Методические приёмы подготовки к ВПР по биологии учащихся 5 классов - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Методические приёмы подготовки к ВПР по биологии учащихся 5 классов

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В статье рассматриваются методические особенности подготовки к ВПР по биологии учеников 5 класса. Проанализирована эффективность методических приемов при изучении школьного курса биологии как средства подготовки учащихся к ВПР и дальнейшей сдаче школьных экзаменов. В работе представлены примеры заданий для школьников, а также рекомендации для учителя.

Согласно «Приказу Рособрнадзора от 16.08.2021 N 1139 «О проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 2022 году» в 5-ом классе во Всероссийской проверочной работе по предмету «Биология» принимают участие все обучающиеся параллели. Так же, как и в ВПР по русскому языку, истории и математике.

Эти четыре предмета являются важнейшими для формирования у учащихся 5-х классов представления об окружающем мире. Разработка методических приемов, с помощью которых учитель сможет эффективно подготовить учеников к оценочной процедуре – ВПР по биологии, следовательно крайне актуальна.

Основными целями ВПР является обеспечение единства образовательных стандартов, стандартов оценивания школьников и мониторинг их уровня подготовки. ВПР помогает оценить знания и умения учеников, в обстановке приближенной к экзаменационной, что позволяет подготовиться к ГИА в формате ОГЭ и ЕГЭ.

Для учителя ВПР тоже является возможностью оценить собственные компетенции, разобраться в достоинствах и недостатках учебной программ, применить знания методологии преподавания предмета «Биология» и выстроить учебный процесс таким образом, чтобы достаточно полно представить все темы, которые затрагивают тестовые задания.

Необходимо заранее спланировать подготовку к ВПР и включить ее на постоянной основе в учебный план. Изначально стоит изучить актуальные методические материалы по подготовке и проведению ВПР, прописать типы заданий, которые будут использоваться на том или ином уроке в соответствии с темой. При сравнении тем ВПР и учебной программы, выявляются определенные несовпадения, на это стоит обратить особенное внимание и по возможности их устранить.

Учащиеся 5-х классов должны иметь определенную подготовку, полученную на занятиях по предмету «Окружающий мир», однако, ее уровень не всегда достаточен. Так же стоит иметь ввиду, что 5-тые классы могут формироваться из учеников, обучавшихся до этого в разных школах, следовательно, их знания и умения могут серьезно отличаться друг от друга.

Поэтому, прежде чем планировать конкретные действия по подготовке класса к ВПР, следует провести проверочную работу на повторение программы 4-ого класса по предмету «Окружающий мир» с заданиями разного уровня сложности. Такая работа выявит основные проблемы учащихся и позволит спланировать меры по их устранению. В дальнейшем регулярно стоит проводить мониторинговые проверочные работы, чтобы видеть прогресс всего класса и отдельных учеников.

КИМ ВПР по биологии в 5 классе направлены на проверку сформированности у обучающихся предметных требований:

– формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, овладение понятийным аппаратом биологии;

– приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека;

– освоение приемов выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними[1].

Некоторые задания даются учащимся труднее других. Стоит помнить, что общие сложности с подготовкой могут быть вызваны привыканием к средней школе, взаимоотношениями с новым педагогом и малым количеством учебных часов. Стресс, вызванный всеми этими факторами, негативно сказывается на учащихся, поэтому не стоит дополнительно заострять их внимание на сложностях, связанных с ВПР. В этом случае хорошо помогают игровые методы. Например, такие игры как:

Игра «Зоркий глаз»: чтобы ученики лучше запомнили все, что связано с процедурой проведения ВПР, подготавливаются и раздаются (или выводятся на экран) карточки с заданиями ВПР, в которых намеренно сделаны забавные ошибки в оформлении или формулировках. Нужно их найти и объяснить, как будет правильно.

Ира «Профессии»: чтобы ученики запомнили и научились различать профессии, связанные с биологией, подготавливаются и раздаются (или выводятся на экран) карточки с описанием профессий и фотографии людей, занимающихся профессиональной деятельностью. Необходимо соединить их попарно и правильно назвать профессию[2].

Для закрепления навыков часть домашних заданий может быть в виде тестов формата ВПР. Для подготовки разных вариантов можно использовать, например, конструктор тестов на сайтах «Инфоурок» или «Решу ВПР»[3].

Можно ввести элемент соревнования в подготовку к ВПР. Технически это может выражаться в различной форме, главное, основной упор нужно делать на поощрение тех, кто достиг определённого прогресса, а не на порицании отстающих.

Уместны будут различные конкурсы. Например, «История с биологией» - викторина, совмещающая вопросы из курса истории и биологи; «Как тебя зовут?» - биологический диктант; игра «Что? Где? Когда?» и подобные ей [6].

Учащиеся таким образом будут ориентированы не на решение тестовых заданий, как самоцель, а научатся самостоятельно искать сведения, применять полученные на уроках биологии знания и сопоставлять их со знаниями, полученными на других предметах.

Необходимо в течении учебного года ставить краткосрочные цели в подготовке к ВПР, обсуждать их с учащимися и при достижении их, фиксировать этот момент. Выполнение практических и лабораторных работ с их последующим разбором помогает ученикам наглядно видеть результат своего труда. Например, работа на уроках с микроскопом позволяет успешно выполнять задания ВПР, связанные с этой темой [4].

Наглядные пособия и презентации, особенно подготовленные самими учащимися, позволяют лучше понять тему и запомнить материал. Очень хорошо ученики этого возраста воспринимают обучающие фильмы и передачи.

Лучше всего, если обсуждение и закрепление материала будет происходить сразу же после просмотра в форме свободной дискуссии. Возможен другой формат, когда ученики специально готовятся к диспуту или готовят «Я сообщения». Такие сообщения могут быть не только от лица человека, но и животного, птицы, растения. Это позволяет учащимся формировать и развивать коммуникативные навыки и воображение, умение формулировать мысли[5].

Заполнение таблиц, построение схем позволяют ученикам структурировать пройденный материал. А рисунки и иллюстрации помогают его образно представить. Очень ярким методическими приемом является прием технологии критического мышления. Учащимся предлагается понятие, к которому они должны подобрать ассоциации. А потом все вместе создать карту ассоциаций. Этот прием способствует лучшему пониманию и запоминанию терминов и понятий, развивает речь и мышление.

Проектная деятельность помогает учащимся лучше и полнее усвоить материал и развить новые умения. Проекты могут быть связаны с теоретическим исследованием, либо с практическим опытом, например, выращиванием растения [7].

Главная цель в подготовке к ВПР по биологии – это формирование умения мыслить, как ученый, самостоятельно проводить исследования, ставить задачи и решать их, делать выводы. Если преподаватель хочет достичь этой цели, ему необходимо все время совершенствовать методические приемы, повышать свой профессиональный уровень, учиться у коллег, дерзать и изобретать новые приемы самостоятельно.

Список использованных источников:

Агафонова, И.Б., Биология растений, грибов, лишайников. // Материалы для подготовки к единому государственному экзамену и вступительным экзаменам в вузы: учебное пособие / И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов. - М.: Дрофа, 2010. С. 5.

Варианты ВПР по биологии // 4ВПР URL: https://4vpr.ru/5-klass/287-varianty-vpr-po-biologii-2022.html (дата обращения: 06.12.2022).

Биология для 5 класса. Обучающая система Дмитрия Гущина // Сдам ГИА: решу ВПР URL: https://4vpr.ru/5-klass/287-varianty-vpr-po-biologii-2022.html (дата обращения: 06.12.2022).

ВПР биология 5 класс // Подготовка к ЕГЭ URL: https://4vpr.ru/5-klass/287-varianty-vpr-po-biologii-2022.html (дата обращения: 06.12.2022).

ВПР. Биология. 5 класс. Образец // ФИОКО URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/ВПР-2022/VPR_%20BI-5_%20DEMO_2022.pdf (дата обращения: 07.12.2022).

Кириленко, А.А., Биология. ВПР. 5-й класс. 10 тренировочных вариантов // Учебно-методическое пособие / А.А. Кириленко. - Ростов н/Д.: Легион, 2020. С. 160.

Формирование у обучающихся читательской и естественнонаучной грамотности при изучении биологии. //Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании» Никишова Елена Александровна // CYBERLENINKA URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-obuchayuschihsya-chitatelskoy-i-estestvennonauchnoy-gramotnosti-pri-izuchenii-biologii (дата обращения: 09.12.2022).

Просмотров работы: 521