Мотивы выбора профессии будущих судоводителей - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Мотивы выбора профессии будущих судоводителей

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Профессия судоводителя находится в системе человек - знаковая система, деятельность напрямую осуществляется в экстремальных условиях, а именно реализуется в изоляции от суши. Данная профессия реализуется в условиях ночных смен, повышенной ответственности и в постоянном режиме принятия решений, от которых зависит работа всего судна. Правильное формирование представлений о профессии ведет к верному развитию мотивации к данной деятельности и к успешному исполнению своих обязанностей в любой экстремальной ситуации. Процесс формирования и развития навыков и умений уже в начале обучения напрямую зависит от личной заинтересованности и мотивации курсантов. Однако в начале своего профессионального пути профессиональная мотивация курсантов может иметь неоднозначный характер в связи отсутствием практического опыта и теоретической подготовки.

Цель нашего исследования заключалась в изучение мотивации будущих судоводителей.

В нашей работе использовался метод психологического опроса. А именно методика В.Я. Ядрова «изучение факторов привлекательности профессии». Выбранная профессиональная деятельность считается правильной, если психофизиологические данные человека удовлетворяют требования данного вида деятельности [4]. Однако, практика показывает, что множество выпускников технических высших заведений сталкиваются с неготовностью к условиям осуществления трудовой деятельности в силу несовпадения их психофизиологического уровня развития и требованиями труда [2].

На мотивацию будущих судоводителей оказывает существенное воздействие комплекс личностных и объективных детерминант. К объективным детерминантам относятся: личностное отношение к учебе, довольство условиями обучения, общением с преподавателем на профессиональные темы, полученный опыт во время прохождения практики и т.д. Личностные детерминанты – особенности структурного строения профессиональной мотивации будущих судоводителей [1].

Тем не менее, направление подготовки по специальности «судовождение» является сферой экстремальных профессий, поступление на которую требует осознанности и внутренней готовности к сложностям. Внутренняя профессиональная мотивационная сфера курсантов-судоводителей имеет свою специфическую структуру.

На начальном этапе обучения перед курсантами стоит цель получения профессиональных знаний. Однако, первокурсники не имеют ясного представления о теоретических знаниях, которые они будут активно демонстрировать в своей практической профессиональной деятельности. Мотивация к овладению профессией в данном случае не является дифференцированной, по причине отсутствия, как говорилось выше, практического опыта.

Курсанты-судоводители выпускных курсов, которые закрепили полученные теоретические знания на опыте производственной практики, уже имеют примерное представление о своей будущей профессиональной сфере, тем самым могут дифференцировать для себя знания, полученные в ходе обучения: какие являются доминирующими и важными, а какие вспомогательными и второстепенными. В этом и заключается особенность профессиональной мотивационной сферы, она модифицируется из сплошной в выборочную [3].

В нашем исследовании мы использовали метод опроса. В опросе приняли участие 43 курсанта факультета «судовождение» МГУ им. Г.И. Невельского.

Методика В.Я. Ядрова «изучение факторов привлекательности профессии» изучает коэффициентов значимости того или иного фактора привлекательности профессии. По каждому из 11 факторов подсчитывается коэффициент значимости (КЗ). Коэффициент значимости определяется как: КЗ=(n + m )/ N.

где: N - объем выборки (количество обследуемых)

n - количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке А.

m - количество обследуемых, которые отме­тили данный фактор в колонке Б.

Результаты первой методики В.Я. Ядрова «изучение факторов привлекательности профессии» у курсантов-судоводителей 1 и 5 учебных курсов, которые мы представили в виде таблицы 1 ниже.

Таблица 1 – результаты курсантов-судоводителей 1 и 5 учебных курсов по методике В.Я. Ядрова «изучение факторов привлекательности профессии».

Коэффициент значимости

1 курс

5 курс

КЗ1

1

0,8

КЗ2

0,6

0,6

КЗ3

0,6

0,6

КЗ4

0,7

0,8

КЗ5

0,9

0,9

КЗ6

0,6

0,6

КЗ7

0,7

0,7

КЗ8

0,8

0,8

КЗ9

0,7

0,7

КЗ10

0,6

0,6

КЗ11

0,8

0,8

Среднее значение

0,7

0,7

По результатам таблицы 1 видно, наиболее значимым критерием для курсантов 1 курса является КЗ1 (1). Данный критерий соответствует признанию профессии в обществе. Следовательно, один из важнейших критерий для курсантов 1 курса при выборе профессии является то, что профессия судоводителя важна в обществе. Так же для 1 курса после КЗ1 важными критериями выступают такие критерии как КЗ5 (0,9), КЗ8 (0,8) и КЗ11(0,8) . Данные критерии отвечают за большую заработную плату (КЗ5), работу, которая соответствует характеру (КЗ8), и возможности достичь социального признания и уважения (КЗ11).

Для курсантов же 5 курса самым важным критерием выступает КЗ5 (0,9). Данный критерий отвечает за высокую заработную плату. Следовательно, для курсантов-судоводителей 5 курса преобладающим критерием в их профессии является высокая заработная плата. Различия в преобладающих критериях между 1 и 5 учебным курсом можно объяснить тем, что курсанты 5 курса уже имеют опыт оплачиваемой практики и имеют четкое представление о размере своей будущей заработной платы.

Из сказанного следует вывод, что для курсантов 1 курса важно, чтобы работа имела высокое и почетное место в обществе, так же важно, чтобы работа соответствовала характеру человека, давала социальное признание, уважение и имела высокую ставку оплаты труда. Такие же результаты получились и при подсчете среди курсантов-судоводителей 5 курса, но у них выступает важным еще один критерий – КЗ4(0,8). Данный критерий связан с высоким переутомлением, это связано с тем, что курсанты 5 курса уже имеют опыт плавательных практик и имеют практическое представление о своей будущей профессии, в отличии от 1 курса, чьи представления о профессии основываются только на теории.

По результатам нашего исследования можно сделать следующие выводы:

Для курсантов-судоводителей 1 курса наиболее значимым мотивом при выборе профессии выступает ее признание в обществе, высокая заработная плата, работа, соответствующая характеру, а так же уважение и престиж.

Для курсантов-судоводителей 5 курса наиболее значимым мотивом при выборе профессии является высокая заработная плата, общественное признание, престиж и уважение.

У курсантов-судоводителей 5 курса одним из критериев при анализе выбора профессии выступает высокое переутомление, это связано с полученным практическим опытом в течение обучения.

Можно сделать предположение о том, будущие судоводители, обучающиеся на 1 курсе, еще не до конца адаптировались в новой учебной обстановке и не до конца имеют представление о своей будущей трудовой деятельности, вследствие отсутствия практического опыта, чего нельзя сказать о курсантах 5 курса, которые уже длительное время находятся в курсантской учебной обстановке, знают все нормы и правила данной системы обучения, а так же имеют за плечами практические знания.

Список литературы

Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. — СПб.: Питер, 2011. — 352 с.

Раевский Р.Т., Халайджи С.В. Профессионально прикладная физическая подготовка студентов энергетических специальностей. – Одесса: Наука и техника,2006. – 132 с.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2010. — 713 с.

https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-izmeneniya-otdelnyh-psihofiziologicheskih-i-psihofizicheskih-pokazateley-sudovoditeley-pri-vypolnenii-proizvodstvennoy/viewer

Просмотров работы: 151