АКТУАЛЬНОСТЬ
Выразительность и свойства материалов иногда служат решающим фактором в общей концепции творческой работы и определяют успешность композиционного и визуального решения. Правильный выбор материала актуален в любом пространственном объекте: интерьерный, арт-объект или свободно-творческий. Неверный подбор материала может сделать проект нежизнеспособным, лишенным как практической, так и эстетической составляющей, которая присутствовала на стадии эскизирования или макетирования. Материаловедение является одним из важнейших элементов при решении художественно-творческой задачи, и верный подбор палитры материалов при реализации идеи отражает подготовленность мастера. Педагог должен пояснить данную закономерность на первом дидактическом этапе занятий - познавательном.
ПРОБЛЕМА
Степень разработанности проблемы
Проблема создания условий для наиболее продуктивного обучения с возможностью подбора материалов затрагивается в научных трудах многих ученых: Байер B.E., Одноралов Н.В., Зощенко М.М., Ростовцев Н.Н.
Процесс формирования понимания у учащихся художественно-графических факультетов роли материалов в решении художественно-творческих задач затрагивается во многих предметах на художественно-графических факультетах, и наиболее широко раскрывается на “Материаловедение” и “Пропедевтике”, а впоследствии является одним из важнейших этапов изучении “Проектирования” и “Макетирования”.
"Во многом выразительность скульптуры зависит от соответствия идеи и материала" - эти слова советского скульптора С. Т. Коненкова служат лишним доказательством важности в творческом процессе определения материала. Каждый материал имеет свои качества и обладает только ему присущими возможностями. Поэтому образное решение в скульптуре во многом связано с избранным материалом, который раскрывает собственные свойства, свою природную красоту.
Одной из задач художника является наиболее полное выявление как пластических, так и декоративных особенностей материала. В научных работах Н. Н. Ростовцева «Методика преподавания и обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе», делается акцент на то, что любые декоративная работа, тематическое образование, работа с натуры должны быть взаимосвязаны, дабы образовать общий комплекс знаний и навыков, а не представлять собой несвязанные упражнения.
Это во многом касается и процесса подбора материалов, как выявил в своих исследованиях Байер B.E. При создании проекта студент должен учитывать уже на стадии эскизирования необходимые ему свойства и данные для передачи творческой задачи, для чего наиболее действенным методом будет сначала изучение материаловедения в рамках объекта, а после и создание палитры материалов и серии эскизов с учетом физических и визуальных свойств материалов и выявлении их сильных сторон.
Необходимо на стадии обучения ставить перед студентами не только композиционную задачу. Знание основ материаловедения помогает создать привлекательный объект, демонстрирующий инструментальную и научно-методическую подготовленность мастера.
На стадии эскизирования и макетирования педагог может определить степень подготовленности студента и помочь восполнить пробел в знаниях. Именно данный пробел в знаниях станет причиной ошибок, что впоследствии лишит проект возможности реализации или же снизит его эстетические и практические свойства.
Проблема исследования определена, как поиск учебно-методической базовой матрицы «палитра материалов», необходимой для профессиональной подготовки студентов, будущих педагогов.
Целью данного исследования является создание и апробация базовой матрицы «палитра материалов», выявление рефлексии студентов на получение новых знаний, что отразится в процессе проведения педагогического эксперимента с пространственными объектами.
Объект исследования: обучение студентов - бакалавров на основе изучения пространственных объектов и функции материаловедческих знаний.
Предмет исследования: процесс восприятия студентами новых знаний о необходимости изучения базовой матрицы «палитра материалов» и степень рефлексии в процессе создания авторского пространственного объекта.
Методологическим акцентом исследования мы определили выявление и обоснование деятельностнойфункции материаловедческих знаний.
Предполагаемая новизна исследования
В процессе подготовки магистерской диссертации разработана и реализована идея обновления проектно-методического инструментария с помощью установления причинно-следственных связей между практическим навыком, мастерством и новым знанием о деятельностной функции базовой матрицы «палитра материалов».
В процессе педагогического эксперимента выявлено значение степени рефлексии студентов на обновление обновления проектно-методического инструментария.
Определен комплекс психолого-педагогических условий, формирующих теоретико-методическую закономерность взаимодействия трех базисных составляющих:
традиционный базис учебных знаний, обновление знаний с помощью матрицы «палитра материалов», мотивация студента к достижению высокого уровня мастерства и признания.
Практическая новизна
Обучающиеся, свободно владеющие современными технологиями, могут использовать для этого компьютерную графику или моделирование, а обучающиеся, владеющие традиционной техникой рисования, могут создать визуализацию посредством изображения материалов, выбрать наиболее графически удачный вариант и реализовать его в авторском проекте.
Подбор материалов является основополагающим моментом при создании любого пространственного объекта, и неверно подобранная палитра материалов способна уничтожить потенциал работы, в то время как верно подобранная может сделать изначально слабые композиционные решения обусловленными материалом и уместными из-за его свойств.
Заключение
В настоящее время базовый материаловедческий учебный комплекс пополнился большим количеством новых материалов, отражающих достижения науки в области технологий, в том числе, вспомогательных в тактильном обучении и в организации демонстрационных выставок с использованием световых эффектов.
Однако, на наш взгляд, фокусировка внимания студентов на вопросах, активно формирующих понимание значимости палитры современных возможностей материаловедения, остаётся открытым.
В исследовании рассматриваются условия, предполагающие, что в перспективе внимание студентов к палитре обновленных материалов сформирует более смелое пространственное мышление и понимании роли материалов на всем пути от первых набросков, художественного эскиза до реализации проекта.
Впоследствии, продолжая изучение данной проблематики, нужно учитывать выявленные особенности и развивать их положительно влияющие факторы для достижения наиболее продуктивного пути создания образовательной среды с помощью новых возможностей.
Список литературы
Байер B.E.,Архитектурное материаловедение. Учебник для вузов. — М.: «Архитектура-С», 2005. — 264 с.
Ворохоб А.А., Формирование образно-пластического мышления у студентов художественно-графических факультетов средствами скульптуры при использовании различных материалов скульптуры : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2000 233 c. РГБ ОД, 61:00-13/668-0
Черемных Г.В., Методическая система подготовки студентов хгф педвузов к работе в дополнительном образовании (на материалах преподавания декоративно-прикладного искусства) : монография : М-во образования и науки Российской Федерации, Московский гос. пед. ун-т : Москва, Издательство Прометей, ISBN 978-5-7042-2110-4, 2007
Ростовцев Н.Н., Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.- граф. фак. пед. ин-тов. - 3-е изд., доп. И перераб. - М.: АГАР, 1998.
Зощенко М.М., Как и из чего делают скульптуры // Музей Зощенко. — 2013. / [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.litmuseum.spb.ru/interesnoe/kak-i-iz-chego-delayut-skulptury.html
Одноралов Н.В., Скульптура и скульптурные материалы: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Изобразительное искусство, 1982. — 221 с.
Ткалич С.К., д.п.н., академик РАЕ. Консультация по подготовке научной статьи. Художественно-графический факультет, МПГУ. Москва, 11.01.2023.