История коллектива начинается ещё в сентябре 2003 года Колыгина Екатерина Николаевна, поступила на работу в Дом творчества детей и подростков педагогом дополнительного образования. Организовала детский танцевальный кружок. Образовались две возрастные группы по 10–12 детей. Занятия проходили в помещении Сурского Дома Творчества. Первое выступление состоялось в сборном концерте ко Дню Матери, младшая группа исполнила танец «Не рвите цветы», а старшая «Украинский». В декабре на детском районном конкурсе «Ритм» старшая группа заняла 2 место.
Со следующего учебного года количество детей значительно увеличилось, сформировались 4 возрастные группы. Ещё через год занятия танцами велись и в соседних населённых пунктах: деревне Городецк, посёлке Шуйга, посёлке Новолавела; количество воспитанников, включая дошкольников, доходило до 100 человек. В репертуаре коллектива были в основном эстрадные номера и танцы народов мира, костюмы для которых шили сами дети с руководителем.
В 2007 младшая группа, победившая на районном танцевальном конкурсе, приняла участие в областном конкурсе «Хрустальная туфелька». Для подачи заявки на конкурс нужно было название коллектива, которого на тот момент не было, первое, что пришло Екатерине Николаевне в голову: первый номер «Не рвите цветы» и так появилось название детского танцевального коллектива Сурского Дома творчества детей и подростков «Цветы».
В 2008 году на мастер классе по народному танцу в Карпогорском районном центре досуга Екатерина Николаевна познакомилась со студентом Орловского института культуры Чёрным Артёмом Юрьевичем. С этого момента началось их сотрудничество и дружба. Приезжая в Суру Артём успевал ставить танцевальные номера, а затем коллектив репетировал сам, оттачивая хореографию, готовя костюмы. По приглашению Артёма коллектив принимал участие в гастрольном проекте «Да здравствует сцена!», объехали весь Пинежский район и побывал в Республике Коми.
В 2010 году появилось другое название коллектива. Руководителю прислали информацию о проведении конкурсного проекта «Viva dance», это название, его звучание и смысл очень понравились и детям, и родителям, с тех пор это имя коллектива.
В 2012 году Артём Юрьевич Чёрный закончил институт, стал хореографом и выбрал местом работы Суру. Екатерина Николаевна уступила ему место руководителя детского танцевального коллектива. С приходом молодого специалиста у коллектива появился оборудованный зал, пошивом костюм занялась профессиональная швея Спирина Светлана Владимировна. В репертуаре коллектива появились номера в современных стилях и направлениях. Профессиональный уровень коллектива значительно вырос, он стал дипломантом и лауреатом не только областного и всероссийского, но и международного уровня.
Каждые 5 лет коллектив отмечает свои юбилеи. Каждый год проходит посвящение новых танцоров и отчётные концерты с чествованием выпускников. Выпускники коллектива «Золотой фонд Viva dance» продолжают участвовать в мероприятиях и выступлениях коллектива.
По подсчётам специалистов в мире существует более 250 видов танцев. Хореографических коллективов и ансамблей существует не меньше. Некоторые направлены на один вид танцев, а какие-то занимаются несколькими. Так и «Viva Dance» за всю свою историю испробовал большое количество различных видов танцев: от русского народного до дэнсхолла ( – это ямайский уличный социальный танец. Особенностью данного танца являются эротичные вращательные движения бедрами в самых разных положениях)[1].
Основными видами танцев коллектива «Viva Dance» являются русский народный танец и эстрадный танец. Но также в коллективе развивались и развиваются такие виды, как: балет, барыня, берёзка (хоровод), вальс, восточные танцы, индийские танцы, ирландские национальные танцы, кадриль, классическая хореография, папури, полька, Рок-н-Ролл, русская пляска, русская кадриль, русский хоровод, танго, танок, тройка, цыганочка и другие. Коллектив также развивает не только групповые номера, но и сольные.
За 19 лет существования коллектив посетил не только большую часть деревень, посёлков и городов Архангельской области, но и побывал в разных городах России (таких как Казань, Москва, Кострома, Керчь, Анапа, Санкт-Петербург и другие) и нескольких странах (Словакия, Венгрия, Белоруссия).
Количество наград за все эти поездки достаточно велико и среди них есть не только первые, вторые, третьи места, но и гран-при (– высшая награда, премия в конкурсе или соревновании)[2]. Так в 2014 году в Словакии на Международном фестивале народных танцев и песен «У Татранского источника» (г.Попрад, г.Кежмарок, г.Свит) коллектив и занял своё первое крупное гран-при.
Русские народные танцы коллектива в конкурсах всегда отличались успехом. Лауреты I и II степени – самая частая награда коллектива в этом виде танцев на различных уровнях конкурсов: районных, областных, всероссийских и международных.
Успех в эстрадных танцах не менее значим. Ещё одно гран-при на Международном конкурсе танцевального искусства «Dance Solo» коллективу принёс сольный танец «Дорога жизни» Лазарева Николая. Этот номер покорил жюри настолько, что Николай получил также специальный приз от Светланы Лутошкиной (– преподаватель по джазу в Московском Губернском колледже искусств, хореограф-постановщик проекта «Танцы на ТНТ». Соучредитель федерации по пилонному спорту в России. Эксперт-консультант проекта «Танцевальный Клондайк»)[3] в знак высокой оценки танцевального и артистического мастерства.
Перечисляя успехи коллектива в районных и областных конкурсах, можно написать целую книгу. Коллектив стал достаточно популярным, занимая первые и вторые места в конкурсах и забирая почти все награды.
Детское хореографическое творчество в отдалённых поселениях нашей страны развивается не хуже, чем в крупных городах, хотя существует разница в ресурсах (залы, оборудование) и преподавателях, ведь не многие профессиональные хореографы желают уезжать из городов в деревни для обучения детей. Суре повезло, что Артём Юрьевич решился на такой шаг и стал развивать детское творчество здесь.
Подводя итог, можно сделать вывод, что детское творчество в сёлах и деревнях не отстаёт от городского и имеет успех. Коллектив «Viva Dance» тому прямое доказательство. Он имеет интересную и длинную историю, за всё время которой было использовано и выучено большое количество различных направлений танцев. Во многих коллектив добился больших успехов, что и доказывает высокий уровень хореографии и детского творчества в сёлах и деревнях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
DANCEHALL (Дэнсхолл) — ямайский уличный танец: стили, базовые степы, видео [Электронный ресурс] // Fitness для всех – Электрон. дан. – Режим доступа: https://fitness-dlya-vseh.ru/dancehall-densholl-yamajskij-ulichnyj-tanecz-stili-bazovye-stepy-video/, открытый доступ (дата обращения: 20.12.2022). – Загл. с экрана.
Гран-при — Википедия [Электронный ресурс] // Википедия – Электрон. дан. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гран-при, открытый доступ (дата обращения: 20.12.2022). – Загл. с экрана.
Педагоги — Танцевальная деревня [Электронный ресурс] // village.dance – Электрон. дан. – Режим доступа: https://village.dance/pedagogi/, открытый доступ (дата обращения: 20.12.2022). – Загл. с экрана.