К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Большакова А.Е. 1, Градова Г.Н. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования обусловлена тем, что в дошкольном возрасте ребенок активно усваивает систему разговорного русского языка. Происходит становление и развитие всех сторон речи: фонетической, фонематической, лексической, грамматической (синтаксической и морфологической). Однако, дети с тяжелыми нарушениями речи самостоятельно овладеть системой русского языка не могут. Общее недоразвитие речи – одно из наиболее распространенных нарушений речи у детей в дошкольном возрасте, при котором нарушается развитие всех сторон речи, в особенности синтаксического строя.

Согласно главе II «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему», пункту 2.6 требования к образовательной области речевое развитие определяют, что ребенок должен овладеть речью как средством общения и культуры, овладевать связной, грамматически правильной диалогической и монологической речью, у него должна сформироваться звуковая аналитико-синтетическая активность как предпосылка обучения грамоте [8]. Согласно главе IV «Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования», пункту 4.6 ребенок должен владеть активной речью, включенной в общение, может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; кроме того ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, у ребенка должны складываться предпосылки грамотности [8]. В развитии детской речи большую роль играет предложение, как основная синтаксическая единица.

В связи с этим важно выявить нарушения развития синтаксического строя речи как можно раньше, чтобы предупредить проблемы с выражением и пониманием мысли, овладением связной речью, а также предупредить нарушения чтения и письма, и в дальнейшем школьную неуспеваемость. Своевременное логопедическое обследование повысит эффективность коррекционных мероприятий и будет способствовать успешной подготовке к школьному обучению.

Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка методики, направленной на изучение синтаксической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Для достижения цели выделены следующие задачи:

1) теоретическое изучение проблемы исследования синтаксической стороны речи у старших дошкольников;

2) теоретическое изучение подходов к исследованию синтаксической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;

3) разработка методики, направленной на изучение синтаксической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

В разработку проблем синтаксической стороны речи внесли свой вклад следующие авторы: Л. С. Выготский, В. В. Гербова, О. Е. Громова, А. А. Леонтьев, В. И. Селиверстов, С. Н. Цейтлин, Г. А. Черемухина, А. М. Шахнарович и другие.

В исследовательской работе опираемся на определение синтаксиса, предложенного В. И. Селиверстовым. Синтаксическая сторона речи – «уровень грамматической системы, предполагающий умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении» [7].

Все вышеперечисленные ученые выделяют в основе синтаксической стороны речи такие основные языковые единицы, как словосочетание и предложение. Предложение – это главная единица синтаксической стороны речи, служащая для выражения высказывания. Для предложения характерны следующие признаки: выражает семантически законченную мысль, имеет цель высказывания, грамматически организовано, имеет грамматическую основу и оформлено интонационно. Синтаксическая сторона речи регламентирует строение предложения, его грамматические свойства и типы, а также функционирование в речи. Предложение представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. Для достижения цели рассмотрим подробнее предложение.

Простое предложение – основной структурный тип предложения. В простом предложении может быть только одна грамматическая основа. На рис. 1 представлена классификация простых предложений, при которой учитываются разные стороны предложения:

1) по цели высказывания выделяются повествовательные предложения, побудительные предложения, вопросительные предложения;

2) по эмоциональной окраске выделяются невосклицательные и восклицательные (имеющие эмоциональную окраску) предложения;

Рисунок 1 – Синтаксические единицы. Предложение

3) по характеру выражаемого в предложении отношения к действительности выделяются утвердительные предложения и отрицательные предложения;

4) по структуре простые предложения делятся на двусоставные, в которых грамматическая основа представлена двумя главными членами, и односоставные, в которых грамматическая основа представлена одним главным членом;

5) по наличию второстепенных членов предложения делятся на нераспространенные и распространенные;

6) по наличию всех необходимых членов предложения: полные и неполные.

Выделяются главные и второстепенные члены предложения.

Сложное предложение – предложение, состоящее из двух или более предикативных частей – полипредикативная единица.

Предикативные части в сложных предложениях связываются при помощи интонации и союзов или союзных слов. В предложениях с союзной связью выделяются сложносочиненные (части связываются при помощи сочинительных союзов) и сложноподчиненные (части связываются при помощи подчинительных союзов или союзных слов).

Предложения с бессоюзной связью называются бессоюзными сложными предложениями. В бессоюзном предложении части предложения объединяются только интонационно.

Кроме того, выделяют сложные синтаксические конструкции. Сложные синтаксические конструкции (ССК)– это сложные многочленные предложения, в которых используются различные виды связи: сочинительная, подчинительная, бессоюзная [5].

Таким образом, синтаксическая сторона речи – уровень грамматической системы языка, включающий в себя вопросы структуры предложений, связи слов, входящих в предложения, типов предложения. Основными структурными единицами синтаксической стороны речи являются словосочетание и предложение – простое и сложное. Для достижения цели будем исследовать только такую синтаксическую единицу, как предложение, так как предложение - главная единица синтаксической стороны речи, служащая для построения высказывания, выражающая семантически законченную мысль, имеющая цель высказывания, грамматически организованная, имеющая грамматическую основу и оформленная интонационно.

Для достижения цели рассмотрены теоретические аспекты становления синтаксической стороны речи у детей, развитие которых соответствует возрастной норме в онтогенезе по А. Н. Гвоздеву. А. Н. Гвоздев выделяет 3 периода формирования синтаксической стороны речи: период однословных предложений (1 год 3 месяца – 1 год 10 месяцев), период многословного предложения (до 3 лет), период усвоения синтаксической системы (до 7 лет).

К старшему дошкольному возрасту ребенок должен овладеть всеми синтаксическими конструкциями, уметь строить речевые высказывания, осознавать синтаксические закономерности, правильно выстраивать грамматические связи с помощью служебных слов и интонации, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Овладение синтаксическим строем речи у детей с общим недоразвитием речи происходит с трудностями. Это обуславливается абстрактностью грамматических значений и включением в грамматическую систему языка большого количества языковых правил [9]. Кроме того, трудности усвоения синтаксической стороны речи объясняются особенностями возраста, закономерностями усвоения морфологической и синтаксической сторон речи, сложностью грамматической системы, различными речевыми нарушениями. Также грамматические ошибки могут быть связаны с особенностями языка отдельных регионов и диалектов.

У детей с ОНР нарушение синтаксической стороны речи как части грамматического строя является одним из ведущих в структуре дефекта. Может и не быть грубых аграмматизмов, но имеющиеся недостатки сказываются в дальнейшем в процессе обучению письма и чтения.

Таким образом, формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи происходит в той же последовательности, что и у детей с нормальным речевым развитием, однако у них этот процесс наиболее затруднен и проявляется в дисгармоническом развитии. Нарушение взаимосвязи в развитии морфологической и синтаксической систем влияет на темп развития, проявляющийся в замедлении усвоения. У детей долго формируется навык комбинирования слов в структуре предложения и согласования слов в словосочетаниях. Нарушение синтаксической структуры предложения проявляется в необычном порядке слов, в пропуске членов предложения, отсутствии грамматических связей между словами, в неправильной последовательности слов в предложении.

Детям с общим недоразвитием речи к школьному возрасту труднее овладеть синтаксическим строем речи и подготовиться к изучению языка в школе, а значит, ребенку будет сложнее приобрести навыки коммуникации с окружающими его людьми.

Для разработки методики изучения синтаксической стороны речи у старших дошкольников с ОНР были рассмотрены подходы к исследованию таких авторов как Т. Н. Волковская, О. Е. Грибова, О. Б. Иншакова, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Н.В. Нищева, Н. В. Серебрякова, Л. С. Соломаха, Г. В. Чиркина. Данные авторы предлагают одинаковые или похожие задания для изучения импрессивного и экспрессивного уровней синтаксической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, однако исследование синтаксической стороны проводится в рамках изучения грамматического строя речи в целом или в рамках изучения связной речи. Обследование грамматического строя во многих речевых картах начинается с изучения словоизменения и словообразования, однако современные авторы (С. Б. Башмакова, Н.В. Кучмий, М. Б. Селезнева, Д. В. Сербова, Ю. А. Гореленко) отмечают, что обследование грамматического строя следует начинать с изучения уровня сформированности синтаксических навыков ребенка. «Выясняется, владеет ли ребенок фразой, какова протяженность этой фразы и её структура. Кроме этого, проверяется, понимает ли ребенок простейшие инструкции» [6]. Кроме того, Н. В. Кучмий отмечает, что «выявление того, насколько ребенок владеет синтаксически и морфологически правильной системой грамматического высказывания, занимает одно из центральных мест в логопедическом обследовании» [2].

Некоторые авторы в своих схемах обследования не выделяют заданий на понимание или составление предложений, а предлагают отмечать эти умения, наблюдая за ребенком при выполнении им других заданий или при беседе с ребенком. У старших дошкольников с общим недоразвитием речи имеются затруднения как в выборе, так и в комбинировании синтаксических средств для выражения мыслей [1]. Необходимо целостное и полное изучение синтаксического строя речи, так как эффективность коррекционной работы зависит от умения правильно оценить структуру и степень выраженности нарушений синтаксического строя речи.

Для изучения синтаксической стороны речи у старших дошкольников с ОНР была разработана методика, включающая в себя две серии заданий. Первая серия, направленная на изучение синтаксической стороны речи на импрессивном уровне, включает в себя 6 заданий на понимание простых повествовательных нераспространенных предложений, простых повествовательных распространенных предложений, простых повествовательных распространенных предложений однородными членами, сложносочиненных нераспространенных и распространенных предложений, сложноподчиненных распространенных предложений, безличных распространенных предложений.

Каждое задание серии 1 оценивается по следующим критериям: 4 балла – самостоятельное и правильное выполнение задания (85%), 3 балла – правильное выполнение задания с помощью экспериментатора (75–85%), 2 балла – правильное выполнение половины задания (50-75%), 1 балл – неправильное выполнение большей части задания (25-50 %), 0 баллов – неправильное выполнение всего задания (менее 25%).

Вторая серия, направленная на изучение синтаксической стороны речи на экспрессивном уровне, включает задание на воспроизведение готовых синтаксических конструкций (критерии оценки: 4 балла – самостоятельное и правильное воспроизведение предложений (85%), 3 балла – правильное воспроизведение предложений с помощью экспериментатора (75–85%), 2 балла – правильное воспроизведение лишь половины предложений (50-75%), 1 балл – неправильное воспроизведение большинства предложений (25-50 %), 0 баллов – неправильное воспроизведение всех предложений (менее 25%)), и 5 заданий на составление простых повествовательных распространенных предложений из набора слов и по картинкам, простых предложений распространенных однородными членами из набора слов, сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений по картинке. Задания серии 2 оцениваются по следующим критериям: 4 балла – самостоятельное и правильное составление предложений задания (85%), 3 балла – правильное составление предложений задания с помощью логопеда (75–85%), 2 балла – правильное составление половины предложений задания (50-75%), 1 балл – неправильное составление большинства предложений задания (25-50 %), 0 баллов – неправильное составление почти всех предложений задания (менее 25%).

Если при выполнении заданий было набрано от 41 до 48 баллов (85%), то у ребенка высокий уровень, от 36 до 40 баллов (75-85%) – выше среднего уровня, от 24 до 35 баллов (50-75%) – средний уровень, от 12 до 23 баллов (25-50%) – ниже среднего уровня, менее 23 баллов (менее 25%) – низкий уровень сформированности синтаксической стороны речи.

Таким образом, цель исследовательской работы в методических аспектах изучения синтаксической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи достигнута. Изучены основные единицы синтаксической стороны речи, этапы формирования и нарушения формирования синтаксической стороны речи, авторские подходы к изучению синтаксической стороны речи и разработана методика обследования синтаксической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Список литературы

Башмакова, С. Б. Особенности нарушений грамматического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи / С. Б. Башмакова, С. А. Максимова // Вестник гуманитарного образования. – 2017. – № 2. – С. 31-35. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29922500

Кучмий, Н. В. Логопедическое обследование грамматического строя у детей дошкольного возраста с ОНР / Н. В. Кучмий // Вопросы педагогики. – 2022. – № 10. – С. 36-38. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49619740

Лалаева, Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Изд – во «СОЮЗ», 2001. – 224 с. – URL: https://pedlib.ru/Books/5/0231/5_0231-1.shtml

Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Е. М. Мастюкова. - Москва : Просвещение, 1992. -95 с. – URL: https://pedlib.ru/Books/5/0144/index.shtml

Основы изучения синтаксиса русского языка : Учебное пособие.– Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2018. – 155 с.– URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32647390

Селезнева, М. Б. К вопросу проведения обследования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста / М. Б. Селезнева, Е. Б. Селезнева // Интегративные тенденции в медицине и образовании. – 2017. – Т. 4. – С. 18. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32423952

Селиверстов, В.И. / Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 400 с. – URL: https://litportal.ru/avtory/v-seliverstov/kniga-ponyatiyno-terminologicheskiy-slovar-logopeda-731369.html

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30384 : официальный сайт. – URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standartdok.html(дата обращения: 13.04.2022).

Филинберг, Е. В. Особенности логопедической работы по формированию синтаксической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР / Е. В. Филинберг // Современный взгляд на науку и образование : Сборник научных статей [Электронный ресурс]/ Научный ред. Н.А. Шайденко. – Москва : Издательство "Перо", 2021. – С. 64-68. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46281601

Просмотров работы: 149