Цель статьи – рассмотреть суть болонской системы, проблемы ее внедрения.
Болонская система образования – это создание единого образовательного
пространства, которое объединяет высшие учебные заведения из разных стран. Её главная особенность заключается в том, что студент может обучаться не только в своём ВУЗе, но и отправляться на стажировки в другие учебные заведения. Это нужно не только для того чтобы получить новый опыт и знания, но и образование, которое котируется и признаётся всеми странами-участницами Болонской системы.
Официально соглашение и создании новой образовательной системы появилось в 1998 году. В этом году министры образования четырёх стран-основательниц ЕС (Европейского Союза) разработали и подписали Болонскую конвенцию. Но начало было положено ещё в середине 70-х годов, когда принимались первые соглашения о сотрудничестве между европейскими университетами. В России декларация была подписана в 2003 году, но введение стандартов такой системы образования затянулось на годы.
К предпосылкам внедрения Болонской системы относят:
усилении процессов глобализации;
тесное сотрудничество между университетами;
необходимость в развитие практических навыков и расширению профессиональных навыков;
трудности, которые возникают при подтверждении диплома в других странах.
Болонская система требует исполнения ряда обязательных требований, среди них: введение трёхэтапной системы высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура) и кредитной системы накопления баллов (ECTS), поощрение академической мобильности, выдача приложения к диплому единого образца, поддерживание высокого качества высшего образования, создание единого европейского культурного и научного пространства.
Помимо обязательных требований есть те, которые несут рекомендательный характер, среди них: разработка единой системы оценивания, акцентирование на вовлечении студентов в образовательные процессы, поддерживание идеи непрерывного образования всю жизнь и прочее. Также есть факультативные критерии: предложение факультативов, чтобы студент сам мог формировать план образования; введение рейтинговой системы для преподавателей и студентов.
К основным принципам Болонского процесса относится обязательство принять общую образовательную систему, которая состоит из бакалавриата (длится 3-4 года), магистратуры и аспирантуры (длятся 2 года).
Как было сказано ранее, Россия присоединилась к данной системе образования ещё в 2003 году, причинами этого события стали:
принятая советская система образования устарела и требовала реформации;
необходимость в усилении уровня компетенций, которые были востребованы в мире;
появление цели в повышении качества российского образования;
был принят курс на усиление участия Российской Федерации в глобальных процессах.
В России были введены следующие изменения в связи с принятием Болонской системы образования:
разработка с нуля новых педагогических программ, чтобы они соответствовали нормам принятой системы;
введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) в школах;
разработка квалификационных стандартов для оценки знаний обучающихся и др.
Среди преимуществ Болонской системы отмечают:
высшее образование становится доступнее;
студенты любых ВУЗов могут переходить в учебные заведения других стран без потерь;
определены чёткие стандарты высшего образования.
Среди проблем Болонской системы в РФ стоит отметить, что бакалавр воспринимается как недоучившийся специалист, ВУЗы предоставляют небольшое количество бесплатных мест на программу магистратуры, ЕГЭ не определяет точный уровень знаний обучающихся. И стоит отметить главную проблему Болонской системы в РФ – сложности, которые возникают при её внедрении, есть несостыковки, которые отражаются на качестве образования.
Литература:
Крайнов Г.Н. БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 9. – С. 76-78;
[Электронный ресурс] – Режим доступа - https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=3739 (дата обращения: 28.11.2022).