Анализ тенденций в туристической отрасли позволяет выявить два параллельных процесса:
1. увеличение количества элементов в системе туризма (туроператоры, турагентства, туристы) замедляется из-за обострения конкуренции [1];
2. нарастающая потребность в качественных изменениях, которая связана с необходимостью учитывать индивидуальные интересы каждого туриста.
Оба процесса согласуется с общей теорией систем, так как изменение за счет увеличения числа элементов системы не сказывается на свойствах системы и называется ростом системы. Качественное изменение системы с изменением ее существенных свойств называются развитием. В этом случае система с теми же ресурсами добивается более высоких результатов [2].
Сегодня туристские фирмы применяют в своей деятельности разные возможности информационных технологий. Информационные технологии дают возможность турфирмам приобщиться к новым технологиям, использовать новые формы работы с клиентами и возможности непрерывного сотрудничества с партнерами, а также иметь доступ к разнообразным информационным ресурсам. Актуальность исследования объясняется тем, что информационные технологии активно внедряются в турбизнес, их применение является условием успешной работы в туризме.
Методом развития системы является создание новых информационно-коммуникационных платформ на основе новых моделей обработки информации. Например, в туризме раньше стояла задача предоставить как можно большему числу жителей услуги туристической отрасли, она решалась при помощи роста числа турагентств и туроператоров, то сейчас необходимы интегрированные подходы, когда турист получает адаптированный к его потребностям тур.
Для этого требуются новые формы и методы управления, эффективные в условиях динамично меняющихся факторов внешней и внутренней среды. На туристском рынке сегодня активно функционирует электронная коммерция, появились продающие сайты и электронные туристские офисы, позволяющее любому туристу забронировать место на самолет или в отеле, приобрести тур и билеты на зрелищные мероприятия, заказать прокат автомобиля в любой точке земного шара. Это дает возможность развития самостоятельного туризма. Информационные технологии начали применять принципиально новые электронные маркетинговые каналы продвижения и сбыта турпродуктов.
Компьютерные системы резервирования CRS позволяют осуществлять процесс резервирования авиабилетов в режиме реального времени. Как результат повысилось качество сервисных услуг: уменьшилось время обслуживания клиентов, увеличились объемы и разнообразие предлагаемых услуг, появилась возможность обеспечить оптимизацию загрузки авиалайнеров, реализацию стратегии гибкого ценообразования, применение новых управленческих методов. В России представлены системы глобального резервирования: Amadeus, Galileo Worldspan и другие [3, с. 34].
Одним из направлений информационных технологий в туризме являются мультимедийные технологии: справочники и каталоги в сети Интернет. Электронные каталоги позволяют виртуально путешествовать по турмаршрутам, эти маршруты можно просмотреть в активном режиме, получить при этом информацию о стране, трассе и объектах маршрута, данные о средствах размещения, системах льгот и скидок, а также о законодательстве в сфере туризма. В каталогах приводится информация о туристских формальностях, правилах оформления туристских документов, моделях поведения туриста в экстремальных ситуациях. Турист без помощи турфирмы может спланировать программу тура, выбирая по заданным параметрам (цена, система льгот, транспорт, отель, сезон).
Мы предлагаем новый информационный ресурс «Живая карта ресурсов культуры Ивановской области», при создании которого были учтены особенности развития культурного потенциала Ивановского региона и механизмы управления сферой культуры [4].
«Живая карта ресурсов культуры Ивановской области» – это уникальный информационный ресурс, который предоставляет пользователю возможность ознакомиться с достопримечательностями и инфраструктурой Ивановской области. По сути речь идет о программном подходе [5] к визуализации культурного потенциала региона в информационном поле.
База данных программы содержит в себе сведения о названии объекта, его адресе, описании, истории.
Программа обеспечивает быстрый доступ к необходимым данным, с помощью специально разработанного пользовательского интерфейса с использованием WEB – технологий, таким образом, эта база была спроецирована на электронную карту, содержащую объекты материальной и нематериальной культуры.
Программа располагает удобным интерфейсом, практичным и легким в использовании.
Главная страница включает: герб Ивановской области (являющийся гиперссылкой на главную страницу), название электронно-информационной карты, поле выбора района Ивановской области из списка, главное меню, содержащее виды туризма (событийный, хобби-туры, этнографический, экскурсионно-познавательный, агротуризм, гастрономический, религиозно-познавательный, образовательный, паломнический), карту Ивановской области с указанием расположения объектов по определенному виду туризма, кнопку доступа к объектам индустрии туризма.
При выборе в главном меню интересующего вида туризма появляется карта Ивановской области с указанием имеющихся в базе объектов по данному виду туризма в виде условных обозначений. Таким образом, карта показывает плотность размещения объектов данного вида туризма в Ивановской области.
При выборе интересующего района на карте Ивановской области, появится карта этого района с условными обозначениями материальных и нематериальных объектов культуры.
При наведении на условное обозначение объекта на карте района (города) Ивановской области появляется всплывающее окно с названием объекта.
При выборе этого объекта появляется новая страница с подробным описанием и фотографией данного объекта.
Доступ к нематериальным объектам осуществляется по гиперссылке «Смотрите также объекты нематериальной базы», если они не отмечены на самой карте.
Рис. 1. Структура программы «Живая карта ресурсов культуры Ивановской области» в туризме
Для получения общей характеристики по интересующему району или городу необходимо выбрать его из списка.
Программе предоставляет доступ к объектам индустрии туризма (соответствующая кнопка в левой панели окна).
Программа полезна не только работникам туристской сферы, но и потребителям, потенциальным партнерам, инвесторам.
Программный продукт является выгодной основой для создания рекламной компании [6] по привлечению внимания туристов к Ивановской области, и выводит область на новый этап развития туристской деятельности. Его использование является основой бизнес-планирования в туризме [7].
Каждый объект культуры, содержащийся в базе, имеет проекцию на карту соответствующего района или города Ивановской области.
«Живая карта ресурсов культуры Ивановской области» не только предоставляет полную справочную информацию об объектах материальной и не материальной культуры Ивановской области, но и значительно упрощает работу по созданию и планированию туров. Преимущества “Живой карты ресурсов культурно-познавательного туризма Ивановской области” в том, что она помогает увидеть не только классифицированные по видам туризма объекты культурно-познавательного туризма региона, но и плотность их размещения на картах районов и городов Ивановской области. Это позволит специалистам турбизнеса разрабатывать оптимальные схемы турмаршрутов с учетом особенностей культурного потенциала региона [8].
Рис. 2 Карта Тейковского района с условными обозначениями объектов материальной и нематериальной культуры
«Живая карта ресурсов культуры Ивановской области» в сфере туризма не только предоставляет информацию об объектах материальной и нематериальной культуры, но и позволяет спланировать отдых в соответствии с родом увлечений туристов, просчитывать наиболее выгодный маршрут и предоставляет возможность быстрого и обширный доступ к информации по объектам инфраструктуры, культуры, природным объектам. Применение данного программного ресурса позволит повысить обороты хозяйствующих субъектов в туризме в сфере развития внутреннего туризма, что в современной экономике актуально и перспективно [9]. Использование программного ресурса следует отнести к одному из главных конкурентных преимуществ предприятий и организаций российского туризма [10].
Список литературы
Diagnostics of russian tourism's innovative and economic development in the service sphere // lukhovskaya o.k., Arefieva N.T., Vostrova A.P., Fomina N.V., Kireeva M.M. Studies in Computational Intelligence. 2019. Т. 826. С. 757-772
Левицки, С. Как разработать стратегию [Текст]: практич. рекомендации по созданию реально работающей стратегии: пер. с англ. / С. Левицки.-Ростов н/Д.: Феникс, 2016.-328 с.
Никулин Д.Ю., Краснов С.В. Развитие туристической отрасли на основе информационно-коммуникационной платформы. Конструктор туров // Вестник ВУиТ. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-turisticheskoy-otrasli-na-osnove-informatsionno-kommunikatsionnoy-platformy-konstruktor-turov.
О модели управления развитием туристского бизнеса в ивановской области // Луховская О.К., Арефьева Н.Т. В сборнике: Региональная экономика и потребительский рынок: современное состояние и тенденции развития. Сборник статей по материалам научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов Ивановского филиала Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова в рамках Второго межрегионального экономического форума с международным участием, посвященного 110-летию РЭУ им. Г.В. Плеханова "Плехановская весна". 2017. С. 53-60.
Проектный подход к разработке стратегии\\ Луховская О.К., Шишкова Е.С. В сборнике: Векторы регионального развития: успешные практики эффективного менеджмента. сборник материалов всероссийской национальной (с международным участием) научно-практической конференции. Севастопольский филиал ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». Симферополь, 2020. С. 98-102.
Информационные технологии, используемые для принятия управленческих решений// Луховская О.К., Машин А.Д. В сборнике: Теоретические и экспериментальные исследования в современной науке. Материалы международной научно-практической конференции. Сборник научных статей. 2019. С. 199-204.
Бизнес-планирование// Кочеткова Т.С., Луховская О.К. Курск, 2019.
Культурный потенциал как социально-экономический ресурс национального хозяйства// Луховская О.К. Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 1 (17). С. 78-97.
Управление развитием культуры регионов в туризме// Луховская О.К. В сборнике: Региональный маркетинг. сборник научных статей IV Международного конгресса по маркетингу. Под общ. ред. М.В. Макаровой; РЭУ им. Г.В. Плеханова; Ярославский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2015. С. 117-124.
Управление процессами формирования конкурентных преимуществ туристских дестинаций региона// Луховская О.К. Научно-аналитический журнал Наука и практика Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2016. № 2 (22). С. 74-81.
Plisov Vyacheslav Konstantinovich, undergraduate
(Plisov@yandex.ru)
Ivanovo branch of the Russian University of Economics
named after G.V. Plekhanov, city of Ivanovo
Lukhovskoy Alexander Germanovich
(canecpro@mail.ru)
PEI "Harmony", Ivanovo
DEVELOPMENT OF INFORMATION RESOURCES IN DEMAND MANAGEMENT IN TOURISM
Annotation. Information technologies are being actively introduced into the tourism business, their application is a condition for the successful operation of travel agencies. The article deals with one of the programs in tourism, the use of which allows you to position the cultural resources of the Ivanovo region in a single information space.
Key words: information technologies, software resource, tourism, factors, region.