Как известно, прибыль является важнейшим источником осуществления капитальных вложений и пополнения собственных оборотных активов. Экономическая основа формирования прибыли – доходы и затраты. При одинаковом объеме перевозок чем выше уровень доходов и меньше уровень затрат, тем эффективнее деятельность хозяйственных структур [1]. Дирекция управления движением – это структурное подразделение Центральной дирекции управления движением, филиала ОАО РЖД, которое не формирует прибыли и является в компании центром затрат. Вследствие чего, приоритетной задачей дирекции является оптимизация затрат для выполнения заданного объема перевозок. Для определения влияния на эксплуатационные расходы объема перевозок, внедрения прогрессивных технологий, изменения объемных и качественных характеристик эксплуатационной работы, а также для совершенствования системы планирования и анализа расходов, оценки себестоимости перевозок необходимо изучать зависимость эксплуатационных расходов от условий и характера работы железных дорог.
Одним из важнейших факторов, влияющих на величину эксплуатационных расходов и себестоимость перевозок дирекции управления движением является объем перевозок и размеры движения. [2]
При увеличении объема перевозок и введении совершенной техники создаются благоприятные условия для улучшения качества работы, роста производительности труда, применения более прогрессивных методов эксплуатации. Это снижает расходы на единицу перевозок по некоторым элементам, но растет амортизация, а постоянные расходы не меняются. Поэтому расходы при росте объема перевозок увеличиваются более медленными темпами, а удельная их величина на единицу работы (себестоимость перевозок) уменьшается. Степень зависимости различных видов расходов от размеров движения неодинакова. Поэтому принято подразделять расходы на зависящие (переменные) и независящие (условно-постоянные) от размеров движения или объема работ. [3]
К зависящим относят расходы, которые при стабильных нормах и показателях работы изменяются прямо пропорционально объему работы или размерам движения. На железнодорожных станциях дирекции управления движением к зависящим расходам относят:
В грузовом хозяйстве – расходы по приему отправлению и выдачу грузов; расходы по проверке правильности погрузки и крепления грузов в проходящих поездах.
В хозяйстве движения – расходы по приему и отправлению поездов на грузовых и сортировочных станциях; по приему и отправлению поездов на остальных станциях; по маневровой работе на остальных станциях, кроме пограничных.
К условно-постоянным или независящим расходам относят все остальные расходы, которые при изменении объема работы или размеров движении существенно не меняются. Однако такая зависимость условна и наблюдается только в краткосрочном периоде. [2]
Для анализа эксплуатационных расходов используют информацию об отчетных и плановых (базисных) затратах на перевозки, о степени выполнения плана (о темпах роста) объема работ и показателей использования подвижного состава, данные калькуляции расходов по видам перевозок и ряд других сведений. В процессе аналитической обработки эти данные подвергаются дополнительной группировке: выделяют расходы, зависящие от размеров движения, их группируют по видам перевозок (грузовые и пассажирские), затем из расходов по каждому виду перевозок выделяют затраты, связанные с определенным типом тяги. И, наконец, зависящие от размеров движения расходы группируют по измерителям работы подвижного состава, а расходы, не зависящие от размеров движения, показывают по каждому хозяйству по статьям и элементам затрат.
Действующая отчетность под названием «Система внутрифирменной управленческой отчетности о расходах по видам деятельности ОАО "РЖД" «7-у», в отличие от действующих ранее, позволяет определять зависимость расходов от объема работы по элементам затрат. [4]
Для оценки зависимости проведен анализ динамики эксплуатационных расходов и объема перевозок Дирекции управления движением.
Таблица 1 Динамика эксплуатационных расходов и объема перевозок Дирекции управления движением
Показатель |
год |
|||||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
|
Эксплуатационные расходы к уровню 2012 г., % |
102,6 |
103,7 |
109,2 |
112 |
122,2 |
126,3 |
131,1 |
136,3 |
138,1 |
154,6 |
Приведенные т-км к уровню 2012 г., % |
103,0 |
107,8 |
104,3 |
106,3 |
116,9 |
120,5 |
124,8 |
118,9 |
129,3 |
126,1 |
Инфляция к уровню 2012 г. |
1,064 |
1,185 |
1,338 |
1,410 |
1,446 |
1,508 |
1,555 |
1,631 |
1,768 |
1,980 |
Эксплуатационные расходы к предшествующему году, % |
102,6 |
103,7 |
105,4 |
102,5 |
109,1 |
103,3 |
103,8 |
104,0 |
101,3 |
112,0 |
Приведенные т-км к предшествующему году, % |
103,0 |
104,7 |
96,8 |
101,9 |
110,0 |
103,1 |
103,5 |
95,3 |
108,8 |
97,5 |
Инфляция к предшествующему году |
1,064 |
1,114 |
1,129 |
1,054 |
1,025 |
1,043 |
1,031 |
1,049 |
1,084 |
1,120 |
Сопоставимые эксплуатационные расходы к уровню 2012 г., % |
96,4 |
89,7 |
83,8 |
81,5 |
86,7 |
85,9 |
86,5 |
85,7 |
80,1 |
80,1 |
Сопоставимые эксплуатационные расходы к предшествующему году, % |
96,4 |
93,1 |
93,3 |
97,3 |
106,4 |
99,1 |
100,7 |
99,1 |
93,4 |
100,0 |
На основании имеющихся исторических данных Дирекции управления движением по эксплуатационным расходам и приведенной работе за предшествующие 10 лет рассчитаны аналитические коэффициенты. Темпы изменения расходов опережают динамику приведенной работы, что объясняется инфляционными процессами. При росте объема на 26.1% расходы возросли на 54,6%. Однако уровень инфляции за этот период составил почти 98,0% и в сопоставимых условиях расходы снижаются. Это связано с оптимизационными мероприятиями по сокращению расходов и техническим новациями, направленными на снижение трудовых затрат.
На основании полученных результатов динамики эксплуатационных расходов и объема перевозок за последние 10 лет проанализируем взаимосвязь этих показателей с помощью корреляционного анализа с использованием линии тренда.
Рисунок 1 – Взаимосвязь объема работы (приведенные т-км) и эксплуатационных расходов (млн. руб.) в сопоставимых условиях.
Аналитические расчеты, построенные на исторических данных региональной дирекции движения (таблица 1) показывают разнонаправленные тренды (рисунок 1). При росте объема перевозок расходы тоже должны увеличиваться, хотя и меньшими темпами. Однако, проводимая перманентно оптимизация расходов нарушила эту закономерность. При росте объема работ, происходящем в пределах запаса пропускной способности, при постоянстве качественных показателей подвижного состава увеличиваются лишь зависящие от размеров движения расходы, а независящие остаются постоянными. Общая сумма расходов должна возрастать замедленно.
Однако, на основании корреляционного анализа по сопоставимым расходам и объему работы можно сделать вывод, что в Дирекции управления движением наблюдается низкая доля зависящих эксплуатационных расходов от объема работ.
Компания ОАО «РЖД» с целью совершенствования системы бюджетного управления применяет методические рекомендации от 20 ноября 2018 года №2446/р по расчету показателей «права» на расходы на выполненный объем работ по перевозочным видам деятельности, где «право» на расходы (далее «право») – это расчетный уровень затрат на фактический объем работ.
При снижении и росте объемов до 10% используется коэффициент зависящих расходов равный 0,082, при снижении объемов работы более 10% применяется коэффициент равный 0,049. [5]
Таким образом, анализируя зависимость эксплуатационных расходов в региональной дирекции управления движением, можно отметить, что уровень зависимости низкий. Это объясняется структурой расходов, где основная доля приходится на оплату труда. Причем контингент дирекции практически не зависит от объема работы, а определяется в зависимости от технических характеристик станций. Проводимая ежегодно оптимизация расходов нарушает закономерность роста расходов при увеличении объема перевозок, поэтому уровень зависящих расходов нельзя оценивать методами трендового анализа, а необходимо использовать метод непосредственного расчета по статьям затрат. Конечно, необходимо сокращать затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды за счет повышения уровня производительности труда, снизить административно-управленческие и другие накладные расходы, внедрять научно-технические достижения или передовой опыт, что приводит к повышению производительности труда и экономии расходов не только в тех хозяйствах, где применяются, но и в смежных.
Список литературы
1. Бирюкова Н. Управление эксплуатационными расходами [Текст] / Н. Бирюкова // Мир транспорта. - 2010. -No 1. - С. 84-87
2. Себестоимость железнодорожных перевозок. Под редакцией к.э.н., профессора Н.Г. Смеховой, к.э.н., доцента А.И. Купорова, учебник для вузов ж.д. транспорта, Москва 2003г, 494с
3. АбрамовА.П. Эксплуатационные расходы: планирование и регулирование // Железнодорожный транспорт, 1997. — № 2. — С. 62—70.
4. Кожевников Ю.Н. Особенности определения величины переменных расходов железнодорожного транспорта [Текст] / Ю. Н. Кожевников, Д. Г. Колядин // Экономика железных дорог: Журнал для руководителей и финансово-экономических работников. - 2015. - No 11. - С. 13-21 : табл. -Библиогр.: с. 21 (5 назв.). - ISSN 1727-6500
5. Распоряжение ОАО "РЖД" от 20.11.2018 N2446/р (ред. от 27.05.2021) "Об утверждении методических рекомендаций по расчету показателей "права" на расходы на выполненный объем работ по перевозочным видам деятельности" (Вместе с Методическими рекомендациями).