ОСОБЕННОСТИ ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ОСОБЕННОСТИ ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Соколова П.Е. 1
1Ивановский государственный университет, Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Подростковый возраст — является одним из сложных периодов жизни человека, но самый важный в становлении личности индивида. Именно в подростковом возрасте начинают формироваться особенности осознанной саморегуляции произвольной активности, а также определяется поведение и деятельность подростка.

Под саморегуляцией в психологии понимается оценка ситуации и корректировка произвольной активности человека. В.И. Моросанова, под саморегуляцией понимает «интегративные психические явления, процессы и состояния», обеспечивающие «самоорганизацию различных видов психической активности» человека, «целостность индивидуальности и становление бытия человека» [12, с.8 ].

Следует отметить, что осознанная саморегуляция  —  это целостная система психических средств, при помощи которой человек способен управлять своей целенаправленной активностью. Согласно концепции индивидуального стиля саморегуляции, люди различаются по уровню развития, т.е. по-разному планируют цели деятельности, условия их достижения, у каждого свои стратегии и способы действий. В зависимости от стилевых особенностей саморегуляции подростки проявляют индивидуальные способы регулирования, и не каждый способен выбрать правильный путь становления личности. Повышение уровня СР и регуляторно-личностных качеств подростков будут способствовать развитию свойств для достижения целей в тех или иных видах деятельности [2, с.59].

Выделяются индивидуальные особенности саморегуляции, которые характеризуют каким способом человек планирует и программирует достижение цели, учитывает значимые внешние и внутренние условия, оценивает результаты и корректирует свою активность для достижения субъективно-приемлемых результатов.

Одна из особенностей саморегуляции - это потребность осознанно планировать деятельность. Но отличительной чертой подростков является неспособность адекватно оценивать приоритеты, значимые условия для достижения поставленных целей, они не замечают изменений в ситуациях. Это обусловлено завышенной самооценкой, преувеличением своих возможностей и отсутствием индивидуального опыта.

Согласно концепции В. И. Моросановой существуют индивидуально-типические, или стилевые, особенности саморегуляции. К ним относятся:

1) Индивидуальные особенности планирования целей, т.е. индивидуальный подход к принятию и выдвижению поставленных целей. Особенность подросткового возраста состоит в неадекватной оценки внешние и внутренние условия, а также растравление приоритетов в поставленных целей;

2) Особенности моделирования, т.е. анализ внешних и внутренних условий деятельности, значимых для достижения цели. Модель планируемой цели обычно зависит от информированности человека, чем больше развит кругозор, тем конкретней и плотнее будет структура будущей цели.

3) Особенности программирования предстоящих исполнительских действий, которые необходимы для достижения цели. Планирование алгоритмов (структуру) достижение целей, которые буду способствовать системному планированию действий.

4) Особенности контроля, оценивания и коррекции активности. Данные особенности составляю процесс саморегуляции, на каждом этапе достижение цели проходит контроль последующих действий и результатов, оценка принятых решений, коррекция управляющих действий или переход к следующим стадиям реализации деятельности [3, c. 35].

Таким образом, развитие осознанной саморегуляции представляет собой важный аспект социализации и становление индивидуальной личности подростков. Подростку необходимо научиться формулировать и обосновывать свои цели, анализировать их значимость,  возможность достижения и значимые условия. Подросток должен создавать новые способы и алгоритмы осуществления действий в определенных ситуациях. Необходимо развивать самостоятельность, уверенность, гибкость, ответственность личности, умение контролировать свои действия путем выделения разнообразных критериев, показателей контроля и оценки. 

Список литературы

1. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. – М.: Наука, 2010. – 519 с.

2. Моросанова В.И. Психология осознанной саморегуляции: от истоков к современным исследованиям // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. № 3 (15). С. 57–82.

3. Морозова И. С. Личность и саморегуляция деятельности/ И. С. Морозова. — Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 2000. 80 с.

Просмотров работы: 23