РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В младшем школьном возрасте особенности поведения ребёнка во многом определяются его новой социальной ситуацией: он – начинающий школьник. Он впервые получает права и обязанности школьника, становится членом классного коллектива. В поведении каждого ребенка присутствуют черты, которые можно увидеть в поведении других детей – его сверстников, современников, людей одной исторической эпохи, одной культуры. Это естественно, так как, живя и развиваясь в определенной социальной среде, культуре, ребенок наследует не только социальные эталоны, нравственные нормы, привычки, но и определенный тип поведения. Формируясь в деятельности, поведение детей становится произвольным, т.е. осмысленным, целенаправленным, инициативным. Различные недостатки в поведении младших школьников сдерживают становление произвольности - важного качества личности, нарушают учебную деятельность, затрудняют её освоение, отрицательно сказываются на отношениях ребенка со взрослыми и сверстниками [1].

Поведение – это совокупность поступков по отношению к объектам живой и неживой природы, к отдельному человеку или обществу, опосредованных внешней и внутренней активностью ребенка.

В свою очередь, разумное (произвольное) поведение – это связь между желанием что-то сделать и возможными действиями, интеллектуальный момент, который позволяет человеку более и менее адекватно оценивать будущий поступок. Произвольное поведение – это решающее условие готовности ребенка к школьному обучению, поведение осмысленное, инициативное и надситуативное.

Итак, сделаем вывод, что произвольность – это сознательная саморегуляция поведения, опосредствование своей деятельности (как внешней, так и внутренней).

Можно сказать, что уровни и этапы развития волевого и произвольного поведения должны определяться не наличием или отсутствием этих качеств в индивидуальных действиях ребенка, а специфическим для каждого возраста содержанием мотивов деятельности ребенка и формами опосредствования его поведения в совместной жизнедеятельности со взрослым [4].

Трудности в становлении произвольного поведения нередко обусловлены отсутствием или задержкой становления соответствующих возрасту ребенка интегративных личностных новообразований. Это сопровождается появлением негативных черт личности, таких, как замкнутость, скованность, конформность, безынициативность, робость, неуверенность в себе, сверхпослушание или, наоборот, импульсивность.

Далее дети испытывают трудности в принятии и сохранении цели поведения, его последствий; неспособны правильно оценить результаты своего поведения, внести в него необходимые коррективы; неспособны вести себя в соответствии с заданным образцом, правилом или, наоборот, при осуществлении и выборе стратегии поведения чрезмерно зависят от взрослого, сверстника. Поэтому необходимое условие преодоления этих трудностей, успешного становления произвольного поведения - личностное развитие ребенка, целенаправленное воспитание произвольности как системообразующего качества личности.

Становление новых форм произвольности осуществляется в процессе приобщения ребёнка к новому предмету деятельности, который становится средством организации поведения. На развитие произвольного поведения оказывают влияние все виды детской деятельности. Также ранее уже отмечалось, что на развитие произвольности и произвольного поведения влияет ряд факторов: трудности в принятии и сохранении цели поведения, личностное развитие ребенка, опережение или отставание от возрастной нормы, недостатки в развитие мотивационной сферы и другое. Так, в результате проведенного нами теоретического анализа было выявлено, что основными составляющими произвольности поведения являются: умение строить свое поведение в соответствии с требованиями ситуации; выбирать и использовать средства, начинать и заканчивать действие в нужный момент, планировать и контролировать свои действия на основе предвосхищения его промежуточных и конечных результатов.

При таком построении действия его осуществление в большинстве случаев ведет к успеху, что подкрепляет исходное побуждение школьника к дальнейшему результату.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Абрамова Г.С. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие для студентов ВУЗов, 4-е изд. / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 1999 – 672 с. 

Абрамова, Г.С. Практическая психология/Г.С.Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2008. - 366 с. – Текст непосредственный.

Азбель, А.А. Развитие учебной мотивации подростков: современные психолого-педагогические исследования / Л.С. Илюшин, А.А. Азбель // На путях к новой школе. - 2016. - №3. - С.27-33.– Текст непосредственный.

Акимова, М. К. Психофозиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. - М.: Издательский центр "Академия", 2012. - 160 с.– Текст непосредственный.

Амонашвили Ш.А. В школу с 6 лет. - М.: Педагогика, 2007. - 176 с.

Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М.: Знание, 2008. – 350 с.

Просмотров работы: 206