Актуальность развития рефлексивной культуры будущего педагога-психолога - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Актуальность развития рефлексивной культуры будущего педагога-психолога

Пурышева В.В. 1
1Шуйский филиал "Ивановского Государственного Университета"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Тесно функционируя в педагогических кругах за частую как от педагогов разных профилей, так и от педагогов психологов можно услышать, что дети сейчас стали в разы глупее чем были пять, десять, пятнадцать лет назад. Факт такой реальности имеет место быть, так как современный мир не стоит на месте, с каждым днём в нашу жизнь входят инновации, которые на много упрощают наш мыслительный процесс, решая за нас сложные задачи. Однако, что, если предположить, что проблема имеет два начала, и другим, одним из начал, является не сформированность навыка рефлексии у представителей педагогической профессии. Не способность преподавателя проанализировать свою профессиональную деятельность; взглянуть на ту или иную ситуацию с позиции разных «наблюдателей»; признать свои недочёты, переложив ответственность за необразованность нынешнего поколения на сложившуюся систему, пагубные привычки, педагогическую некомпетентность родителей.

Данная проблема может возникнуть и у педагога психолога. Будь то массовая, коррекционная школа или, к примеру колледж, в этих учебных учреждениях у педагога-психолога есть определённые профессиональные обязанности. Говоря более конкретно это психокоррекционное направление и просветительское направление работы педагога психолога. При деятельности в данных направлениях педагог психолог, воздействуя где-то прямо, где-то косвенно так или иначе обучает респондентов тем или иным способам, к примеру саморегуляции, упражнениям, направленным на снятие стресса, методам раскрытия своего потенциала и т.п. И если у подопечных не наблюдается положительных тенденций, то в большинстве случаев педагог-психолог так же приходит к вышеупомянутой проблеме.

Приходя, учится профессии педагога-психолога, человек уже должен обладать определённым набором качеств, которые будут способствовать ему осваивать профессию. И одним из таких качеств является способность рефлексировать. Однако не у каждого вновь прибывшего есть такой навык, а если его наличие и присутствует, то на протяжении обучения преподаватели должны способствовать его развитию в контексте профессиональной деятельности.

В процессе образования в ВУЗе студенты накапливаю весомы «багаж знаний» по педагогике и психологии, однако могут испытывать трудности при применении данных знаний на практике приступая к профессиональной деятельности. По этому есть необходимость построить траекторию обучения таким образом, чтобы оно способствовало формированию у будущего педагога-психолога актуальную и осознаваемую им потребность в самопознании, саморазвитии и самоорганизации, анализе своих действий и действуй субъектов образовательного процесса в тех или иных ситуациях. Для обрабатывания данных навыков хорошо подойдёт решение педагогических задач, со всесторонним погружением и проигрыванием тех ситуаций, которые могут возникнуть в образовательном процессе. Что можно организовать в условия коллективного обучения, в работе микрогрупп в процессе семинарских и практических занятий.

Рассматривая рефлексию в профессии, можно сказать о ней как о рефлексивной компетентности. Согласно определению С. Ю. Степанова, «Рефлексивная компетентность – это профессиональное качество личности, позволяющее наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексивные процессы, реализацию рефлексивной способности, что обеспечивает развитие и саморазвитие, способствует творческому подходу к профессиональной деятельности, достижению ее максимальной эффективности и результативности»[1,c.36]. В рефлексивной психологии рефлексивная компетентность рассматривается как сложная систем состоящая из разных компонентов. Данные компоненты представлены разными видами рефлексии. Кооперативный вид, включает в себя понимание ролей взаимодействующих в социуме; коммуникативный вид, способность проанализировать внутренний мире другого человека и определить причины его действий; личностный вид, связан с анализом собственного «Я»; интеллектуальной, которая оперирует знаниями на объекте и способах действия с ним [2, c. 311].

Один из основоположников рефлексивной педагогики – британский ученый М. Уоллес, размышляя о философии рефлексивной педагогики, говорит, что специфика профессиональной деятельности педагога заключается в наличии сильно выраженного рефлексивного начала в педагогической деятельности:

«Рефлексивный компонент в работе педагога объективно возникает из принципиальной невозможности создать некий универсальный справочник с уже готовыми советами и рекомендациями на все случаи жизни. Образовательный процесс настолько динамичен, изменчив, что нельзя однажды и навсегда освоить все секреты педагогического труда. То, что безотказно действовало сегодня, уже завтра может оказаться недостаточным или даже непригодным. По этой причине педагогическая деятельность по природе свой является творческой деятельностью, а педагог – рефлексирующим профессионалом, непрерывно анализирующим свою работу». [цит. по 3, c. 345].

Таким образом развитие рефлексивной компетентности важно для всех видов человеческой деятельности, но в ряде профессий, таких как педагог, психолог, она является одним из условий эффективности деятельности, превращаясь в категорию кардинальную, профессионально значимую.

Список литературы

1. Степанов С. Ю., Похмелкина Г. Ф. Принципы рефлексивной психологии педагогического твор- чества // Вопросы психологии. 2010. № 5. С. 35-38.

2. Кушеверская Ю. В. Рефлексивная компетентность как необходимое условие подготовки студентов к профессиональной педагогической деятельности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. № 39. Т. 15. С. 310-315.

3. Гаргай В. Б., Куракбаев К. С. Рефлексивная педагогика как путь становления и развития профессиональной компетентности учителя (по материалам зарубежного опыта) // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 7. С. 344-358.

Просмотров работы: 37