ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ У СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ ВУЗОВ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ У СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ ВУЗОВ

Сычева Ю.Д. 1
1Российский университет дружбы народов
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Во время обучения представление о профессии изменяется у большинства студентов в хорошую или плохую сторону. В изменении представлений о профессии важную роль играет то, насколько хорошо абитуриент изучил информацию и в дальнейшем с получением опыта на практике представляет, в чем заключается выбранная профессия.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что многие студенты, завершившие своё обучение в ВУЗе, предпочитаю идти работать не по профессии. Несомненно, когда человеку не нравится его место в этом мире (неподходящее место работы, окружение и т. д.), следовательно, могут возникнуть проблемы со здоровьем. Между тем правильно выбранная профессия в итоге благоприятно влияет на самоуверенность человека, его мотивацию для дальнейшей самореализации [2].

Обращаясь к современным исследованиям, большая часть взрослых, состоявшихся в профессии людей работают не по специальности, на которой учились, а некоторые обретаю свое место после поучения второго высшего образования [3]. Учеба в медицинском вузе, предполагающая сочетание теоретических знаний с практической работой, требует от студентов непрерывного самообразования. По его характеру можно судить о подготовленности молодого человека к функционированию в современном мире

Часто выбор будущей профессии совершается по наитию, а иногда под первым впечатлением от ВУЗа, по опыту родителей или за компанию с товарищами.

Часто решение о выборе будущей профессии принимаю родители или случайные факторы (хорошее транспортное сообщение, друзья и т. д.). Из чего можно сделать вывод что, выпускнику школы или колледжа самому придётся делать выбор работать ли по профессии позже, когда уже пройдет достаточно много времени и будут потрачены материальные и эмоциональные ресурсы.

Конечно, наилучший вариант является, когда человек еще до подачи документов в ВУЗ точно знает кем хочет стать и заниматься по жизни. Для этого необходимо в выпускном классе проводить мероприятия по профориентации и осуществлять целенаправленную предпрофессиональную подготовку [1].

Объект исследования: представление о будущей профессии.

Предмет исследования: изменение представления о будущей профессии у будущих бакалавров сестринского дела 1 и 4 курса медицинского института РУДН.

Цель исследования: изучить изменение представления о будущей профессии у будущих бакалавров сестринского дела 1 и 4 курса.

Задачи исследования:

Провести теоретический анализ проблемы формирование представления о выбранной профессии.

Провести эмпирическое исследование изменения представлений о будущей профессии у будущих бакалавров сестринского дела 1 и 4 курса РУДН.

По первой задаче был проведен теоретический анализ проблемы формирования изменений представлений о будущей профессии у студентов старших курсов вузов. Мы определились с понятием «профессия», что это «род, характер трудовой деятельности, служащий источником существования», а под понятием «представление» мы понимаем следующее «пониманиечего-нибудь, знание о чем-нибудь, основанное на опыте».

Мы разобрали основные факторы выбора профессии.

мнение родителей, семьи;

мнение сверстников;

личный профессиональный план;

знания о профессии.

На основе данных факторов проведено исследование, которое показало отсутствие какого-либо специфического фактора, влияющего на представление о будущей профессии и изменения представления о ней.

Часто решение о выборе будущей профессии принимаю родители или случайные факторы (хорошее транспортное сообщение, друзья и т. д.). Из чего можно сделать вывод что, выпускнику школы или колледжа самому придётся делать выбор работать ли по профессии позже, когда уже пройдет достаточно много времени и будут потрачены материальные и эмоциональные ресурсы.

Конечно, наилучший вариант является, когда человек еще до подачи документов в ВУЗ точно знает кем хочет стать и заниматься по жизни. Для этого необходимо в выпускном классе проводить мероприятия по профориентации и осуществлять целенаправленную предпрофессиональную подготовку [1].

Изучив теоретические данные, мы провели исследования на основе анкетирования, что является решением второй задачи.

Целью эмпирического исследования было изучить изменение представлений о будущей профессии у студентов 1 и 4 курсов направления подготовки «сестринское дело».

Эмпирический инструментарий для исследования составлен с помощью Google Forms из 23 вопросов. Первая часть вопросов направлены на сбор общей информации о респондентах. Вторая часть вопросов направлены на изучение личных убеждений о профессии у студентов 1 и 4 курсов. Третья часть вопросов направлены на изучение представлений респондентов о медицинских работниках

Выборку исследования составили 30 респондентов в возрасте от 18 до 26 лет (средний возраст 21 ± 2,4 года).

Эмпирическое исследование изменение представлений о будущей профессии у студентов старших курсов вузов показало:

Мнение студентов совпало в оценке значимости профессии: студенты 1 и 4 курсов считают свою будущую профессию значимой.

При оценке своей профессии по прилагательным «мужественная» и «женственная» студенты 1 курса считают свою будущую профессию женственной. В свою очередь, студенты 4 курса считают, что в профессии медицинской сестры/брата присутствуют как женственные характеристики, так и мужественные. Студенты 4 курса считают свою будущую профессию напряженной, а студенты 1 курса в силу отсутствия практики и опыта затрудняются ответить, так как еще не совсем представляют сущность своей будущей профессии.

70 % респондентов сделали выбор профессии, исходя из интереса к ней. Ни один отвечающий не выбрал мнение друзей как фактор выбора будущей профессии.

Таким образом, представление студентов-выпускников отличается от представления студентов 1 курса, которые только начали свое обучение. Можно сделать вывод, что за время обучения представление меняется в связи с приобретением опыта и навыков на практике. Никакого специфического фактора, влияющего на представление о будущей профессии нами выявлено не было.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Авраамова, Е. М. Социальная дифференциация высшего образования / Е. М. Авраамова. – Москва : Независимый институт социальной политики, Поматур, 2005. – 388 с.

Айзенк, Г. Проверьте свои способности. / Г. Айзенк. – Москва : Знание, 1972. – 174 с.

Фирсова, Т.А. Профессиональное самоопределение студентов в условиях обучения в вузе / Т.А. Фирсова. // Самарский научный вестник. - 2014. - № 1 (6). – С. 118–120.

Просмотров работы: 127