ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Льдинина И.А. 1, Брутова М.А. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развитие творческой личности младшего школьника обозначается одной из траекторий современного образования. Об этом свидетельствует и Федеральный закон об образовании Российской Федерации, и обновленный Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального общего образования.

В научных источниках подчеркивается необходимость развития творческих способностей младших школьников. Изучением творческих способностей у младших школьников занимались Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов и другие.

Проектная деятельность является развивающим видом деятельности. Она способная усиливать мотивацию, развивать способности детей, создавать творческую среду для сотрудничества.

Таким образом, вопросы, касающиеся развития творческих способностей и использования проектной деятельности, являются актуальными. Данная статья раскрывает возможное влияние проектной деятельности на развитие творческих способностей младших школьников.

Для начала рассмотрим основные понятия по данной проблеме. Согласно педагогическому словарю, проектная деятельность — это способ организации процесса познания, основанный на целенаправленной самостоятельной деятельности исследовательского характера учащегося или группы учащихся для достижения предполагаемых результатов, имеющих практическую, теоретическую или познавательную значимость [1].

Определение творческих способностей можно найти в работе Байбородовой Л.В. Творческие способности - индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности определенного рода [2]. Она определяет ключевой фактор творческих способностей – успешность творческой деятельности.

Рассмотрим особенности проектной деятельности в начальной школе. Бурмистрова Е.В. указывает: «Полноценную проектную деятельность младшие школьники осуществлять не способны, объективные причины этого кроются в ряде возрастных особенностей детей» [с. 23, 3]. По этой причине для успешной проектной деятельности необходимо создавать определенные условия. Во-первых, это подготовительная работа. Необходимо познакомить учащихся с задачами, этапами, методами проектной деятельности. Во-вторых, следует ограничиться выполнением учебного проекта длительностью 1 урок. Так, учащиеся будут удерживать интерес к проекту. В-третьих, это создание творческой атмосферы. Педагогу важно поддерживать творческую мысль учащихся, вести их к успешному творческому поиску. В-четвертых, учет потенциала учебных предметов. Внеурочная деятельность также является возможной формой организации проектной деятельности.

Для развития творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности определено пять упражнений:

1. Поставь себя на место других

2. Интересная тема

3. Мозговой штурм

4. Авторская деталь

5. Реклама

Все упражнения имеют общую цель: создание условий для успешного развития творческих способностей. Ожидаемый результат: активизация творческого мышления и как следствие развитие творческих способностей.

Данные задания были апробированы в МБОУ «Торосозерская школа» Плесецкий муниципальный округ, Архангельская область. В эксперименте участвовали ученики третьего и четвертого класса (7 человек). Для выявления исходного уровня развития творческих способностей была использована методика «Эскизы» Е.Е. Туник. Было выявлено, что 28% имеют низкий уровень творческих способностей, 44% - средний, 28% - высокий.

Согласно календарно-тематического планированию внеурочной деятельности было разработано и проведено шесть занятий. На каждом занятии проектная деятельность вводилась поэтапно, вводились творческие задания. Планирование занятий представлено в таблице 1.

Таблица 1 – программа занятий внеурочной деятельности «Мастерята»

Название занятия

Цель

Содержание

Коробка для игрушек в технике аппликация

развитие творческих способностей младших школьников во время работы в технике аппликация, введение проектной деятельности

Обучение поисковому этапу проектной деятельности.

Использование упражнения «Поставь себя на место других».

Учащимся предлагается спроектировать коробку для игрушек в технике аппликация.

Фоторамка из соленого теста

развитие творческих способностей младших школьников во время работы в технике лепка из соленого теста, введение проектной деятельности

Обучение конструкторскому этапу проектной деятельности. Использование упражнения «Мозговой штурм».

Проектирование фоторамки из соленого теста

Панно из сушеных листьев в технике аппликация

развитие творческих способностей младших школьников во время работы в технике аппликация, введение проектной деятельности

Закрепление работы на поисковом и конструкторском этапе.

Использование упражнений «Поставь себя на место других», «Интересная тема», «Мозговой штурм».

Проектирование панно из сушеных листьев

Открытка в технике объемная аппликация

развитие творческих способностей младших школьников с помощью проектной деятельности во время работы в технике объемная аппликация

Обучение технологическому, заключительному этапу проектной деятельности.

Использование упражнений «Авторская деталь», «Реклама»

Брошь «Цветок» из фетра

творческих способностей младших школьников с помощью проектной деятельности во время работы в технике шитье

Закрепление этапов работы над проектом.

Использование упражнений «Поставь себя на место других», «Интересная тема», «Мозговой штурм», «Авторская деталь», «Реклама».

Проектирование броши из фетра.

Ваза из стеклянной бутылки

творческих способностей младших школьников с помощью проектной деятельности во время изобразительной деятельности

Самостоятельное использование проектной деятельности.

Использование творческих заданий по выбору учащихся.

Проектирование вазы из стеклянной бутылки.

Можно сделать вывод, что с каждым последующим занятием менялось отношение учащихся к проектной деятельности. Если во время первого занятия учащиеся не были готовы к проектной деятельности, она вводилась постепенно, то последнее занятие показало, что учащиеся усвоили все этапы проектной деятельности и успешно применяют их. Также, менялось и отношение к творческим заданиям. Во время первых занятий учащиеся были неактивны, выполняя творческие задания, а в своих собственных работах старались заимствовать идеи у одноклассников, но в ходе последующих занятий активность учащихся увеличивалась, на последнем занятии они продемонстрировали, что способны использовать творческие задания самостоятельно, также количество заимствованных работ постепенно снижалось, пока каждый учащийся не стал изготавливать уникальные работы.

Для оценки развития творческих способностей средствами проектной деятельности проведен контрольный эксперимент. Критерием эффективности выступит повышение числа детей с высоким уровнем развития творческих способностей, а также снижение числа детей со средним уровнем в сторону высокого, снижение количества детей с низким уровнем развития творческих способностей в сторону среднего.

Для оценки уровня творческих способностей была выбрана та же методика «Эскизы» Е.Е. Туник. После обработки результатов определяется уровень творческих способностей в экспериментальном классе: низкий уровень – 0%, средний – 43%, высокий – 57%. В коллективе преобладает высокий уровень развития творческих способностей. Данные позволяют сделать вывод о повышении уровня творческих способностей, так как они соответствуют критериям эффективности контрольного эксперимента.

Проектная деятельность является эффективным средством развития творческих способностей школьников тогда, когда учащимся предоставляют возможность использовать творчество, предлагают творческие задания, предоставляют творческую самостоятельность на различных этапах проектной деятельности, проектная деятельность вводится поэтапно с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста.

Список литературы:

Андриади, И.П. Педагогический словарь / авт.-сост. И. П. Андриади, С. Ю. Темина. — Москва. : Издательство Юрайт, 2022.

Байбородова, Л.В. Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей : учебник для вузов / Л. В. Байбородова [и др.] ; ответственный редактор Л. В. Байбородова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 363 с.

Бурмистрова, Е. В. Методы организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся : учебное пособие для вузов / Е. В. Бурмистрова, Л. М. Мануйлова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022.

Просмотров работы: 63