ЗАВИСИМОСТЬ РАСХОДОВ ДИРЕКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ОТ ВЫПОЛНЕННОГО ОБЪЕМА РАБОТЫ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ЗАВИСИМОСТЬ РАСХОДОВ ДИРЕКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ОТ ВЫПОЛНЕННОГО ОБЪЕМА РАБОТЫ

Шестакова М.В. 1, Лунина Т.А. 1
1Сибирский государственный университет путей сообщения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Как известно, прибыль является важнейшим источником осуществления капитальных вложений и пополнения собственных оборотных активов. Экономическая основа формирования прибыли – доходы и затраты. При одинаковом объеме перевозок чем выше уровень доходов и меньше уровень затрат, тем эффективнее деятельность хозяйственных структур [1]. Дирекция управления движением – это структурное подразделение Центральной дирекции управления движением, филиала ОАО РЖД, которое не формирует прибыли и является в компании центром затрат. Вследствие чего, приоритетной задачей дирекции является оптимизация затрат для выполнения заданного объема перевозок. Для определения влияния на эксплуатационные расходы объема перевозок, внедрения прогрессивных технологий, изменения объемных и качественных характеристик эксплуатационной работы, а также для совершенствования системы планирования и анализа расходов, оценки себестоимости перевозок необходимо изучать зависимость эксплуатационных расходов от условий и характера работы железных дорог.

Одним из важнейших факторов, влияющих на величину эксплуатационных расходов и себестоимость перевозок дирекции управления движением является объем перевозок и размеры движения. [2]

При увеличении объема перевозок и введении совершенной техники создаются благоприятные условия для улучшения качества работы, роста производительности труда, применения более прогрессивных методов эксплуатации. Это снижает расходы на единицу перевозок по некоторым элементам, но растет амортизация, а постоянные расходы не меняются. Поэтому расходы при росте объема перевозок увеличиваются более медленными темпами, а удельная их величина на единицу работы (себестоимость перевозок) уменьшается. Степень зависимости различных видов расходов от размеров движения неодинакова. Поэтому принято подразделять расходы на зависящие (переменные) и независящие (условно-постоянные) от размеров движения или объема работ. [3]

К зависящим относят расходы, которые при стабильных нормах и показателях работы изменяются прямо пропорционально объему работы или размерам движения. На железнодорожных станциях дирекции управления движением к зависящим расходам относят:

В грузовом хозяйстве – расходы по приему отправлению и выдачу грузов; расходы по проверке правильности погрузки и крепления грузов в проходящих поездах.

В хозяйстве движения – расходы по приему и отправлению поездов на грузовых и сортировочных станциях; по приему и отправлению поездов на остальных станциях; по маневровой работе на остальных станциях, кроме пограничных.

К условно-постоянным или независящим расходам относят все остальные расходы, которые при изменении объема работы или размеров движении существенно не меняются. Однако такая зависимость условна и наблюдается только в краткосрочном периоде. [2]

Для анализа эксплуатационных расходов используют информацию об отчетных и плановых (базисных) затратах на перевозки, о степени выполнения плана (о темпах роста) объема работ и показателей использования подвижного состава, данные калькуляции расходов по видам перевозок и ряд других сведений. В процессе аналитической обработки эти данные подвергаются дополнительной группировке: выделяют расходы, зависящие от размеров движения, их группируют по видам перевозок (грузовые и пассажирские), затем из расходов по каждому виду перевозок выделяют затраты, связанные с определенным типом тяги. И, наконец, зависящие от размеров движения расходы группируют по измерителям работы подвижного состава, а расходы, не зависящие от размеров движения, показывают по каждому хозяйству по статьям и элементам затрат.

Действующая отчетность под названием «Система внутрифирменной управленческой отчетности о расходах по видам деятельности ОАО "РЖД" «7-у», в отличие от действующих ранее, позволяет определять зависимость расходов от объема работы по элементам затрат. [4]

Для оценки зависимости проведен анализ динамики эксплуатационных расходов и объема перевозок Дирекции управления движением.

Таблица 1 Динамика эксплуатационных расходов и объема перевозок Дирекции управления движением

Показатель

год

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

Эксплуатационные расходы к уровню 2012 г., %

102,6

103,7

109,2

112

122,2

126,3

131,1

136,3

138,1

154,6

Приведенные т-км к уровню 2012 г., %

103,0

107,8

104,3

106,3

116,9

120,5

124,8

118,9

129,3

126,1

Инфляция к уровню 2012 г.

1,064

1,185

1,338

1,410

1,446

1,508

1,555

1,631

1,768

1,980

Эксплуатационные расходы к предшествующему году, %

102,6

103,7

105,4

102,5

109,1

103,3

103,8

104,0

101,3

112,0

Приведенные т-км к предшествующему году, %

103,0

104,7

96,8

101,9

110,0

103,1

103,5

95,3

108,8

97,5

Инфляция к предшествующему году

1,064

1,114

1,129

1,054

1,025

1,043

1,031

1,049

1,084

1,120

Сопоставимые эксплуатационные расходы к уровню 2012 г., %

96,4

89,7

83,8

81,5

86,7

85,9

86,5

85,7

80,1

80,1

Сопоставимые эксплуатационные расходы к предшествующему году, %

96,4

93,1

93,3

97,3

106,4

99,1

100,7

99,1

93,4

100,0

На основании имеющихся исторических данных Дирекции управления движением по эксплуатационным расходам и приведенной работе за предшествующие 10 лет рассчитаны аналитические коэффициенты. Темпы изменения расходов опережают динамику приведенной работы, что объясняется инфляционными процессами. При росте объема на 26.1% расходы возросли на 54,6%. Однако уровень инфляции за этот период составил почти 98,0% и в сопоставимых условиях расходы снижаются. Это связано с оптимизационными мероприятиями по сокращению расходов и техническим новациями, направленными на снижение трудовых затрат.

На основании полученных результатов динамики эксплуатационных расходов и объема перевозок за последние 10 лет проанализируем взаимосвязь этих показателей с помощью корреляционного анализа с использованием линии тренда.

Рисунок 1 – Взаимосвязь объема работы (приведенные т-км) и эксплуатационных расходов (млн. руб.) в сопоставимых условиях.

Аналитические расчеты, построенные на исторических данных региональной дирекции движения (таблица 1) показывают разнонаправленные тренды (рисунок 1). При росте объема перевозок расходы тоже должны увеличиваться, хотя и меньшими темпами. Однако, проводимая перманентно оптимизация расходов нарушила эту закономерность. При росте объема работ, происходящем в пределах запаса пропускной способности, при постоянстве качественных показателей подвижного состава увеличиваются лишь зависящие от размеров движения расходы, а независящие остаются постоянными. Общая сумма расходов должна возрастать замедленно.

Однако, на основании корреляционного анализа по сопоставимым расходам и объему работы можно сделать вывод, что в Дирекции управления движением наблюдается низкая доля зависящих эксплуатационных расходов от объема работ.

Компания ОАО «РЖД» с целью совершенствования системы бюджетного управления применяет методические рекомендации от 20 ноября 2018 года №2446/р по расчету показателей «права» на расходы на выполненный объем работ по перевозочным видам деятельности, где «право» на расходы (далее «право») – это расчетный уровень затрат на фактический объем работ.

При снижении и росте объемов до 10% используется коэффициент зависящих расходов равный 0,082, при снижении объемов работы более 10% применяется коэффициент равный 0,049. [5]

Таким образом, анализируя зависимость эксплуатационных расходов в региональной дирекции управления движением, можно отметить, что уровень зависимости низкий. Это объясняется структурой расходов, где основная доля приходится на оплату труда. Причем контингент дирекции практически не зависит от объема работы, а определяется в зависимости от технических характеристик станций. Проводимая ежегодно оптимизация расходов нарушает закономерность роста расходов при увеличении объема перевозок, поэтому уровень зависящих расходов нельзя оценивать методами трендового анализа, а необходимо использовать метод непосредственного расчета по статьям затрат. Конечно, необходимо сокращать затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды за счет повышения уровня производительности труда, снизить административно-управленческие и другие накладные расходы, внедрять научно-технические достижения или передовой опыт, что приводит к повышению производительности труда и экономии расходов не только в тех хозяйствах, где применяются, но и в смежных.

Список литературы

1. Бирюкова Н. Управление эксплуатационными расходами [Текст] / Н. Бирюкова // Мир транспорта. - 2010. -No 1. - С. 84-87

2. Себестоимость железнодорожных перевозок. Под редакцией к.э.н., профессора Н.Г. Смеховой, к.э.н., доцента А.И. Купорова, учебник для вузов ж.д. транспорта, Москва 2003г, 494с

3. АбрамовА.П. Эксплуатационные расходы: планирование и регулирование // Железнодорожный транспорт, 1997. — № 2. — С. 62—70.

4. Кожевников Ю.Н. Особенности определения величины переменных расходов железнодорожного транспорта [Текст] / Ю. Н. Кожевников, Д. Г. Колядин // Экономика железных дорог: Журнал для руководителей и финансово-экономических работников. - 2015. - No 11. - С. 13-21 : табл. -Библиогр.: с. 21 (5 назв.). - ISSN 1727-6500

5. Распоряжение ОАО "РЖД" от 20.11.2018 N2446/р (ред. от 27.05.2021) "Об утверждении методических рекомендаций по расчету показателей "права" на расходы на выполненный объем работ по перевозочным видам деятельности" (Вместе с Методическими рекомендациями).

Просмотров работы: 51