К ВОПРОСУ О ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЯХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

К ВОПРОСУ О ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЯХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Таборская А.С. 1, Брутова М.А. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

У каждого человека есть свои жизненные ценности, вне зависимости от возраста. Для одного важнее всего карьера, деньги; для другого – семья, любовь; для третьего – духовно-нравственное развитие. Система ценностей формируется ещё в детстве, а точнее в начальной школе. Огромную роль в этом процессе играют как родители, друзья, книги, так и школа, учителя.

Проблема воспитания жизненных ценностей личности на всех возрастных этапах, в том числе и у младших школьников, разрабатывалась не только в социологии (Д.К. Беляев, И.В. Блауберг, В.В. Водзинская и др.), психологии (М. Рокич, С. Шварц, К.А. Абульханова-Славская и др.) и педагогике (Т.К. Ахаян, З.И. Васильева, М.Е. Дуранов и др.), но и в философии (В.Г. Алексеева, С.Ф. Анисимов, В.А. Василенко и др.).

Из вышеупомянутых можно отметит общее, что в кризисный период общества дети становятся социально-неустойчивыми, нравственно неподготовленными и не защищенными. Ученики 21 века испытывают проблемы при формирование жизненных ценностей. Прежде всего, это проявляется при отсутствии у большинства базовых ценностей (смысл жизни, патриотизм, о жизни и т. д.). В области психологии, философии, педагогике имеются немало теоретических работ, посвященных данной теме, но лишь немногие рассмотрели это конкретно для начальной школы.

Жизненные ценности затрагивают социологию, психологию, педагогику и философию. Люди издавна интересовала данная тема. Первый кто дал четкое определение был Р. Лотце, он ввел данное понятия трактуя его, как теологический идеализм [1]. По его мнению, все вещи и события имеют ценность лишь, когда способствуют реализации того, что предопределено. Также он утверждал – «любой объект дан нам в опыте и не сводим к познанию. Мы можем откликаться на любой объект чувством радости или чувством горя, или какими-то вариациями этих чувств, и мы ценим, то, что приносит нам удовольствие, что утверждает себя в качестве ценностей» [1].

Ценности закладываются еще в ранний школьный период, а если быть точнее, то в начальной школе. Через понимания мира, общение, взглядов взрослых, эмоции они узнают и принимают к себе ту или иную жизненную ценность, а могут и отторгать. При формирование их стоит учитывать психолого-педагогические особенности младших школьников. Они склонны к повышенной чувствительности, внушаемости, имеют планы на будущее [2]. Главным видом деятельности является учеба, поэтому мнение учителя для него становится важным. Ребенок может проецировать мнение учителя на себя. В этот период важно не столкнуть его с намеченного пути [2].

Анализ педагогической литературы показал, что проводились исследования И. С. Леоновой [3], С. С. Салишь [7] и другие. Исследования показали, что для младших школьников на первом месте выступает материальный план, на втором здоровье близких людей.

Но как же формируются жизненные ценности? Явными факторами являются индивидуальные (личностный выбор ценностей ребенка) и социальные, к ним можно отнести семью, школу, сверстников, СМИ и так далее. Социальные факторы могут влиять в большей степени, ведь мнение окружающего для младшего школьника важно [6]. Например, что скажут родители, если ребенок А принесет домой неудовлетворительно.

Также из вышеупомянутого можно предположить, что жизненными ценностями младших школьников является материальная часть, то есть компьютер, телефон, деньги и так далее.

Чтобы проверить выдвинутую гипотезу следует руководствоваться такими методами, как тестирование, анкетирование, беседа. Именно при проведении их можно увидеть полную картину жизненных ценностей младших школьников.

Исследование проводилось в МБОУ СШ города Архангельска во 2 классе. Этот класс дружный, трудолюбивый. В классе создана теплая и приятная атмосфера. Все дети успевающие. Школьное учреждение способствует формированию личности школьника и формированию жизненным ценностям.

Для исследования была выбрана следующая методика «Цветик-семицветик» (И. М. Витковская) [4]. Обучающимся предлагалось написать на пронумерованных листках цветка свой жизненные ценности. Результаты представлены в таблице.

Таблица 1 - Направленность интересов младших школьников

Код ребенка

Желание для себя

Для родных и близких

Для классов и школы

Для всех людей

Ребенок А

3,6

1,2,4,5

7

 

Ребенок Б

2

1

   

Ребенок В

2,3,6,7

4,5

 

1

Ребенок Г

1,2,3

     

Ребенок Д

6

2,3,4,5,7

 

1

Ребенок Е

1

2,3

   

Ребенок Ж

1,2,3,4,5,6,7

     

Ребенок З

4,6,7

1,2,3

 

5

Ребенок И

2, 3,4,5,7

1,6

   

Ребенок К

4,5,6

1,2,3

   

Ребенок Л

3,5,6

1,2,4

   

Ребенок М

3,4,5,6

1,2

7

 

Ребенок Н

3

1,2

   

Ребенок О

2,4,5,6

   

1,3

Ребенок П

6

1,2,3,4,5,7

   

Ребенок Р

4

1,2,3,5,6,7

   

Ребенок С

5,6

1,2,3,4

   

Ребенок Т

6

1,2,3,4

5

7

Ребенок У

4

1,2.3

   

Ребенок Ю

5

1,2,3

   

Ребенок Ф

3,4

1,2,6,7

 

5

Ребенок Х

3,4,5,6

1,2,7

   

Ребенок Ц

5

1,2,3,4

 

6

Ребенок Ч

2,3,4,5,7

1,6

   

Ребенок Ш

5

1,2,3,4,6,7

   

Ребенок Щ

1

     

Кроме данной методики, проводились еще 2: методика «Что такое хорошо, а что такое плохо?» (Н. В. Кулешова) [4] и методика «Пословицы» (С. В. Петровой) [5]. Результаты представлены в диаграммах 1 и 2.

Рис. 1 – Уровень нравственных представлений о дружбе для обучающихся

Рис. 2 – Уровень особенности ценностного отношения обучающихся

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что для младшего школьного возраста на первой ступени являются семья, близкие, так как на жизненные ценности влияет близкое окружение, а семья – это референтные люди. На втором месте у младшего школьника стоят домашние питомцы или друг. Для обучающихся в младшем школьном возрасте дружба тоже является неотъемлемой частью, помочь другу, дать нужный совет – свидетельствует о значимости дружбы. И на третьей ступени стоят такие ценности, как деньги, компьютерные игры, образование, здесь все предельно ясно на третьем месте у обучающихся в целях нормального и обеспеченного будущего.

Таким образом, наше предположение о том, что высшей ценностью для младшего школьного возраста является материальный план (компьютер, гаджеты, компьютерные игры, деньги и так далее) не нашла своего подтверждения.

Список литературы:

1 Аксиология: частное и общее. Наука и ценности [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2013/07/09/baryshkov.pdf

2 Выготский, Л. С. Воспитание и личность [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/psycho/vygotsky%3Dps_pzv_cheloveka%3Dann.htm

3 Леонова И.С. Ценности младших школьников // Вестник КГУ. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennosti-mladshih-shkolnikov

4 Петрова Е.А., Смыслов Д.А. Практикум по курсу социальной психологии Ч. 1 Диагностики cоциально-психологических качеств личности- Учебн.-метод. Пособие. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docent-psy.ucoz.net/_ld/0/65_Praktikum_lichn.pdf

5 Петрова С. М. Использование пословиц для изучения ценностных отношений школьников // Психология человека в образовании. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-poslovits-dlya-izucheniya-tsennostnyh-otnosheniy-shkolnikov

6 Плугатырева Е.О. Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций [Электронный ресурс] / Е.О. Плугатырева. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/15_DNI_2008/Psihologia/33597.doc.htm

7 Салиш С. С. Исследование ценностных ориентаций младшего школьника // Russian Journal of Education and Psychology. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-tsennostnyh-orientatsiy-mladshego-shkolnika-2

Просмотров работы: 104