ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВРАЧА-ОРДИНАТОРА В СИМУЛЯЦИОННЫХ УСЛОВИЯХ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВРАЧА-ОРДИНАТОРА В СИМУЛЯЦИОННЫХ УСЛОВИЯХ

Гулакова Е.А. 1, Бросалин Д.А. 1, Зоря А.И. 1
1Курский ГМУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

По статистическим данным Росздравнадзора по итогам 2020 года, в течение года было рассмотрено более 7000 тысяч жалоб пациентов на врачей, что почти на 40% превышает показатель 2019 года. Менее чем в 10% случаев проверка подтвердила факт нарушения прав пациентов. Официальные представители основной причиной сложившейся ситуации называют: возросшую нагрузку на медицинский персонал из-за COVID-19. При анализе ситуации внутри медицинского учреждения, специалистами был сделан вывод о том, что большинство конфликтных ситуаций происходят из-за недопонимания в диаде: «врач-пациент» [3].

Одним из факторов эффективности медицинской деятельности является выполнение профессиональных функций: готовностью к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра и т.д. [1]. На протяжении последних десятилетий во многих странах мира активно проводятся исследования, посвященные теме общения врача с пациентами.

Исследования показывают, что медицинские работники, обученные коммуникативным навыкам, получают меньше жалоб. Также было доказано, что эффективно собранная информация анамнеза пациента на первичном приеме влияет на постановку правильного диагноза, разработку и реализацию дальнейшей тактики лечения и повышает вероятность положительного исхода.

Базой для обучения специалистов медицинского профиля коммуникативным навыкам является пациент-ориентированная модель консультации при оказании медицинской помощи: Калгари - Кембриджское руководство, которое было разработано специалистами медицинского факультета Кембриджского университета и университета канадского города Калгари. В данном руководстве описано пять последовательных этапов: начало консультации, сбор информации, осмотр, разъяснение и планирование, завершение консультации. На каждом этапе определены задачи, которые необходимо решить [2].

Для повышения качества образования была создана методика «симулированный пациент», которая с успехом применяется в медицинских образовательных учреждениях по всему миру. Данная методика максимально приближена к реальным условиям работы врачей.

В Федеральном аккредитационном центре Курского государственного медицинского университета (ФАЦ КГМУ) разработан курс для клинических ординаторов 2 года обучения «Коммуникативные навыки», целью которого выступает обучение будущих врачей знаниям, умениям и навыкам общения с пациентом. Данный курс включает как теоритический, так и практический блоки, соотношение которых помогает повысить процент успешной сдачи первичной специализированной аккредитации (паспорт станции «Сбор жалоб и анамнеза).(Рис 1.)

Рисунок 1. Соотношение теоретического и практического блоков дисциплины «Коммуникативные навыки»

В качестве симулированного пациента выступают специально обученные работники ФАЦ. Таким образом для обучающихся создается реалистичная модель общения врач-пациент, наиболее приближенная к первичной специализированной аккредитации. Для каждого случая разработан клинический сценарий, позволяющий правдоподобно предоставлять информацию по заболеванию. Врач обязан взаимодействовать с пациентом вне зависимости от его эмоционального состояния, поэтому помимо стандартных клинических случаев разработаны специальные сценарии, такие как «трудные консультации» и «трудные» клинические случаи: сообщение плохих новостей, первичный прием детского врача-стоматолога и др.

В Федеральном аккредитационном центре Курского государственного медицинского университета активно проводится обучение студентов коммуникативным навыкам с помощью симулированных пациентов. По данным за осенний семестр 2022-2023 учебного года успешно освоили курс «Коммуникативные навыки» 203 ординатора (100%)

Таким образом, можно сказать, что обучение будущих медицинских работников в симуляционный условиях является одной из важных составляющих улучшения качества медицинской помощи. Сценарии ситуаций, разработанные ассистентами ФАЦ, максимально приближены к практической деятельности врача, что позволяет избежать ошибочных действий в реальных условиях.

Список литературы

1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 марта 2017 г. N 293н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)" [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71648500/ (Дата обращения: 12.01.2023)

2. Навыки общения с пациентами: симуляционное обучение и оценка коммуникативных навыков в медицинском вузе: методическое руководство / под науч. ред. Н.С. Давыдовой, Е.В. Дьяченко. – М.:РОСОМЕД, 2020. – 127 с.

3. Новые известия: [Электронный ресурс]. М., 2021. URL: https://newizv-ru.turbopages.org/newizv.ru/s/news/society/31-05-2021/v-2020-godu-na-37-3-vozroslo-kolichestvo-zhalob-patsientov-na-rabotu-medikov?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop. (Дата обращения: 11.01.2023).

Просмотров работы: 49