Актуальность. В настоящее время развитие корпусной лингвистики привело к созданию учебных материалов, словарей, основанных на корпусных данных, что влечет за собой изменения в области преподавания иностранного языка.
Целью данного исследования является изучение возможностей применения данных корпусной лингвистики для повышения уровня сформированности лексической компетенции обучающихся
Алекс Бултон в свое время трактует corpus-based и corpus-driven approaches (подходы) как косвенный и прямой доступ к данным корпуса. В первом случаи преподаватель заранее разрабатывает материалы, пошаговые инструкции, вопросы, на которых необходимо обратить внимание студентов, ведущие студентов к предсказуемым выводам. Во втором подходе более опытные студенты могут получить доступ к корпусам и обучаться самостоятельно, выступая в роли «детективов» исследуя корпус в соответствии с поставленными задачами [1].
Один из способов применения корпусных данных предлагают Кэтрин Огиджиан (Kathryn Oghigian) и Киоми Чжухао (Kiyomi Chujo) это использование генерирования строк конкорданса, или строк сочетаемости, например, для поиска производных и флексий слова «develop» [2, с.203]. Ведем в строку поиска слово develop, и корпусный менеджер сгенерирует автоматическую выдачу по типу KWIC (key word in context), то есть строки сочетаемости слова, упорядоченные относительно правого и левого контекста запроса. Такая организация информации о слове позволяет нам отслеживать использование лексических единиц в различных контекстах.
Таблица 1
Конкорданс БНС на производные и флексии слова «develop»
He created a program to develop renewable energy projects |
They need to develop a formula the same way they do for |
he was as much an economic developer as anybody else from the county |
Also at the event, developer Alex Barrett, who has |
The traditional development of art is the development of complex |
very happy about this development. We're...you know, we 're very excited |
which supports people with developmental disabilities. The shows bring in |
on students enrolling in developmental math between spring 2006 and |
The nations of the developed world, especially the United |
think tanks (and certainly many in developing countries) do not |
of the developed world, but because of the developing world, since it can |
to support non-profit affordable housing developments |
We are very well aware on the latest developments on new tech applications |
New information and new developments lead to new ideas, but |
Обучающиеся, проанализировав строки конкорданса, могут самостоятельно определить части речи каждого производного, запомнить их правописание, из контекста выявить новые для себя определения и, например, сделать вывод о том, в каких случаях существительное «development» используется как исчисляемое и в каких как неисчисляемое.
Данное задание может быть представлено обучающимся в виде предварительно разработанных учебных материалов, из которых заранее удалены все новые или несоответствующие уровню владения языка слова и выражения, и использоваться в учебной аудитории без доступа к интернету, либо студенты могут обучаться самостоятельно в компьютерной лаборатории с доступом к корпусам, следуя пошаговым инструкциям.
Вывод. Внедрение корпусных данных в разработке учебных материалов является возможностью привлечения современных методов обучения и может способствовать совершенствованию лексической компетенции обучающихся в изучаемом языке.
Список литературы:
Boulton A. Testing the limits of data-driven learning: Language proficiency and training. ReCALL, 2009. vol. 21. no. 1. P. 37–51.
Oghigian K., Chujo K. An Effective Way to Use Corpus Exercises to Learn Grammar Basics in English, Language Education in Asia. 2010. vol. 1. no. 1. P. 200-214.