайн-обучения.
Выявлен начальный уровень развития умений письменной речи обучающихся 6 классов общеобразовательной онлайн школы.
Разработан и апробировать учебный проект по английскому языку в 6 классах, направленный на развитие умений письменной речи.
Проведен диагностический срез на завершающем этапе эксперимента и проанализировать результаты диагностических срезов (на начальном и завершающем этапах эксперимента) для выявления динамики развития умений письменной речи у обучающихся.
Теоретической базой исследования послужили работы авторов: исследования составили работы таких учёных методистов, как: Астрединов И. Ю., Боголепова С.В, Бакаева О. А., Долголева Е. Р., Дорохов Р. С., Козлова Н.Ш., Кудиенко А. Ю., Леонтьев Д. А., Маркова А.К., Полат Е.С. и др.
Перейдем к описанию экспериментальной части исследования. Эксперимент состоял из трех этапов: организационно-диагностического, основного и результативно-обобщающего. В качестве базы для проведения эксперимента была выбрана общеобразовательная онлайн школа «Онлайн-гимназия№1» в период с 1 декабря по 28 декабря 2022 года.
Согласно информации, расположенной на официальном сайте школы, обучающиеся изучают все предметы основного общего и среднего общего образования. Уроки проводятся на платформе MOODLE, где расположены курсы по каждому предмету.
На курсе «Иностранный язык (английский)», уроки проводятся 3 раза в неделю: два урока в неделю проходит онлайн с учителем, а один урок выносится на самостоятельное изучение.
В каждом модуле идут пронумерованные уроки, под которыми размещается: ссылка на онлайн-занятие, презентация-конспект к уроку, дополнительные материалы (словари, видео и аудио), домашнее задание. Если урок выносится на самостоятельное изучение, то к нему прилагается «Конспект урока», а также задание на отработку изученного материала.
Платформа MOODLE имеет большое разнообразие элементов, которые могут быть использованы при изучении того или иного предмета. На основе анализа платформы, мы вывели список структурных элементов, которые в дальнейшем использовались в ходе эксперимента.
На организационно-диагностическом этапе исследования был проведен диагностический срез в двух подгруппах 6 параллели (6Н1-1, 6М1-1), состоящие из 10 человек. Задания, представленные обучающимся для выполнения направлены на определение уровня сформированности умений письменной речи. Срез включал три задания:
Задание 1 – направлено на определение уровня сформированности способности обучающихся структурировать информацию в тексте
Задание 2 – проверил лексико-грамматический запас знаний школьников, их умение правильно выстраивать предложения, используя изученный ранее лексико-грамматический материал.
Задание 3 – направлено на написание личного письма другу. За образец взято задание из ОГЭ по английскому языку №35. Где проверяется способность детей выстраивать логичный и последовательный ответ, соблюдать структуру письма, придерживаться заданного объема.
Результаты среза показали сформированность умений письменной речи у обучающихся 6 класса. На основе полученного результата группа 6Н1-1 была выбрана в качестве экспериментальной, а 6М1-1 – контрольной.
Далее нам бы хотелось охарактеризовать проведенную нами экспериментальную работу и особенности ее реализации.
Эксперимент проводился при изучении раздела 4 «Животные в городе» УМК «English Сфера». Изучение материала по данному модулю рассчитано на 15 уроков, из которых 5 выносится на самоподготовку.
Проектная работа обучающихся была разделена по пяти основным этапам. Далее рассмотрим каждый этап отдельно.
Подготовительный этап. (1 урок). Для подведения к теме проектной работы, обучающимся были представлены задания по чтению текста о Лонглит сафари парке и письменному описанию карты парка, которые вы можете увидеть на слайде. Далее проходили выбор темы проекта и формирование групп.
Этап планирования. (1 урок). Для определения целей и задач проекта, обучающимся предлагалось работать в своей группе, заполняя таблицу, представленную на экране. В ходе планирования, была поставлена цель работы, определены задачи, которые необходимо было выполнить в ходе выполнения работы, далее установлены сроки выполнения проектов.
Этап реализации проекта (6 уроков). На этапе реализации проектов обучающиеся самостоятельно готовили свои проекты, во время уроков ученики могли консультироваться с учителем по возникающим вопросам. На каждом уроке данного этапа часть времени уделялась на актуализацию ранее пройденного материала, а также выполнение упражнений, способных помочь обучающимся в реализации проекта и совершенствовании умений письменной речи. Темы уроков представлены на слайде.
Рассмотрим некоторые из заданий данного этапа:
Первое задание, направлено на составление плана. Важной задачей в работе каждой группы было найти информацию о животных, обитающих в Лонглит сафари парке и рассказать о них, в связи с этим нами было принято решение вынести на отдельный урок составление плана, на основе которого обучающиеся смогут описывать ту группу животных, которую они выбрали. Для выполнения поставленной задачи, было создано голосование, в котором обучающиеся высказывали свои мысли о том, какие пункты должны быть в плане описания животных. Исходя из ответов учеников была составлена таблица, которую ученикам было предложено заполнить в своих проектных группах.
Следующее задание на описание животного. После актуализации знаний по пройденным темам, ученикам было предложено выполнить задание на составление предложений, используя информацию из таблицы. Помимо описания внешности, необходимо было составить предложения о месте обитания, питании животного и интересных фактах.
Работа над заданием по составлению вопросов проходила в 2 этапа. Первый, ученикам необходимо было посмотреть на картинку и написать как можно больше вопросов к данной картинке. После того, как время работы в группах закончилось и обучающиеся вернулись в общую комнату, группы поменялись вопросами и обучающиеся снова отправили в комнаты, но на этот раз уже составлять письменные ответы на вопросы противоположной команды. В качестве домашнего задания обучающимся было предложено задание, в котором было необходимо прочитать текст и составить 10 и более вопросов к тексту.
Этап презентации проекта. (1 урок)
На этапе презентации проектов, ученики писали небольшое вступительное слово и размещали готовые проекты в форум. Далее команды просматривали работы друг друга, и задавали вопросы в форуме по сделанному проекту. В качестве домашнего задания задача обучающихся была ответить на все полученные во время онлайн-занятия вопросы.
Этап осмысления и оценки проекта. (1 урок)
Оценивание проектной работы проходило как со стороны учеников, так и со стороны учителя. Задача учеников была в элементе «Форум», используя шаблон, высказать свое мнение о проектах, выделить проект, который больше понравился или меньше, объяснить почему. Далее проходило голосование за лучший проект, победители которого награждались специальными значками на платформе.
Во время проведения результативно-обобщающего этапа, был проведен срез с целью оценки уровня сформированности умений письменной речи у участников эксперимента по его окончании.
Результативно-обобщающий этап включал задания, аналогичные организационно-диагностическому этапу. Выполненный срез на результативно-обобщающем этапе показал улучшение результатов на 15% в экспериментальной группе, в контрольной группе положительных сдвигов не произошло.
По итогам эксперимента, а также диагностических срезов на начальном и завершающем этапах эксперимента можно заключить, что метод проектов, как средство совершенствования умений письменной речи является результативным. Обучающиеся в большинстве своем выполняли работу с интересом и по окончании эксперимента показали улучшенные результаты. В процессе подготовки проектов особое внимание уделялось самостоятельной работе учеников и у них была возможность проявить свои творческие способности. Полагаясь на результаты нашего исследования, применение метода проектов при обучении английскому языку в 6 классе для совершенствования умений письменной речи показало свою результативность – поставленная цель была достигнута.