Проблемы внедрения и развития цифрового профиля юридического лица и его использования в хозяйственной деятельности организаций - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Проблемы внедрения и развития цифрового профиля юридического лица и его использования в хозяйственной деятельности организаций

Кабанова Е.А. 1
1Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время путем внедрения финансовых технологий и цифровизации в сферу оказания государственных услуг формируется значительный объем данных о физических и юридических лицах. Процесс сбора и обобщения информации, ее систематизация и анализ получило название цифрового профилирования. При этом важно отметить, что термины «цифровое профилирование» и «цифровой профиль» не закреплены нормативно, в связи с этим их содержание можно рассматривать в той степени, в которой их определяют доктринально и применяют на практике. Цифровое профилирование организаций на сегодняшний день считается одним из наиболее актуальных направлений развития финансовых технологий. В частности, развитие цифрового профилирования осуществляется в рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика РФ». Как одна из целей вышеупомянутой федеральной программы обозначена «создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности».[3] Таким образом, в последние годы деятельность ряда государственных органов в том числе таких как Федеральная налоговая служба (ФНС), Федеральной антимонопольной службы (ФАС), Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минцифры), Социального фонда (СФР) сводилась к необходимости работы с данными, формирующими цифровой профиль. До последнего времени внимание государственных органов было сконцентрировано на работе с цифровым профилем физического лица, сегодня остро ощущается необходимость повсеместного применения цифрового профиля юридических лиц.

Цифровой профиль гражданина уже активно развивается и используется для коммуникации между физическими лицами и государственными органами, а также для получения государственных услуг, посредством применения ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации), то цифровой профиль юридического лица и порядок его нормативно-правового регулирования находятся на стадии разработки и внедрения в сферы оказания государственных услуг и предпринимательской деятельности.

Функционал цифрового профиля юридического лица должен быть основан на тех же принципах и началах, что и цифровой профиль физического лица, а именно он должен служить источником достоверных и актуальных сведений о юридических лицах, получаемых от государственных органов или предоставляемых непосредственно юридическими лицами о себе.

Разработкой и перспективами развития цифрового профилирования юридических лиц активно занимается Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее – Минцифры). В рамках упомянутой деятельности 16 декабря 2022 годы Минцифры разместило сценарии использования инфраструктуры Цифрового профиля в форме методических рекомендаций, где рассмотрены основные способы сбора данных организаций для формирования цифрового профиля юридического лица и алгоритмы для внедрения финансовой технологии в хозяйственную деятельность, в том числе в сферу закупок для государственных и муниципальных нужд.

Проект по созданию цифрового профиля юридического лица был предложен Министерством цифрового развития в конце 2019 года. Под цифровым профилем организации понимается совокупность цифровых записей о юридическом лице, содержащихся в информационных системах государственных органов и организаций. Исходя из методических рекомендаций Минцифры можно выделить основные принципы, на которых должно основываться функционирование цифрового профиля организации, в том числе: достоверность сведений, что подразумевает что данные о юридическом лице, которые предоставлены в цифровом профиле актуальны на дату обращения к ресурсу (где размещен цифровой профиль юридического лица) и проверены. Цифровой профиль организации может использоваться в качестве источника достоверных данных об организации для государства и иных физических и юридических лиц, для получения информации о контрагентах и взаимодействия с иными организациями.

При этом актуальным остается вопрос о том каким образом данные будут проверяться и кто будет нести ответственность в случае, если данные об организации окажутся не соответствующими критерию достоверности. В этом тезисе заключается основная сложность для возможности использования цифрового профиля организации в сфере закупочной деятельности. Положение о достоверности данных об юридическом лице предполагает, что должен существовать некий сторонний орган, который бы осуществлял проверку и постоянный контроль за актуальностью сведений, составляющих цифровой профиль, поскольку только в таком случае контрагенты могут полагаться на сведения из цифрового профиля организации и использовать их для проверки сведений о контрагенте.

Функционирующий сегодня цифровой профиль юридического лица строится на основе ОГРН и ОГРНИП (для индивидуальных предпринимателей). Данные цифрового профиля юридического лица содержатся в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), иных государственных системах и реестрах.

ОГРН (ОГРНИП) — это основной государственный регистрационный номер юридического лица (индивидуального предпринимателя). ОГРН (ОГРНИП) присваивается регистрирующим органом при внесении первой записи в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) о создании юридического лица (индивидуального предпринимателя). В последующем он указывается во всех записях, вносимых в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) в отношении юридического лица (индивидуального предпринимателя).

Однако важно отметить, что внедренный цифровой профиль юридического лица направлен на реализацию задач по упрощению процессов управлению юридическим лицом, в том числе делегированию полномочий внутри организации, так например, используя цифровой профиль, руководитель юридического лица за счет связки цифрового профиля юридического лица и физического лица имеет возможность поручить другому уполномоченному лицу проведение определённых операций в цифровом виде. Такое делегирование руководитель юридического лица выполняет в цифровом профиле юридического лица с использованием квалифицированной электронной подписи и фиксирует в реестре цифровых согласий юридического лица, который фактически также является реестром полномочий.

Другой задачей внедрения цифрового профиля организации было обеспечение возможности субъектам предпринимательства получить меры государственной поддержки, поскольку в силу большого объема данных, содержащихся в цифровом профиле, руководители организаций могут найти меры поддержки, в том числе федеральные и региональные программы, которые могли бы быть использованы этой организацией, исходя из «параметров» организации, определяемых на основе данных из цифрового профиля. В качестве примера Министерство экономического развития РФ, при чьем участии был разработан цифровой профиль юридического лица, приводит упрощение получения кредита организацией. «Использование цифрового профиляпозволит из анкеты на получение кредита исключить более 50 полей для заполнения. Бизнесу также не придется прикреплять порядка 10 документов, а время создания заявки сократится с одного дня до 15 минут. Упростится и проверка заявки со стороны банка, так как данные будут получены из достоверных государственных источников.»[4]

Актуальными остаются вопросы обеспечения стабильности функционирования цифрового профиля организации, которое гарантировало бы безопасность данных юридических лиц и, помимо прочего, в дальнейшем обеспечить развитие цифрового профиля и внедрение его в иные сферы хозяйственной жизни. Так были разработаны некоторые основы, на которых базируется разработка цифрового профиля. При реализации инфраструктуры цифрового профиля необходимо обеспечить:

конфиденциальность, целостность и доступность обрабатываемой информации, защиту процессов взаимодействия и обмена между источниками и потребителями данных;

безопасность и устойчивость к компьютерным атакам инфраструктуры цифрового профиля должна быть обеспечена посредством создания условий безопасного и устойчивого функционирования вычислительной инфраструктуры всех взаимодействующих систем и применения безопасных технологий обработки информации;

безопасность и устойчивость в рамках функционирования цифрового профиля организации должно являться комплексным решением, которое предполагает гармонизацию и реализацию требований законодательства Российской Федерации, требований регулирующих и надзорных органов, отраслевых стандартов, универсального комплекса государственных стандартов, регламентирующих защиту информации и обеспечение непрерывности деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что цифровой профиль юридического лица сегодня находится на стадии внедрения в предпринимательскую и хозяйственную деятельность. Так как цифровой профиль организации имеет свой прямой аналог в качестве цифрового профиля физического лица, можно с большой долей вероятности заключить, что его использование сможет упростить взаимодействие организаций с органами власти при получении отдельных видов государственных услуг и мер поддержки, а также облегчит получение данных юридическими лицами о действующих или потенциальных контрагентах. Однако, необходимо понимать, что действительное функционирование цифрового профиля организаций началось меньше месяца назад (в середине декабря 2022 года) из чего следует, что, во-первых, не в полной мере можно спрогнозировать потенциал использования цифрового профиля юридического лица, во-вторых, в равной степени нельзя предугадать правовые и технические проблемы, которые могут возникнуть при работе с цифровым профилем.

Литература:

Цирин А.М. Цифровое профилирование на государственной службе: понятие и перспективы правового регулирования // Журнал российского права. 2022. № 10. С. 97 - 109.

Кирсанова Е.Е. Правовое регулирование оборота прав на результаты интеллектуальной деятельности в цифровой экономике: монография. М.: Юстицинформ, 2022. 228 с.

Постановление Правительства РФ от 02.03.2019 N 234 (ред. от 13.05.2022) "О системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 18.03.2019, № 11, ст. 1119

Официальный сайт Минэкономразвития России: [Электронный ресурс] URL: https://www.economy.gov.ru (дата обращения: 03.01.2023)

Literatura:

1. Tsirin A.M. Digital profiling in the public service: the concept and prospects of legal regulation // Journal of Russian Law. 2022. No. 10. P. 97 - 109.

2. Kirsanova E.E. Legal regulation of the circulation of rights to the results of intellectual activity in the digital economy: monograph. M.: Yustitsinform, 2022. 228 p.

3. Decree of the Government of the Russian Federation of March 2, 2019 N 234 (as amended on May 13, 2022) "On the management system for the implementation of the national program "Digital Economy of the Russian Federation"//"Collected Legislation of the Russian Federation", March 18, 2019, No. 11, Article 1119

4. Official website of the Ministry of Economic Development of Russia: [Electronic resource] URL: https://www.economy.gov.ru (date of access: 01/03/2023)

Просмотров работы: 64