Актуальность. Введение отработки навыков в симулированных условиях с различными смоделированными ситуациями набирает популярность. Наибольшую актуальность данный формат работы приобрел после периода дистанционного обучения, когда студенты не видели реальных пациентов и не могли освоить определённые навыки у «постели больного». Особенно это касается дифференциальной диагностики заболеваний дыхательной системы.
Заболевания дыхательной системы, одни из самых распространенных патологий с которыми пациенты самообращаются в поликлинику на осмотр или вызывают врача на дом [2]. Важно правильно верифицировать диагноз для назначения верной тактики лечения. Поэтому совершенствование диагностических алгоритмов (в том числе и в симулированных условиях) необходимо для отработки навыков дифференцирования заболеваний и усовершенствования знаний студентов 6 курса [3].
Цель исследования: провести диагностическую оценку аускультативных знаний студентов 6 курса педиатрического факультета в симулированных условиях.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 75 студентов, обучающихся очно из 8 групп педиатрического факультета. Был разработан чек-лист для контроля физикального обследования дыхательной системы, содержащий 20 пунктов. Смоделировано 4 ситуации: Бронхиальная астма, Приступный период; Пневмония (очаговая); Острый бронхит; Острый обструктивный ларингит (круп) [1]. Результат считался положительным, если студент имел 14 и более положительных ответов в чек-листе, включая постановку диагноза (70% и более). С использованием симулятора физикального осмотра Физико от компании Virtumed отечественного производства, проведены тренинги по определению характеристики аускультативной картины в соответствии с выбранным заданием и последующей постановкой диагноза.
Статистический анализ полученных результатов исследования выполнен на персональном компьютере с помощью программ Microsoft Excel, Statistica 10.0, BIOSTAT.
Результаты исследования показали, что в независимости от ситуации верно провели алгоритм физикального обследования дыхательной системы 70 обучающихся, что составляет 93,3% от общего количества испытуемых.
Верно озвучена студентами аускультативная картина в 86,7% случаев, при этом ее сопоставление с диагнозом было верным в 95% случаев.
При верификации изменений в легких в ситуации с пневмонией 5% студентов (1 испытуемый из 20 человек) не справился с алгоритмом физикального осмотра и набрал менее 70% по чек листу, тем самым не выполнив задание в полном объеме.
Лучше всего с заданием справились студенты с ситуацией «бронхиальная астма, приступный период». Все испытуемые верно соотнесли аускультативную картину с диагнозом и 7 из 17 человек выполнили задание по чек листу на 100%, что составило 41,2%.
Ситуация «Острый бронхит» была у 15 студентов, 86,7% справились с заданием и выполнили чек лист более чем на 70%, из которых 1 студент неверно установил диагноз, но при том набрал 90% по чек-листу. Однако, основным условием выполнения данной ситуации являлось не только верно провести физикальный осмотр, но и верно верифицировать диагноз, поэтому данный испытуемый признан не прошедшим испытание. Также 1 студент не справился с проведением осмотра и набрал 50% по чек-листу.
При выполнении ситуации «Острый обструктивный ларингит (круп)» 2 студента не верно выполнили физикальный осмотр и не смогли сопоставить аускультативную картину с диагнозом, это составило 8,7% от студентов которые проходили данную станцию.
Таким образом, на основании данного исследования можно сделать вывод, что основной проблемой отрицательного результата прохождения являлось недостаточное знание алгоритма физикального осмотра у испытуемых, что составляет 5,3%. Также 1,3% при корректном проведении физикального осмотра неверно интерпретировали данные и установили ошибочный диагноз. Из этого следует, что им необходимо больше времени уделять именно повторению алгоритмов и верному выполнению манипуляции.
Литература/References
Физиология человека: учебник / под. ред. А.В. Завьялова, В. М. Смирнова. М.: МЕДпресс-информ, 2009.
Физиология человека: учебник для студ. мед. вузов /под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2011. – 664 с.
Долгина И.И., Долженкова И.Г., Савич В.В., Григорьян М.Ф. Сравнительный анализ выполнения технических навыков в условиях простого и командного тренингов. Виртуальныетехнологиивмедицине. 2020;1(3):73-74. [Dolgina I.I., Dolzhenkova I.G., Savich V.V., Grigorian M.F. Comparative analysis of the implementation of technical skills in the context of simple and team training. Virtual Technologies in Medicine. 2020;1(3):73-74. (In Russ.)]https://doi.org/10.46594/2687-0037_2020_3_1198.