Новаторский вклад Бетховена в классическую музыку - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Новаторский вклад Бетховена в классическую музыку

Трифонова А.Е. 1
1«Ульяновский колледж культуры и искусства», г. Ульяновск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Подобно многим классическим композиторам Бетховен был пионером. Несмотря на относительно короткую жизнь, полную безответной любви и слабого здоровья, Бетховен написал тридцать две фортепианные сонаты.

Каждая из них является не только мощным показателем его развития как композитора, но и показателем развития классической музыки. Наряду с сонатами у композитора есть пять великолепных фортепианных концертов, которые в свое время изменили представление о том, каким может быть концерт, что дало новые возможности другим композиторам.

Если вспомнить, что эти новшества были возможны на фоне ухудшения здоровья Бетховена и его глухоты, кажется, что он достиг невозможного. Его музыка воплощает стойкий человеческий дух, проникает сквозь время и напоминает нам о стойкости, которую мы способны проявить перед лицом невзгод.

Сочинения Бетховена не ограничивались произведениями для фортепиано. Как вы, несомненно, знаете, он написал девять симфоний, последней из которых стала «Ода к радости».

Чистое величие в сочетании с могущественным посланием надежды делают эту работу одной из самых важных его работ.

Кроме этого, у Бетховена есть много струнных квартетов. Они демонстрируют почти беспрецедентное мастерство в использовании формы. Подобно фортепианным сонатам Бетховена, они указывают путь его огромного прогресса как композитора, раздвигая установленные границы до предела.

Более поздние квартеты представляют собой гигантское достижение, поглощающее традиционные музыкальные приемы и одновременно уводящее их на неизведанные территории. Именно эти революционные музыкальные достижения сделали Бетховена таким важным композитором.

Бетховен появился на свет в конце классического периода. Его ранней музыкальной пищей были Моцарт, Гайдн и Бах. Влияние этих композиторов очевидно в музыке Бетховена, особенно Гайдна в его ранних сонатах для фортепиано.

Бетховен смог основывать свои сочинения на классических образцах, но затем расширить их до еще неслыханных областей. Он почти в одиночку ловко превратил мир классической музыки в романтический. Интересно, был бы Бетховен таким новатором, если бы он родился на пятьдесят лет раньше?

Двумя популярными формами музыки классической эпохи были соната и вариация. Форма вариации не требует пояснений, но стоит остановиться на сонате, поскольку это форма, которую Бетховен использовал в полной мере.

Принцип сонатной формы состоит в том, чтобы представить две контрастирующие темы: одну в тонике, а другую в доминантной тональности. Они выходят на сцену в экспозиции, исследуются в середине и рассматриваются в репризе. Все это должно быть хорошо сбалансировано.

Бетховен принимает эти формы и делает с ними что-то уникальное. Он был известным пианистом и импровизатором. Эти качества проявляются во всех его композициях.

В некотором отношении эта огромная способность, которой обладал композитор, способствовала развитию этих классических форм.

Вариация идеально соответствовала таланту Бетховена, поскольку он смог показать свое исключительное умение создавать целое произведение из простого мелодического и мотивного материала. Мотивное развитие, в отличие от чисто тематического развития, означало, что Бетховен не был ограничен прошлыми условностями. Он расширил существующие структуры до такой степени, что они почти неузнаваемы в своей первоначальной форме.

Мотивы стали обеспечивать пульсирующую жизненную силу целых композиций, когда Бетховен выжимал из своего материала каждую каплю потенциала. Этот композиционный подход открыл двери для таких композиторов, как Лист, Вагнер и Берлиоз, которые использовали идею «лейтмотива» в своем творчестве.

Бетховен сломал классическую форму не только с точки зрения формы, но и с точки зрения использования гармонии. Гармония, ориентированная на тонику/доминанту, которая характеризовала большую часть классического периода, была переопределена Бетховеном, разрывая свод действующих доселе правил.

Комплексное исследование Бетховеном тональных отношений заходит так далеко, что почти упускает из виду оригинальные тональности в более поздних композициях. Хроматизм и замысловатые текстуры создают средство для огромной экспрессии, которая устраняет строгость классических пуристов. И именно это глубокое эмоциональное содержание в музыке Бетховена говорит с нами и сегодня.

Не следует упускать из виду, что Бетховен также важен своим вкладом в развитие фортепиано.

Если бы не требования Бетховена к инструменту, которое способно было бы удовлетворить его игровые и композиционные ожидания, фортепиано, которое мы знаем сегодня, возможно, не развивалось бы таким образом.

Поскольку Бетховен сочинял для этого инструмента все более и более сложную музыку, производителям приходилось идти с ним в ногу.

К концу жизни композитора по его последним сонатам для фортепиано легко увидеть, какой прогресс произошел в производстве этого музыкального инструмента всего за несколько десятилетий.

Бетховен смог добиться того, чего, пожалуй, не мог достичь ни один другой композитор того времени. В одиночку Бетховен смог превратить музыку из одного исторического периода в другой, тем самым переопределив музыкальный ландшафт для всех будущих композиторов, открыв новые захватывающие возможности музыки для их изучения и использования.

Через невыносимые страдания Бетховен вновь зажег огонь человеческого духа, вдохновив музыкантов и композиторов на то, чтобы охватить совершенно новый и сложный музыкальный мир.

Это была эпоха «художника», интеллектуала и виртуоза. И сейчас все отдают дань уважения Бетховену и его наследию. Из скромного, темного и беспокойного начала Бетховен проложил себе путь вперед благодаря упорному труду и целеустремленности.

По его композиционным зарисовкам видно, что ничего не давалось ему легко, он тяжело зарабатывал каждый сделанный шаг вперед.

Во многих отношениях это отличает Бетховена от других композиторов, и возводит Бетховена в заслуженный статус классика.

Список используемой литературы:

Альшванг А. Л.В. Бетховен. Очерк жизни и творчества. Издание пятое-М.: Музыка, 1977.

Конен В. История зарубежной музыки. С 1789 года до середины XIX века. Выпуск 3 - М.: Музыка, 1967.

Павчинский С. Некоторые новаторские черты стиля Бетховена.М., 1967.

https://www.classic-music.ru/beethoven.html

http://musike.ru/beethoven.html

Просмотров работы: 435