Опыт зарубежных стран в части регулирования использования новых финансовых технологий - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Опыт зарубежных стран в части регулирования использования новых финансовых технологий

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Финансовые технологии (Далее по тексту FinTech) являются сравнительно новым направлением деятельности в экономики. Тем не менее это направление проходит в настоящее время период бурного развития и становления. Данное направление является одним из приоритетных в инвестировании и вливании крупного капитала в разработку, создание и функционировании финансовых технологий. По своей природе финансовые технологии являются продуктом бурно растущей цифровизации жизни современного общества и экономики в частности.

Стоит отметить, что под финансовыми технологиями в прикладном смысле понимаются совокупность технологий, позволяющих осуществлять денежные переводы и платежи, а к данной категории относиться сервисы онлайн-банкинга, мобильные кошельки и банкинг. Страхование инвестиции, кредитование при помощи краудфандинговых сервисов и площадок взаимного кредитования, а также робоэдвайзеры являются продуктом финансовых технологий.

Ввиду молодости данной области экономики ни отечественный законодатель, ни научное сообщество не успели выработать общего понятийного аппарата, общепринятого определения финансовых технологий, а также взгляда на должный вектор развития этой отрасли экономики, а тем временем они набирают все большую значимость в экономики став уже обязательной частью функционирования всех субъектов финансовых услуг.

Научная школа Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, представителями которой являются такие деятели науки, как М.А. Эскиндарвов, Г.Ф. Ручкина, С.Е. Дубова, придерживаются позиции, что финансовые технологии – это сложная система, объединяющая сектор новых технологий и финансовых услуг, стартапы и соответствующую инфраструктуру. [1]

Существует иная позиция, согласно которой финансовые технологии – это динамично развивающиеся сегмент на пересечении секторов финансовых услуг и технологий, где участники сегмента используют инновационные технологии и подходы в сфере финансовых услуг. [1]

Данная позиция сформулирована представителями бизнеса, в частности ее придерживается крупная консалтинговая и аудиторская компания PwC.

Разность, так и близость подходов интерпретации определения финансовых технологий в научном мире. Отсутствие единого мнения порождает не только дискуссию в научном мире, но и законодательную неопределенность, которую необходимо соответственно устранить для гармоничного функционирования данного сегмента экономики.

Важно также отметить, что темпы развития финансовых технологий в России не уступают мировым, при этом данная отрасль имеет специфические черты, влияющие на общее состояние дел в данном секторе экономики. В частности, речь идет о низком уровне платежеспособности граждан в условиях санкционной экономики, а также низком уровне жизни и финансовой грамотности так, таковой у населения. Отдельное влияние оказывает и политика Центрального Банка Российской Федерации, направленная на сдержанное и подконтрольное развитие компаний, функционирующих в данном сегменте рынка.

Тем не менее рынок финансовых технологий в России динамично развивается и обогащается. Рынок финансовых технологий не стоит на месте. Происходит разработка и внедрение новых технологий и технологических процессов.

Активными участниками развития финансовых технологий в России являются представители банковского сектора, на чью долю приходиться 95 % всех разработок.[2] В свою очередь государство осуществляет инвестиции и поддержку финансовых технологий, что нашло отражение в Паспорте национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденном президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам [3].

Но не смотря на важность развития финансовых технологий для государства, государственная политика по регулированию данной сферы экономики далека от совершенства.

В законодательстве Российской Федерации не содержится правовой регламентации финансовых технологий, а имеющиеся нормативно-правовая база не соответствуют уровню технологий.

Также существует проблема нормативного регулирования Банка России и Правительства Российской Федерации. Продолжает оставаться проблемой вопрос идентификации и аутоинтефикации. У участников рынка финансовых технологий отсутствует доступ к проверенной и достоверной информации из государственных источников информации. Неразрешённым отсеется вопрос государственного регулирования рынка криптовалюты и т.д.

В этой связи становиться особенно востребованным и актуальным обращение к зарубежному опыту регулирования данной отрасли экономики.

Анализ мировой практики регулирования рынка финансовых услуг показывает, что одним самых распространенных методов регулирования данной области экономики является метод «регулятивной песочницы» [4].

Сущность данного метода заключается в том, что организации, функционирующие в сфере финансовых технологий наделены правом тестирования своего продукта под контролем уполномоченного государством органа или Центрального банка.

Пример использования «регулятивной песочницы» можно встретить в законодательстве Гонконга, где государство возложила полномочия по регулированию рынка финансовых технологий на негосударственную организацию – Агентство по страхованию. [5]

В Сингапуре также пошли по пути создания «регулятивных песочниц», но при этом у Сингапура имеются соглашения о зонах и обмене территориями в финансовой сфере технологий между некоторыми государствами, такими как Великобритания. Это позволяет быстро и оперативно реагировать на попытки получения нелегального или противозаконного дохода при помощи FinTech.

Германия в свою очередь объединила участников рынка финансовых технологий, представителей государства и специализированных научных центров в специальные группы для более тесного, быстрого и своевременного обмена информацией. Данная мера позволила добиться лидирующего положения на рынке финансовых технологий в Европе. [6]

Также существует подход информационный подход, в рамках которого, государство использует все имеющиеся в своем распоряжении ресурсы для распространения информации, повсеместного распространения информации разъяснительного характера по вопросам, связанным с FinTech.

Реализацию данного подхода на практике можно встретить в Австралии, где государство размещает специальные информационные бюллетени для широкого круга лиц, по вопросам, связанным с функционированием и реализацией финансовых технологий.

В частности, примером подобного могут являться информационные бюллетени по вопросам, касающихся криптовалюты.

Другой реализацией данного подхода является открытие специальных консультативных центров, которые не только предоставляют информацию о FinTech, но и дают консультации широкому кругу лиц по вопросам в сфере финансовых технологий.

В Австралии подобный вид деятельности осуществляет Австралийская комиссия по ценным бумагам и инвестициям. [7] Кроме этого в Австралии для развития финансовых технологий и привлечения иностранных инвестиций была запущенна специальная программа развития инноваций и науки «FinTech» на которую Правительство Австралии выделило около одного миллиарда долларов США.[7]

В Бельгии в рамках специальных центров реализована возможность, осуществлена возможность посредничества между участниками рынка FinTech и всеми государственными органами, занимающимися государственным регулированием в конкретной сфере в рамках своей компетенции. Так, данная мера облегчает участникам рынка возможность быстрого взаимодействия с государством по вопросам, затрагивающим различные сферы одновременно, включая банковскую, инвестиционную, предпринимательскую, финансовую, вопросы по лицензированию, конкуренции и страхованию.

Индия и Япония пошли немного по другому пути. В частности, в государственном аппарате этих государств были образованы специальные ведомства целью которых является развитие и правовое регулирование FinTech.

В Великобритании была создан специальный автономный орган, выполняющий функции по регулированию и развития рынка финансовых технологий. На базе данного органа функционирует единственная в стране платформа для запуска проектов в рамках FinTech исключительно только для внутреннего рынка государства.

Таким образом, анализируя вышеперечисленное можно отметить, что для отечественного регулирования финансовых технологий имеет смысл заимствования зарубежного опыта данной деятельности. В частности, имеет смысл создания специализированной автономной группы или же государственного ведомства, занимающегося проблемой развития и регулирования финансовых технологий.

Имеет смысл более широкого использования, зарекомендовавшего себя метода «регулятивной песочницы» в области FinTech в России.

Кром того необходима детальная проработка отечественного законодательства путем выработки официального закрепленного понятийного аппарата, касающегося рынка финансовых технологий, а также методов правого регулирования.

Потенциал российской экономики в сфере FinTech огромен. Это подтверждают высокие темпы развития данной отрасли у нас в стране, а также лидирующее положение в Европе в области использования сети Интернет. На сегодняшний день банковская отрасль в России находиться на ведущих мировых позициях по использованию и внедрению финансовых технологий в свою деятельность. Именно подобное и должно являться основанием, подталкивающим отечественного законодателя к более детальному регулированию и развитию данной перспективной отрасли экономики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Эскиндаров М.А., Абрамова М.А., Масленников В.В., Амосова Н.А., Варнавский А.В., Дубова С.Е., Звонова Е.А., Криворучко С.В., Лопатин В.А., Пищик В.Я., Рудакова О.С., Ручкина Г.Ф., Славин Б.Б., Федотова М.А. Направления развития финтеха в России: экспертное мнение финансового университета // Мир новой экономики. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-razvitiya-finteha-v-rossii-ekspertnoe-mnenie-finansovogo-universiteta (дата обращения: 28.12.2022).

Остроушко А.В. Имплементация международного и зарубежного опыта правового регулирования финансовых технологий в российское законодательство // Юридические исследования. – 2019. – № 8. – С. 8 - 24.

"Паспорт национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854/ (Дата обращения 06.01.2023)

Ефимова Н.А Основные подходы по регулированию новейших финансовых технологий (FinTech) в условиях цифровой экономики // Хроноэкономика. 2018. №2 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-po-regulirovaniyu-noveyshih-finansovyh-tehnologiy-fintech-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki (дата обращения: 05.01.2023).

Технология регулятивной песочницы Гонконга по страхованию // Официальный сайт Агентства по страхованию Гонконга. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ia.org.hk/tc/aboutus/insurtech_c orner.html (Дата обращения 07.01.2023)

Савенко О. А. Об инвестицияхв финтех - компании:анализ россиии зарубеж-ной практике [Электронный ресурс] //Молодой ученый. – 2018. – № 49 (235).– С. 384 -391. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/235/54597/.

Инновационный центр Австралийской комиссии по ценным бумагам и инвестициям // Официальный сайт Австралийской комиссии по ценным бумагам и инвестициям. [Электронный ресурс]. URL: http://asic.gov.au/for-business/yourbusiness/innovation-hub/ (Дата обращения 07.01.2023)

Просмотров работы: 128