ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ИХ УСПЕВАЕМОСТЬЮ В ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ИХ УСПЕВАЕМОСТЬЮ В ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Фундаментальные основы в изучении психического развития учащихся младшего школьного возраста принадлежат отечественным и зарубежным авторам ХХ столетия: Л.С. Выготский, Ж.Пиаже, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К. Роджерс, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Я.А. Пономарёв, Э. Эриксон, Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, П.Я Гальперин)

Младший школьный возраст обещает ребенку новые достижении в новой для него сфере деятельности –учении. Новая ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений, требует от него организованности, произвольности, ответственности.

Личностные качества — это психологические характеристики личности, проявляющиеся через отношения к окружающему и к самому себе в поведении и деятельности человека.

Успеваемость – это степень усвоения знаний, умений и навыков, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины, осознанности и прочности. В младшем школьном возрасте хорошая успеваемость имеет большое значение для ребенка, поскольку она способствует повышению самооценки ребенка.

Проблема успеваемости очень сложна, ее исследование предполагает множество различных подходов, но все они группируются вокруг двух основных аспектов рассмотрения проблемы:

-как учит учитель;

-как учится ученик и как при этом осуществляется его развитие.

Стоит особое внимание уделить особенности личности неуспевающих учащихся, проявляющихся в процессе учения, на выявление своеобразия самого процесса их учебной деятельности.

-отношение к учению;

-организация учебной работы;

-усвоение знаний и навыков;

Одним из главных личностных качеств, влияющих на успеваемость ученика является мотивация.

Среди разнообразных социальных мотивов учения главное место у младших школьников занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.

Внутренние мотивы:

1) Познавательные мотивы - те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний;

2) Социальные мотивы - мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью: стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу и пр.

Внешние мотивы - учиться на хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, а какая-то награда

От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки . Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, "двоечниками" и "троечниками", хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств.

Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Э. Эриксон считает главным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность - основная деятельность для младшего школьника, и если в ней ребёнок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.

Младший школьный возраст - возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего они импульсивны - склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина - потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Таким образом, проблема успешности обучения в трудах отечественных психологов изучалась довольно широко. Высокая успеваемость учащихся достигается системой дидактических методов, форм и средств, а также воспитательных мер. Знание психологических характеристик младших школьников с разным уровнем успеваемости поможет решить многие проблемы школьной успеваемости, найти индивидуальный подход к каждому ученику.

Список используемой литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2012. – 623 с.

2. Бадикова И.А Взаимосвязь тревожности и учебной успеваемости в младшем школьном возрасте // Интеллектуальный потенциал xxi века: ступени познания. Педагогические науки. – 2011. -№8. –с.135-139.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2013. – 358 с.

6. Галушкина С.В. Учебная успеваемость школьного обучения как психолого-педагогическая проблема. – 2016 [Электронный ресурс] http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2013/09/04/uchebnaya-uspevaemost-shkolnogo-obucheniya-kak-psikhologo

7. Долгова В. И., Кондратьева О. А., Скирдова М. Н. Изучение влияния свойств внимания на успеваемость младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 106–110.

Просмотров работы: 63