ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНО-ОПЫТНОГО УЧАСТКА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНО-ОПЫТНОГО УЧАСТКА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Учебно-опытная работа на пришкольном участке является важным звеном связи преподавания биологии с жизнью. Она играет важную роль в повышении качества знаний обучающихся по биологии, пробуждает и развивает у школьников различные познавательные интересы, знакомит их с методами применения науки в практической деятельности человека, служит средством приобщения учащихся к самостоятельному поиску и обобщению знаний, способствует, совершенствованию практических умений и навыков, знакомит с научными основами сельскохозяйственного производства, воспитывает интерес к сельскому хозяйству и играет важную роль в профориентационной работе.

Большое значение имеет формирование биолого-экологических знаний учащихся на базе учебно-опытного участка, способствующего более глубокому осмыслению школьниками теоретического материала и применения его в нестандартных ситуациях. Это создает условия, при которых реализуется интеллектуальный потенциал каждого учащегося.

Вопросы методики использования базы учебно-опытного участка в обучении нашли свое отражение в работах П.И. Боровицкого, Н.М. Верзилина, Н.А. Рыкова, Д.И. Трайтака, Б.В. Всесвятского. А.А. Шибанова. С.А. Кивотова, С.В. Щукина, А.С. Ставровского и других методистов.

Возле большинства школ имеется зеленая зона – посадки деревьев, газоны, клумбы с цветами, а зачастую и территории с посадками декоративных и сельскохозяйственных культур, плодовые деревья и кустарники, теплицы и оранжереи. На необходимость наличия при каждой школе хотя бы небольшого сада, «куда иногда следует пускать учеников и предоставлять им возможность наслаждаться зрелищем деревьев, цветов и трав», указывал известный европейский педагог XVII в. Я. А. Коменский в своем труде «Великая дидактика».

На современном этапе планирование пришкольного участка не сводится к элементам агробиологии. Его задачей является наиболее рациональное распределение территории между всеми структурными элементами работы учебного заведения, в том числе спортивной площадкой, игровой зоной для учащихся группы продленного дня, уголком отдыха, метеорологической площадкой и биологической частью.

Также, в настоящее время, зеленые зоны на пришкольной территории выполняют эстетическую роль, однако во многом могут быть использованы и в качестве учебной базы для уроков, и внеклассной работы по биологии (особенно ботаники и экологии). Эта роль может реализоваться через различные формы, начиная от простого ежегодного сбора раздаточных образцов листьев, побегов, цветков, плодов и целых растений и заканчивая проведением тематических экскурсий и закладкой специальных долгосрочных опытов по экологии растительных сообществ, моделированием природных экологических сукцессий и т. п. В подобных случаях экспериментальные площадки должны иметь специальное ограждение и таблички с пояснениями. Если площадь участка позволяет, его растительный покров и рельеф можно целенаправленно видоизменять, разнообразить, создавая, например, «альпийские горки», небольшие искусственные водоемы, «ремизные» посадки густых кустарников и высоких трав для привлечения на гнездование мелких птиц и т. п. [1].

В практике обучения биологии школьному учебно-опытному участку отводится особая роль. Здесь школьники знакомятся с садовыми и огородными растениями, полевыми и техническими культурами, сорняками, вредителями, овладевают умениями и навыками по уходу за растениями. С этой целью предусматриваются делянки для отдельных культур в открытом фунте, парники и теплицы для растений закрытого грунта.

Важной задачей является ознакомление школьников с культурными растениями и сельскохозяйственными процессами. Для этого на участке выращивают коллекции разных культурных растений и производят опыты по повышению урожайности, выявлению оптимальных условий выращивания, интродукции, сортоиспытанию и др.

На школьном участке рекомендуется выращивать растения, изучаемые по программе предмета «Биология». Учащиеся, работая на участке, закрепляют свои знания о развитии растений, получают представления о главных агрономических приемах возделывания культурных растений и навыки работы с ними в определенной системе, по определенному плану.

Учебно-исследовательская деятельность с живыми объектами на пришкольном участке обеспечивает формирование нравственных качеств учащихся, воспитание любви и бережного отношения к природе, уважения к трудовой деятельности. Длительные и разнообразные работы способствуют формированию стремления довести дело до конца, вовремя произвести наблюдения и зафиксировать их.

На участке проводят уроки и экскурсии по ботанике, зоологии и общей биологии для 5—11 классов. Кроме того, здесь осуществляют внеурочную деятельность, внеклассные занятия, юннатскую, природоохранительную и опытническую работы. Результаты постановки опытов и выращивания коллекции растений в течение осени, весны и лета используют для заготовки демонстрационного и раздаточного материалов для уроков, лабораторных работ и кружков юннатов. На участке могут организовываться общешкольные внеклассные мероприятия, выставки, экскурсии для младших школьников, для родителей, проводиться конкурсы и т. п. Такое многостороннее использование учебно-опытного участка требует соответствующего подбора и расположения посадок и посевов растений.

В связи с этим в структуре школьного участка должны быть определенные сектора и делянки, парники и теплица. Правильная организация различных видов деятельности на учебно-опытном участке способствует совершенствованию биологических знаний и умений по их применению на практике; формированию умений и навыков по выращиванию культурных растений с учетом биологически обоснованной агротехники; развитию знаний и умений по экспериментированию над растениями и животными; совершенствованию умений: наблюдать биологические явления, устанавливать фенологические фазы, описывать их, фиксировать наблюдения, сравнивать опытные и контрольные объекты, формулировать доказательные выводы на основе применения простейших расчетов, формировать умения интерпретировать полученные данные в зависимости от состояния погоды и от изменения условий эксперимента; формированию и совершенствованию умений использовать приборы для фиксации погодных явлений и состояния растений.

О структуре пришкольного учебно-опытного участка существуют разные точки зрения, рассмотрим некоторые из них.

По П. И. Боровицкому, на учебно-опытном участке должно быть два отдела по выращиванию растений: коллекционный и опытнический. В коллекционном выращивают большое разнообразие культурных растений: зерновые, плодовые, лиственные, ягодные, технические, масличные и т.д. Притом каждую из этих культур размещают на особых делянках с соблюдением севооборота (перемещение делянок на местности по определенной схеме). В опытническом отделе располагают делянки для типовых опытов на полевых и овощных культурах с соблюдением всех норм и требований к растениеводческим опытам сортоиспытания для определения влияния внешней среды или по другой тематике.

По Н.М. Верзилину, на участке должно быть четко выделено несколько отделов: полевой, овощной, плодово-ягодный, декоративный, биологический и зоологический. В каждом отводится место для коллекции культур и опытов с растениями этого отдела. Главным для выполнения учебной программы является биологический отдел, в котором выращиваются определенные культуры, проводятся опыты, являющиеся также живыми иллюстрациями важнейших биологических закономерностей и процессов.

Традиционно на учебно-опытном участке в коллекциях и опытах используются культурные растения. Для доказательства общебиологических закономерностей в живой природе и особенно для выявления экологических закономерностей в жизни растений в структуру пришкольного участка был введен новый отдел — отдел экологии. В нем все коллекции и опыты осуществляются на примере местных дикорастущих видов [3].

Учебно-опытный участок должен быть расположен непосредственно вблизи школы, иметь источник водоснабжения и достаточное освещение.

При планировании участка для того, чтобы педагогически и агрономически обоснованно расположить все отделы и постройки, необходимо учитывать размеры, конфигурацию, возможностей водоснабжения территории, а также контингент учащихся.

Проанализировав Разные точки зрения методистов и педагогов, можно выделить следующие обязательные отделы учебно-опытного участка:

Отдел овощных культур – является одним из основных отделов учебно-опытного участка. Включает в себя открытый, закрытый и частично-защищенный грунт. Размеры этого отдела определяются количеством практических занятий, предусмотренных программой, количеством классов и учащихся, закрепленных за этим отделом, а также общим размером учебно-опытного участка. Данный отдел обычно размещается рядом с источником водоснабжения, на участке с выровненным рельефом и плодородными почвами, т.к. большинство овощных культур очень требовательны к влаге и удобрениям.

Отдел полевых культур – включает в себя размещение основных зерновых, пропашных, кормовых, технических и других культур, имеющих большое производственное значение для данной зоны и отвечающие требованиям программы по биологии. Высевают семена районированных и перспективных сортов полевых культур.

Отдел плодово-ягодных культур - занимает достаточно большую площадь учебно-опытного участка. Он состоит из маточного сада, ягодника и плодово-ягодного питомника. При подборе сортового материала для посадки надо учитывать климатические условия, а также то, что ряд сортовых плодово-ягодных культур имеют стерильную пыльцу, и предусмотреть посадку растений-опылителей.

Цветочно-декоративный отдел – не имеет четко обозначенных границ, так как отдельные формы цветочных насаждений размещены по всей территории учебно-опытного участка. Помимо учебной роли, важное значение эстетическое значение данного отдела. При составлении плана размещения цветочно-декоративных растений необходимо учитывать время и продолжительность цветения различных видов, их отношение к свету, теплу, почве, влаге, особенность зрительного восприятия различных окрасок цветов и листьев, а также требования программы по биологии.

Цветочно-декоративный отдел может быть представлен следующими формами цветочных насаждений: клумба – цветник, который имеет различные правильные геометрические контуры с одинаковыми взаимными перпендикулярами; бордюр – окаймляет газоны, клумбы и имеет ширину 0,1–1 м и длину от 10 м и более; группа – посадки 2–3-х видов или сортов растений, сочетающихся по высоте, окраске и другим признакам; газон – площадь с естественно или искусственно созданным сомкнутым травяным покровом.

Коллекционный отдел – площадь данного отдела зависит от размера учебно-опытного участка и количества учащихся. Всю площадь отдела разбивают на небольшие делянки размером 2–5 м2. Между делянками должны быть дорожки шириной 30–50 см. На каждой делянке выращивается только один вид растений, относящихся к зерновым, техническим, овощным, кормовым, масличным, цветочно-декоративным, медоносным, лекарственным, представителям дикой флоры. В коллекцию растений каждой группы включаются те виды и сорта, которые не выращиваются в отделах полевых и овощных культур. Если размеры участка не позволяют отдельно организовать данный отдел, то можно выделить часть площади под коллекцию в каждом отделе.

Дендрологический отдел – включает в себя древесно-кустарниковые растения, наиболее распространенные в данной местности. Подбор растений осуществляется с учетом почвенно-климатических условий района, биологических особенностей растений, характера объекта и вида посадки. Подбирая растения, необходимо учитывать их зимостойкость и засухоустойчивость, отношение к свету, декоративные качества растений (величину и форму кроны, характер ветвления, окраску листьев и цветов, сроки цветения).

Зоологический отдел может включать в себя уголок живой природы, крольчатник, птичник или пасеку.

Производственный отдел можно организовать в сельских школах. Его основной целью является обеспечение школы и зоологического отдела овощами, фруктами, зеленью и другими продуктами питания. Здесь культуры рекомендуется выращивать в системе севооборота. Опыты с растениями в данном отделе не проводятся. Площадь, выделенная под производственный отдел, зависит от возможностей школы (площадь земельных угодий, количество школьников и т.д.) [2].

Таким образом, школьный учебно-опытный участок – это основная база для организации практических занятий, трудовой практики и исследовательской деятельности обучающихся. Учащиеся, работая на участке, закрепляют свои знания о развитии растений, получают представления о главных агрономических приемах возделывания культурных растений и навыки работы с ними в определенной системе, по определенному плану.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Анищенко, И. Е. "Аптекарский огород" на школьном участке / И. Е. Анищенко, Л. М. Абрамова, О. Ю. Жигунов. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2016. - N 5. - С. 66-71. - Библиогр.: с. 71.

2. Баранчикова , Л. А. Выращивание огородных растений: 5-7 класс : методическое пособие / Л. А. Баранчикова. - Москва : ВЛАДОС, 2003. - 176 с. : ил., рис. - Текст : непосредственный.

3. Баранчикова, Л. А. Школьный учебно-опытный участок: ягода-малина / Л. А. Баранчикова. - Текст : непосредственный // Начальная школа. - 2009. - № 3. - С. 23-26.

4. Борцов, А. Н. Формы внеурочной деятельности учащихся в системе непрерывного ботанического образования "Школа-вуз" / А. Н. Борцов // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 4. - С. 189-192. - Библиогр.: с. 192.

Просмотров работы: 102