К ВОПРОСУ О ПРОЯВЛЕНИИ АГРЕССИИ В ПОВЕДЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

К ВОПРОСУ О ПРОЯВЛЕНИИ АГРЕССИИ В ПОВЕДЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Федотова Е.А. 1, Брутова М.А. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее время все чаще учителя начальных классов и родители стали замечать увеличение проявлений агрессии у детей: они быстро вступают в конфликты, шумные, неусидчивые и драчливы, с ними трудно справляться, часто бывают жестоки, а в попытках достичь своей цели прибегают к манипулированию. Все это является поводом для обращения за помощью к психологам. Таким образом, исследования, посвященные причинам возникновения агрессивного поведения и поиску путей его преодоления, приобретают особую значимость.

Поскольку, сложившееся в детстве агрессивное поведение остается устойчивой чертой характера человека и сохраняется на протяжении его дальнейшей жизни, то изучение данной проблемы у детей младшего школьного возраста становится особенно актуально. Ведь, чем раньше начнется работа по его коррекции, тем оно будет эффективнее.

Впервые заговорил об агрессии и сопутствующих ей эмоциях (гнев, раздражение, презрение, зависть) Ч. Дарвин [6]. Но сам термин «агрессия» начал употребляться в научной литературе сравнительно недавно - в прошлом веке. И до сих пор исследователи не пришли к единому его пониманию.

Часть ученых видят в агрессии инстинктивное поведение, ответную реакцию, необходимость приспособления к требованиям социума. Возраст формирования агрессивного поведения: детский и ранний подростковый. При оказании помощи ребенку в процессе его социализации агрессия может носить не деструктивный, а наоборот, конструктивный характер (навык защищать свои границы, громко заявлять о себе, не бояться проявлять свои таланты перед окружением).

Младший школьный возраст относится к сенситивным периодам, когда ребенок наиболее чувствителен к тому, что происходит вокруг него, что его окружает, и как к нему относятся. Школьник подражает тому, что видит, смотрит, как себя ведут родители и значимые взрослые, а также сверстники. В то же время проблема буллинга в школах остра, как никогда, и относиться к ней нужно со всей серьезностью. Ведь для ребенка это период становления самооценки. Потому так важно стараться оградить ребенка от пропаганды агрессивного проведения со стороны СМИ, компьютерных игр, интернета, киноиндустрии [1,3], а также знать способы коррекции агрессивного поведения, и как поддержать ребенка, если он стал жертвой буллинга со стороны сверстников.

Таким образом, вызывающих агрессивное поведение у младших школьников:

- психолого-педагогические предпосылки, отражающие недочеты воспитания со стороны школы и семьи (физические наказания, жестокость, насилие, ультиматумы, равнодушие и игнорирование потребностей и нужд ребенка, предъявление двойных стандартов);

- социально-психологические факторы включают отрицательные аспекты взаимодействия младшего школьника с окружением, в том числе пропаганду агрессии от СМИ, киноиндустрии, из интернета и популярных компьютерных игр;

- индивидуальные психобиологические особенности ребенка (темперамент, психические и хронические заболевания), не способствующие его успешной социализации и адаптации в школе и социуме;

- личностные предпосылки, объединяющие ценности ребенка, его идеалы, мировоззрение, доверие или недоверие миру и окружающим [1, 4].

Фиксации и закреплению агрессивных форм поведения у младших школьников способствует проявление неверной реакции взрослыми. Когда взрослые поощряют это поведение у ребенка или, наоборот, часто игнорируют, не прислушиваются к потребностям и нуждам ребенка либо поддаются на его манипуляции и провокации, не стремятся выстроить двухстороннюю адекватную коммуникацию и доверительные отношения с ребенком [2]. Теплые и доверительные отношения - залог снижения уровня агрессии у ребенка.

Для проверки вышеупомянутого было проведено исследование во втором классе общеобразовательной школы города Архангельска. Были использованы 3 диагностические методики: графическая методика «Кактус»; экспресс-анкета «Признаки агрессивности» и тест «Незаконченные предложения».

Графическая методика «Кактус». [5] При обработке результатов рассматривались, следующие параметры: наличие иголок, пространственное положение, характеристики линий, сила нажима на карандаш, размер рисунка и т.д. Кроме того, учитывались специфические показатели, характерные именно для данной методики: характеристика «образа кактуса», манеры рисования и иголок. По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать такие качества личности испытуемых, как: агрессивность (наличие иголок) – 21 человека, тревожность (преобладание внутренней штриховки) – 17 человек, импульсивность (сильный нажим) – 19 человек, стремление к домашней защите (изображен домашний кактус) – 19 человек, экстравертированность – 12 , интровертированность – 4, неуверенность в себе – 3 человека и др.

Вторая выбранная методика (экспресс-анкета «Признаки агрессивности») [5] направлена на выявление уровня агрессии у ребенка. Диагностическое обследование проводилось с каждым учащимся. Результаты исследования представлены на Рисунке 1.

Рис. 1 – Уровень агрессии у ребенка

На основании полученных данных можно сделать вывод, что средний уровень агрессии имеет 16 обучающихся, высокий – 1 и низкий – 10.

Тест «Незаконченные предложения» [5] направлен на получение дополнительных сведений о наличии причинах страхов, беспокойства ребенка. Детям предлагалось послушать предложения и сразу, не задумываясь продолжить его первой пришедшей в голову мыслью. Делать это надо быстро. При обработке результатов законченные предложения делят на 6 групп (отношение к отцу, отношение к матери, отношение к себе, отношение к сверстникам, отношение к школе, страхи и опасения) и оценивают «эмоциональное благополучие» каждого ответа ребенка. К «эмо­ционально благополучным» ответам относятся те, которые указы­вают на позитивное или нейтральное отношение к заданным в не­законченных предложениях ситуациям. Ответы, указывающие на переживание тревоги, страха, обиды, злости и других отрицатель­ных эмоций рассматривают как «эмоционально неблагопо­лучные».

Анализируя дополнительные сведения о наличии причин страхов и беспокойств ребенка, можно сделать вывод, что большое количество испытуемых бояться получить плохую отметку, реакции учителя и родителей за успеваемость детей. Исходя из ответов детей, отмечается и незаинтересованность некоторых родителей в воспитании своего ребенка.

Таким образом, анализ результатов по диагностике причин агрессивного поведения в младшем школьном возрасте позволяет говорить о том, что большинство школьников экспериментального класса имеют разные показатели агрессии и причинами такого поведения является отсутствие эмоциональной, психологической и педагогической поддержки со стороны как родителей, так и учителей.

Стоит отметить, что профилактика и предупреждение агрессивного поведения детей является не только социально значимым, но и психологически необходимым. Чем раньше будут выявлены поведенческие проблемы у ребенка, причины их возникновения и проведены коррекционные работы, тем меньше риск его десоциализации в будущем. Так, к методам коррекции агрессивного поведения относят: игры, творчество, релаксацию, психогимнастику, сублимацию (перенаправление) в спорт, труд, искусство, участие в добровольческом движении, социально-ободряемой деятельности, групповых психологических тренингах и др.

Список литературы:

Амелькин, А.И., Шалагинова, К.С. Опыт разработки и осуществления психологического сопровождения семей агрессивных младших школьников / А.И. Амелькина, К.С. Шалагинова // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. – 2013. - №3. – С.128-136.

Громова, Ч.Р. Психолого-педагогические условия организации взаимодействия учителя начальных классов и родителей в процессе педагогической коррекции агрессивного поведения младшего школьника / Ч.Р. Громова // Теория и практика общественного развития. – 2012. - №4. – С.117-119.

Лаврова, В.П. Влияние средств массовой информации на детей и подростков / В.П. Лаврова, Л.Н. Кожурова // Научные дискуссии о ценностях современного общества. – 2014. - №4. - С. 74-76.

Мосина, Т.Н. Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста / Т.Н. Мосина // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2018. - №6. – С.30-34.

Пшихопова З.А., Балкизова Ф.Б. Исследование причин агрессивного поведения младших школьников и их коррекция // Достижения вузовской науки. 2015. №18. – С.2-5.

Сериков, А.Е. Дарвин о выражении эмоций: судьба основных идей / А.Е. Сериков // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2018. - №2. – С.30-40.

Просмотров работы: 26