Опыт социального сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении, в условиях сельской местности - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Опыт социального сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении, в условиях сельской местности

Рослова Д.С. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социальное сопровождение сегодня является одной из основных технологий социальной работы. Сопровождение в социальной работе тесно связано с таким понятием, как «социальный случай», которое подразумевает не какую-то конкретную ситуацию, связанную с неблагоприятным стечением обстоятельств, а конкретного клиента - ребенка или семью, - на индивидуальную профилактическую работу с которым направлены усилия специалистов. Основная цель социального сопровождения - оптимизация жизнедеятельности клиента путем предоставления ему помощи наиболее эффективным и адекватным способом. Применение технологии социального сопровождения направлено на преодоление разобщенности в системе социальной защиты и повышение качества помощи, предоставляемой клиенту.

В современной России число неблагополучных семей, к сожалению, достаточно велико. Так, более 65 тыс. семей находятся в социально опасном положении, что составляет около 200 тыс. человек, из них 60 % - дети

Согласно официальной статистике в Ульяновской области на 01.04. 2022 года насчитывается  1139 семей, находящихся в СОП, что составляет 0,9% от общего количества семей (на 01.04.2021 г. – 1253 семей СОП); снято с профилактического учета за 2021 год – 114 семей, из них по улучшению ситуации – 59 семей, что составляет 51,7%.

Предоставление социального сопровождения семье с детьми осуществляется в рамках общего порядка предоставления социального обслуживания гражданам Российской Федерации.

Правовой основой организации работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, являются:

Конституция Российской Федерации;

Семейный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

Распоряжении Правительства Ульяновской области от 29.12.2017 № 660-пр «Об утверждении комплексной программы Ульяновской области «Сопровождение отдельных категорий семей с несовершеннолетними детьми».

Распоряжение министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области № 764-р от 26.03.2018 «О мерах по совершенствованию деятельности по социальному сопровождению отдельных категорий семей с несовершеннолетними детьми».

Ведение случая в рамках социального сопровождения — важный компонент профессионального социального обслуживания — метод социальной работы, пр котором клиент помещается в центр внимания представителей всех служб, которые потенциально могут помочь в решении проблем в этой ситуации, вне зависимости от их (служб) подчинения и сферы деятельности [2]. Применение технологии социального сопровождения позволяет создавать эффективные механизмы защиты детей, находящихся в социально опасном положении, и помощи их семьям.

Технология социального сопровождения включает:

- приоритет интересов и потребностей клиента над интересами специалиста;

- активное мотивирование клиента на изменение поведения и формирование запроса на получение помощи;

- комплексный подход к случаю, когда все проблемы и потребности клиента рассматриваются исходя из его текущего состояния и особенностей социального окружения;

- координацию работы и сотрудничество различных органов, учреждений, организаций и специалистов, т.е. межведомственный подход к ведению случая [3].

Сопровождать семью - означает принимать участие в процессе её жизнедеятельности на каком-то отрезке её жизненного цикла, оказывать содействие, быть в зоне доступа и быть готовым откликнуться на обращение за помощью.

Переживаемое сегодня многими сельскими семьями ухудшение социально-экономического положения приводит к дестабилизации супружеских и межпоколенных отношений, конфликтности, вызывает депрессивные состояния, чувство неудовлетворенности. Дестабилизированная семья не в состоянии полноценно и качественно выполнять свои экономические, социальные, воспитательные функции. Таким образом, семьи, находящиеся в социально опасном положении, в сельской местности также нуждаются в социальном сопровождении специалистов по социальной работе для преодоления появляющихся проблем на фоне неосведомленности и некомпетентности в области предоставления социальных услуг [4].

Для того, чтобы иметь практическое представление о технологии социального сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении, в условиях сельской местности, рассмотрим опыт деятельности специалистов по социальной работе в администрации МО Вальдиватское сельское поселение Карсунского района Ульяновской области.

Специалисты по социальной работе, работающие в сельском социуме, видят существующие на селе проблемы, озабочены имеющимися в нем негативными процессами.

Одной из главных проблем является проблема неблагополучных семей. Деятельность специалиста администрации при работе с такими семьями напрвлена на выведение семей из социально опасной ситуации, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды.

По состоянию на III квартал 2022года, количество семей, находящихся в социально опасном положении составляет 32 семьи. По состояния на аналогичный период 2021года - на учете по неблагополучию стояло 36 семей. Исходя и этих данных, можно сделать вывод о том, что проведена комплексная работа с семьями, находящимися в социально опасном положении в соответствии с планом мероприятий специалистов по работе с семьёй муниципальных образований.

В центре внимания специалиста всегда находятся потребности клиента, поэтому любые решения принимаются исходя из принципа лучших интересов клиента. Работа с клиентом выстроена на принципах совместной ответственности и взаимного уважения. У клиента есть "куратор случая", который закреплен за ним и выполняет функцию проводника услуг и координатора работы ведомств, служб и учреждений, участвующих в решении судьбы конкретного ребенка или семьи.

Важным моментом в работе специалистов с семьей является обобщение опыта и выход специалистов из семьи, так чтобы не возникло зависимости у членов семьи и потребности в постоянном участии специалистов.

К работе с конкретным клиентом привлекаются государственные и муниципальные органы и учреждения, общественные объединения и другие организации, предоставляющие помощь детям и семьям.

Согласно мнению специалистов администрации, социальная работа с неблагополучными семьями в Муниципальном образовании Вальдиватское сельское поселение ведется в полной мере и является достаточно эффективной.

Специалисты признают, что запущенные случаи социального неблагополучия связаны чаще всего с семьями, которые имеют проблемы с алкоголизмом. Сама по себе такая длительная зависимость может свидетельствовать либо об акцентуации неустойчивости, что предопределяет слабость характера и социальную неуспешность своего носителя, либо о сознательном стремлении избежать контроля со стороны как соседей, так и соответствующих служб, ввиду нарушений закона (чаще всего - жестокое обращение мужчины с женой и детьми, подстёгнутое алкоголем).

При социальном сопровождении наркозависимых семей проводятся мероприятия, направленные на возвращение семьи к социально приемлемому, т.е. соответствующему общественным нормам, образу жизни, способствующему восстановлению социального статуса семьи. Главное в работе с такой семьёй - сохранить семью и обеспечить полноценное развитие ребёнка.

В процессе реабилитации оказывается содействие: в лечении от алкогольной зависимости, кодировании, в восстановлении утраченных или оформлении необходимых для проживания и трудоустройства документов, в трудоустройстве родителей, в оформлении пособий на детей, и других денежных выплат.

Для восстановления социального статуса семьи: проводится работа по мотивации алкозависимых родителей на здоровый образ жизни и формирование устойчивых нравственных ценностей, прикладываются усилия по организации положительного социального окружения семьи и поддержке со стороны значимых людей,осуществляются мероприятия по предупреждению вредных привычек у детей и внутрисемейного вовлечения их в раннюю алкоголизацию, а также ухода детей из семьи на улицу.

В случае невозможности нахождения ребёнка в семье, при содействии участкового специалиста по социальной работе, производится его изъятие и временное помещение в специальные учреждения. После изъятия ребёнка из семьи с родителями продолжается активная реабилитационная работа, создаются условия для его возвращения. К сожалению, результаты наблюдений позволяют сказать, что семьи, страдающие от алкоголизации, редко стремятся вернуть себе родительские права, а большая часть тех, кто пытается это сделать часто срывается обратно в запои.

Решением проблем семей, находящихся в социально опасном положении занимается множество социальных организаций по всей стране. Решением проблем неблагополучных семей в сельской местности занимаются органы местного самоуправления. Таким органом является Администрация Муниципального образования Вальдиватское сельское поселение Карсунского района Ульяновской области, где постоянно ведётся работа с неблагополучными семьями для улучшения условий их жизни и сокращения их количества, путём выведения из трудной жизненной ситуации.

Подробно изучив методы работы, а также основываясь на данные, полученные в ходе изучения опыта практической деятельности специалистов Администрации МО Вальдиватское сельское поселение Карсунского района Ульяновской области по социальному обслуживанию неблагополучных семей, можно сделать вывод, о том, что работа специалистов ведет к улучшению качества жизни неблагополучных семей, а также сокращению их количества.

Литература

1. Дивицына, Н. Ф. Семьеведение: учеб. пособие / Н. Ф. Дивицына. – Москва.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2016. – 325 с.

2. Опыт внедрения инновационных технологий и методик сопровождения семей с детьми /Авторы-составители: Кириллова М.В., Сенская С.Е., и др. /Под редакцией Н.А. Цветковой. - Псков: ООО «Гименей», 2015. - С.

3. Руководство по оценке и междисциплинарному ведению случая для оказания помощи детям и семьям, находящимся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации /Автономная некоммерческая организация «Центр развития инновационных социальных услуг «Партнерство каждому ребенку», 2015.

4. Холостова Е. И. Социальная работа на селе. История и современность / Е. И. Холостова. — Москва : Изд.-торг. корпорация «Дашков и К⁰», 2016. — 912 с.

Просмотров работы: 187