Сегодня, большой объём данных, расширение возможностей цифровой экономики, удешевление вычислительных мощностей компьютеров и потребительского спроса на удобные, индивидуальные и недорогие финансовые услуги, повлекло бурный рост финтех сектора. Поэтому, возрастает роль национальных банков – как источников регулирования и контроля инноваций в данной сфере. В этой связи актуальным становится анализ опыта и лучших практик, среди регуляторов из различных стран, так как от эффективности подходов к регулированию зависит развитие финансовых технологий и экономическая привлекательность государства в целом.
Окончание мирового экономического кризиса 2008 года, совпало с бурным развитием цифровизации и популяризацией технологии распределённого реестра, которую активно стали применять для создания квази-финансовых инструментов, а в последствии и инновационных финансовых технологий.
В мировой экономике страны занимают свои технологические ниши, и в то время, как в одних странах, были предпосылки к активной цифровизации, в других, данный процесс происходил медленнее. Где-то развитие шло от субъектов международной торговли – крупнейших транснациональных корпораций, заинтересованных в инновационных технологических решениях в финансовом обороте. А в каких-то странах был развит свой сектор информационных технологий и финансов, что предопределило их самостоятельный путь в развитии финтеха.
Соответственно и в регулировании финансовых технологий были предприняты разные подходы на уровне разных стран [1]..
Народный банк Китая и его роль в регулировании финансовых технологий
В Китайской Народной Республике несмотря на колоссальные объёмы рынка финансовых технологий, а также развитие перспективных технологических решений отсутствует как таковой единый закон, посвящённый финансовым технологиям. Роль Народного Банка Китая ограничена преимущественно регулированием в сфере онлайн-платежей и цифровых валют. Говоря о платёжных системах, Народный Банк Китая, выдавал лицензии компаниям, занятым в таковой сфере [2]. До 2016 года было выдано более 250 лицензий, после чего ведомство приняло решение прекратить прием заявок на создание новых платежных организаций. Также лицензии выдаются финтех-компаниям, желающим предоставлять услуги онлайн-платежей и мобильных платежей, а для ведения трансграничных платежей выдаются дополнительные лицензии для осуществления международных платежей в юанях и в иностранной валюте. Режим «финтех песочницы» в Китае, также курируется Народным Банком Китая, однако на момент 2020 года, он был распространён всего лишь на шесть городов. Сегодня, однако, роль регулирования Народного Банка Китая в сфере финансовых технологий расширяется, так, предполагается что Народный Банк Китая, выступит и в роли регулятора как блокчейн, так и нескольких других технологий, путём создания новых отраслевых стандартов. Соответственно, Народный Банк Китая, как национальный банк, играет существенную роль в регулировании финтеха.
Система Федерального Резерва Соединённых Штатов и регулирование финансовых технологий
Регулирование финансовых технологий в Соединённых Штатах Америки весьма сложное в силу специфического административного устройства данной страны. Так, например, в Аризоне и Вайоминге, есть свои законы штата, относящиеся к финтех отрасли, в частности о регуляторной песочнице. Недавнее нововведение, о предоставлении финтех стартапам, в каждом штате единой лицензии, разрешающей таковую деятельность на всей территории страны. С другой стороны, в сфере регулирования краудфандинга, как финансовой технологии, США является первопроходцем. на федеральном уровне, комплексное регулирование финтеха в США развито слабо, соответственно и полномочия Федеральной Резервной Системы Соединённых Штатов Америки, чей статус схож со статусом Национального Банка, весьма невелики. В Законе о ФРС нет прямого упоминания о регулировании финансовых технологий, однако, как орган с широкими полномочиями в банковском регулировании, ФРС так или иначе оказывает опосредованное влияние на финтех сектор [3]. Совет Федеральной резервной системы (Совет) не имеет полномочий по регулированию или надзору за платежной системой США. Вместо этого Федеральная резервная система исторически оказывала значительное влияние на платежную систему США посредством предоставления резервными банками платежных и расчетных услуг депозитарным учреждениям. Важным актом ФРС является Свод Федеральных Правил, в данном случае часть 205 посвящена вопросу электронных денежных переводов, важной сфере Финансовых технологий, и в этой сфере ФРС, осуществляет существенное регулирование. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что Федеральная Резервная Система, как Национальный банк США, не является мегарегулятором, осуществляя регулирование финтеха лишь в отдельных сферах.
Регулирование финтеха Центральным Банком Мексики
В Мексике, был принят отдельный закон, посвящённый регулированию финансовых технологий. Мексика, является одной из ведущих испаноязычных стран в сфере развития электронных платежей и прочих финансовых технологий. В Мексике нет единого регулятора финансовых технологий. В данном случае, Центральный Банк Мексики (Banxico) согласно закону о Финансовых Технологиях и Закону о Центральном Банке, обязан издавать положения общего характера в сфере регулирования финансовых технологических институтов, принимая во внимание инновационные технологии в сфере финансов и платежных сервисов [4]. В частности, Банк Мексики издаёт инструкции в форме циркуляров, например, в сфере электронных платежей. В нём, рассмотрены вопросы о предоставлении неденежных льгот финтех платформам, установлении лимита на овердрафты в сфере электронных платежей в иностранной валюте, и тд. Также Центральный банк Мексики в сфере электронных платежей, занимается и классической деятельностью по типу выдачи разрешений и лицензий для расчётных центров. А также создаёт регулирование в рамках собственной регуляторной песочницы, в частности общие положения, применимые к организациям, желающим применить новую модель регулирования. В целом отдельный закон, посвящённый финансовым технологиям, создаёт благоприятную почву для появления различных стартапов и Центральный Банк Мексики играет в рамках своей деятельности, становится весьма важным регулятором.
Центральный Банк Российской Федерации и финтех регулирование
Центральны Банк Российской Федерации, является одним из мегарегуляторов в сфере финансовых технологий, и его нормативное регулирование зачастую затрагивает не только отношения в рамках Российской Федерации, но зачастую является примером для регуляторов из других стран. Так, Банк России был одним из первых национальных банков, обозначивших важность внедрения цифровой валюты. Регулирование финтех сектора в стране осуществляется через множество нормативно-правовых актов, а Центральный Банк, в данном случае, принимает активное участие в их разработке, в качестве основного регулятора. Банк России совместно с Правительством Российской Федерации прорабатывают такие сложные вопросы, как вопрос обезличенных персональных данных, а также обезличенных кредитных историй. Данные вопросы несомненно найдут своё отражение в виде изменений в Законе о Защите персональных данных. Изменения законодательства делаются в целях развития регуляторной песочницы Банка России. Так предусматривается внесение изменений в более чем 30 федеральных законов, регулирующих финансовый рынок, в частности в законы «О банках и банковской деятельности» [5], «О национальной платежной системе» [6] и другие. Центробанк также создаёт определённое регулирование в таких новых сферах, как «цифровой профиль» для физлиц и юрлиц, занимается развитием системы «Маркетплейс». Таким образом, Центральный Банк России, в качестве мегарегулятра финансовых технологий, играет существенную роль в данной сфере, поддерживая различные инновационные решения, путём грамотного регулирования, создания новой и изменения старой нормативно-правовой базы.
Сравнение прогресса в регулировании финансовых технологий национальными банками на примере системы быстрых платежей
Для того, чтобы грамотно оценить роль национальных банков в регулировании финансовых технологий, следует рассмотреть практики двух из них, ведущего в отрасли – ЦБ РФ, и отчасти отстающего – ФРС. Показательным моментом, в данном случае, будет различный прогресс в сфере создания своей системы быстрых платежей. Подобного рода системы ныне не являются редкостью, и присутствует во многих странах – Корее, Великобритании, Сингапуре и других. Однако в технологическом плане СБП ЦБ РФ – является одной из ведущих в мире, в то время как ФРС США, только готовится к запуску сервиса.
Благодаря усилиям Банка России – оператора и расчётного центра системы быстрых платежей, сервис с 2019 года стал неотъемлемой частью финансовой системы России, позволяя осуществлять различные варианты денежных переводов, в частности благодаря использованию QR-кодов [7].
В свою очередь в 2015 году Федеральная резервная система созвала Целевую группу по ускоренным платежам (FPTF) [10]. Федеральная резервная система развивала услуги частного сектора для мгновенных платежей, позволив использовать совместные счета для облегчения расчетов в службах мгновенных платежей, в 2017 утвердив окончательные рекомендации по оценке запросов на открытие совместных счетов в резервных банках. В рамках рекомендаций, опубликованных в итоговом отчете в 2017 году, Целевая группа по ускоренным платежам обратилась к Федеральной резервной системе с просьбой разработать круглосуточную расчетную службу для поддержки мгновенных платежей и изучить потребность в других операционных функциях Федеральной резервной системы. Так, был создан проект FedNow – системы мгновенных платежей [8]. Термин «быстрые платежи» по мнению ФРС может применяться к другим улучшениям скорости платежей (например, ACH в тот же день). Однако ввиду низких полномочий в сфере регулирования платёжной системы данный проект развивается весьма медленно, и вероятно не будет в той мере развит, как СБП в РФ, ввиду нехватки полномочий регулятора США и большей независимости американского банковского сектора.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что наличие у национального банка больших регуляторных полномочий, существенно повышает его эффективность в содействии внедрению и развитию технологических инноваций в финансовой сфере.
Очевидно, что, роль национальных банков как мегарегуляторов в сфере финтеха будет только расти, за данной отраслью – будущее мировых и национальных финансов, и многие страны и их национальные банки стараются развивать как свои проекты, так и свои регуляторные песочницы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Доклад российско-британской рабочей группы по развитию финансовых технологий [Электронный ресурс]. URL: https://mfc-moscow.com/assets/files/analytics/fintech-zadachi.pdf (дата обращения:21.12.2022)
Закон КНР «О Народном Банке Китая» (Принят на третьей сессии 8-го съезда ВСНП 18 марта, 1995 года)
Federal Reserve Act — закон США (251, гл. 6, 38) от 23 декабря 1913 года
Материалы Cambridge Centre for alternative finance [Электронныйресурс]. URL: https://bfaglobal.com/wp-content/uploads/2021/11/ENG-Fintech-Regulation-in-Mexico-.pdf (дата обращения:21.12.2022)
Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1
Федеральный закон "О национальной платежной системе" от 27.06.2011 N 161-ФЗ
Официальный сайт СБП [Электронный ресурс]. URL: https://sbp.nspk.ru/ (дата обращения:21.12.2022)
Материал о FedNow с сайта ФРС США [Электронный ресурс]. URL:https://www.federalreserve.gov/paymentsystems/fednow_about.htm (дата обращения:21.12.2022)