Во время обучения представление о профессии изменяется у большинства студентов в хорошую или плохую сторону. В изменении представлений о профессии важную роль играет то, насколько хорошо абитуриент изучил информацию и в дальнейшем с получением опыта на практике представляет, в чем заключается выбранная профессия.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что многие студенты, завершившие своё обучение в ВУЗе, предпочитаю идти работать не по профессии. Несомненно, когда человеку не нравится его место в этом мире (неподходящее место работы, окружение и т. д.), следовательно, могут возникнуть проблемы со здоровьем. Между тем правильно выбранная профессия в итоге благоприятно влияет на самоуверенность человека, его мотивацию для дальнейшей самореализации [2].
Обращаясь к современным исследованиям, большая часть взрослых, состоявшихся в профессии людей работают не по специальности, на которой учились, а некоторые обретаю свое место после поучения второго высшего образования [3]. Учеба в медицинском вузе, предполагающая сочетание теоретических знаний с практической работой, требует от студентов непрерывного самообразования. По его характеру можно судить о подготовленности молодого человека к функционированию в современном мире
Часто выбор будущей профессии совершается по наитию, а иногда под первым впечатлением от ВУЗа, по опыту родителей или за компанию с товарищами.
Часто решение о выборе будущей профессии принимаю родители или случайные факторы (хорошее транспортное сообщение, друзья и т. д.). Из чего можно сделать вывод что, выпускнику школы или колледжа самому придётся делать выбор работать ли по профессии позже, когда уже пройдет достаточно много времени и будут потрачены материальные и эмоциональные ресурсы.
Конечно, наилучший вариант является, когда человек еще до подачи документов в ВУЗ точно знает кем хочет стать и заниматься по жизни. Для этого необходимо в выпускном классе проводить мероприятия по профориентации и осуществлять целенаправленную предпрофессиональную подготовку [1].
Объект исследования: представление о будущей профессии.
Предмет исследования: изменение представления о будущей профессии у будущих бакалавров сестринского дела 1 и 4 курса медицинского института РУДН.
Цель исследования: изучить изменение представления о будущей профессии у будущих бакалавров сестринского дела 1 и 4 курса.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ проблемы формирование представления о выбранной профессии.
Провести эмпирическое исследование изменения представлений о будущей профессии у будущих бакалавров сестринского дела 1 и 4 курса РУДН.
По первой задаче был проведен теоретический анализ проблемы формирования изменений представлений о будущей профессии у студентов старших курсов вузов. Мы определились с понятием «профессия», что это «род, характер трудовой деятельности, служащий источником существования», а под понятием «представление» мы понимаем следующее «пониманиечего-нибудь, знание о чем-нибудь, основанное на опыте».
Мы разобрали основные факторы выбора профессии.
мнение родителей, семьи;
мнение сверстников;
личный профессиональный план;
знания о профессии.
На основе данных факторов проведено исследование, которое показало отсутствие какого-либо специфического фактора, влияющего на представление о будущей профессии и изменения представления о ней.
Часто решение о выборе будущей профессии принимаю родители или случайные факторы (хорошее транспортное сообщение, друзья и т. д.). Из чего можно сделать вывод что, выпускнику школы или колледжа самому придётся делать выбор работать ли по профессии позже, когда уже пройдет достаточно много времени и будут потрачены материальные и эмоциональные ресурсы.
Конечно, наилучший вариант является, когда человек еще до подачи документов в ВУЗ точно знает кем хочет стать и заниматься по жизни. Для этого необходимо в выпускном классе проводить мероприятия по профориентации и осуществлять целенаправленную предпрофессиональную подготовку [1].
Изучив теоретические данные, мы провели исследования на основе анкетирования, что является решением второй задачи.
Целью эмпирического исследования было изучить изменение представлений о будущей профессии у студентов 1 и 4 курсов направления подготовки «сестринское дело».
Эмпирический инструментарий для исследования составлен с помощью Google Forms из 23 вопросов. Первая часть вопросов направлены на сбор общей информации о респондентах. Вторая часть вопросов направлены на изучение личных убеждений о профессии у студентов 1 и 4 курсов. Третья часть вопросов направлены на изучение представлений респондентов о медицинских работниках
Выборку исследования составили 30 респондентов в возрасте от 18 до 26 лет (средний возраст 21 ± 2,4 года).
Эмпирическое исследование изменение представлений о будущей профессии у студентов старших курсов вузов показало:
Мнение студентов совпало в оценке значимости профессии: студенты 1 и 4 курсов считают свою будущую профессию значимой.
При оценке своей профессии по прилагательным «мужественная» и «женственная» студенты 1 курса считают свою будущую профессию женственной. В свою очередь, студенты 4 курса считают, что в профессии медицинской сестры/брата присутствуют как женственные характеристики, так и мужественные. Студенты 4 курса считают свою будущую профессию напряженной, а студенты 1 курса в силу отсутствия практики и опыта затрудняются ответить, так как еще не совсем представляют сущность своей будущей профессии.
70 % респондентов сделали выбор профессии, исходя из интереса к ней. Ни один отвечающий не выбрал мнение друзей как фактор выбора будущей профессии.
Таким образом, представление студентов-выпускников отличается от представления студентов 1 курса, которые только начали свое обучение. Можно сделать вывод, что за время обучения представление меняется в связи с приобретением опыта и навыков на практике. Никакого специфического фактора, влияющего на представление о будущей профессии нами выявлено не было.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Авраамова, Е. М. Социальная дифференциация высшего образования / Е. М. Авраамова. – Москва : Независимый институт социальной политики, Поматур, 2005. – 388 с.
Айзенк, Г. Проверьте свои способности. / Г. Айзенк. – Москва : Знание, 1972. – 174 с.
Фирсова, Т.А. Профессиональное самоопределение студентов в условиях обучения в вузе / Т.А. Фирсова. // Самарский научный вестник. - 2014. - № 1 (6). – С. 118–120.