МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ШКОЛЬНОЙ БИОЛОГИИ 8 КЛАССА - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ШКОЛЬНОЙ БИОЛОГИИ 8 КЛАССА

Ушакова Ю.А. 1
1ФГБОУ ВО «Шадринский педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Школа в жизни ребенка играет значительную роль. Основы здорового образа жизни определяются в этом возрасте. Также в школьником возрасте формируются ценностное отношение к собственному здоровью и окружающих людей. В школьном курсе биологии заложены идеи валеологичекого воспитания такие, как формировании функционального осознанного поведения в условиях негативных природных и социальных факторов. Согласно модернизации школьного биологического образования в школе нужно организовывать подходящую среду, содействующую укреплению здоровья, прививать любовь к природе, так как человек – элемент природы и его жизнедеятельность зависит от неё [1].

Учебное содержание дисциплины «Биология» обладает широкими возможностями для реализации валеологического воспитания школьников.

Проблемы валеологического образования обучающихся раскрыты в работах а С.В., Осиповой М. П., ой Э. М., ой А. Л., а А.Г., Левина Б. М., М. М. других.

Вопросы включения эколого-валеологического содержания в школьное обучение обоснованы в работах педагогов и методистов И.Н. Пономаревой, В.В. Пасечника, Н.И. Сонина, В.Б. Захарова и других.

Главной причиной валеологического восприятия является то, что в образовательном содержании дисциплины «Биология» научно обосновываются и раскрываются ключевые компоненты здорового образа жизни: изучение правил личной гигиены; рациональное питание; преодоление вредных привычек; подходящая моторная активность; рациональное чередование труда и отдыха; связь с природой. В то же время мы выяснили, что для удачной реализации задач валеологического воспитания школьников нужно включать в учебное содержимое предмета специальный материал, который должен отвечать аспектам отбора: связи с жизнью; соответствию возрастным особенностям обучающихся.

В качестве образца рассмотрим применение методического приема создания воспитательных ситуаций на некоторых уроках разделов «Дыхание», «Пищеварение», а также раздела «Человек и окружающая среда» (авторская линия В. Пасечника, курс биологии 8 класса).

При изучении темы «Значение дыхания. Аппараты дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей» в ходе беседы было выяснено, что в организме человека имеется природный защитный барьер – носовая полость, в которой при дыхании носом воздух прогревается, очищается от пыли и частично обеззараживается, чего не происходит при дыхании ртом. При любом физическом упражнении необходимо уметь правильно дышать (спокойно, но глубоко и в определенном ритме, согласованном с мышечными движениями).

Для ознакомления с различными методиками дыхательной гимнастики учащимся заранее для подготовки докладов были даны следующие темы «Лечебное воздействие дыхательной гимнастики А. Стрельниковой на органы дыхания» и «Методика поверхностного дыхания К. П. Бутейко».

Перед прослушиванием докладов для создания воспитательной ситуации класс получил задание, написанное на доске:

1. Выберите, какую методику дыхания вы хотели бы освоить.

2. Обоснуйте свой выбор.

После прослушивания докладов мы вместе с классом выяснили, кто выбрал и почему дыхательную гимнастику Стрельниковой, а кто - методику поверхностного дыхания Бутейко. Результаты показали, что в выборе методик класс разделился с небольшим перевесом в пользу дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. Свой выбор учащиеся обосновали в виде вывода по каждой методике. При создании воспитательной ситуации на данном уроке нами были использованы такие виды воспитательных ситуаций как обмен информацией, аргутментация своего мнения, свобода выбора [3].

На уроке «Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания; профилактика, первая помощь. Приемы реанимации» использовали физиометрический метод по определению жизненной емкости легких, выносливости дыхательной мускулатуры и измерению обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха, как важных показателей дыхания человека [2].

Данные исследования показывают, что при тяжелой физической работе, например при беге, вентиляция легких достигается за счет большой глубины дыхания. Человеку, у которого жизненная емкость легких небольшая и слабые дыхательные мышцы, приходится дышать часто и поверхностно. Это риводит к тому, что свежий воздух остается преимущественно в воздухоносных путях и лишь небольшая часть его доходит до альвеол. После того, как учащиеся сделали соответствующий вывод, им предлагалось сравнить его с материалами учебника. В итоге при сопоставлении собственного заключения исследования и материалов учебника, учащиеся убедились, что вывод, к которому они пришли в ходе эксперимента, совпадает с содержанием учебника.

Ситуация самопроверки раскрывает познавательную сферу учащегося, помогает учащимся узнать новое о своем здоровье, опираясь на уже имеющиеся знания и умения. Урок «Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов» проводился в виде диалога о роли защитной реакции желудка на недоброкачественную пищу и активности ферментов, занимающих особое место в пищеварении, в процессе которого учащимися было задано достаточное количество вопросов. В итоге был сделан вывод о том, что в слизистой оболочке желудка есть железы, выделяющие соляную кислоту, которая не только создает необходимую среду для работы ферментов, но и уничтожает многие вредные микроорганизмы, проникающие с пищей. При употреблении человеком недоброкачественной пищи возникает рвотный рефлекс и содержимое желудка выбрасывается наружу. Если человек почувствовал себя некомфортно после съеденной пищи, рвоту можно вызвать и раздражением корня языка, вызывая искусственную рвоту, для удаления из желудка недоброкачественной пищи, употребление которой негативно сказывается на жизнедеятельности организма [3].

Также определили, что при нормальной активности пищеварительных ферментов активно размножается и сдерживает размножение вредных микроорганизмов кишечная палочка. Но при ухудшении условий жизнедеятельности кишечной палочки, происходящее при неправильном питании или необоснованном применении антибиотиков, размножение ее приостанавливается, что улучшает условия жизни для гнилостной или бродильной микрофлоры, ведущих к заболеванию - дисбактериозу. При создании воспитательной ситуации на данном уроке нами был использован вид воспитательной ситуации - побуждение к вопросам.

На уроке «Функция тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит» учащимся предлагалось прослушать сообщение на тему: «Алкоголь. Его влияния и последствия на печень здорового человека». После прослушивания сообщения учащихся разделили на две группы, каждой предлагалось задание. 1. Первой группе нарисовать словесный портрет человека (состояние кожи, волос, ногтей, внутренних органов), ведущего здоровый образ жизни. 2. Второй группе нарисовать словесный портрет человека, по тем же параметрам, ведущего нездоровый образ жизни. После обсуждения словесных портретов учащиеся пришли к вывооду, что человек, ведущий здоровый образ жизни, выглядит моложе, живет дольше и меньше болеет различными заболеваниями, чем человек, не соблюдающий здоровый образ жизни [3].

Таким образом, школьный курс биологии 8 класса имеет валеологическое значение, наряду со знаниями о строении и функционировании организма человека, обучающиеся приобретают знания о сохранении здоровья и организации здорового образа жизни. При использовании опредленных методов и приемов обучения создаются условия для воспитательных воздействий и формирования ценностного отношения к здоровью.

Список использованных источников.

Калинова, Г.С. Планируемые результаты освоения биологии в основной школе [Текст] / Г.С. Калинова, Т.В. Иванова, Г.А. Воронина // Биология в школе. – 2013 г. – № 6. – С. 26-35. – Текст : непосредственный.

Колесов, Д.В. Биология. Человек. 8кл.: учебник / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Белов – М.: Дрофа, 2017. 336с. – Текст : непосредственный.

Колесов, Д.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Биология». Человек. 8 кл. / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Белов – М.: Дрофа, 2002г. – 176с. – Текст : непосредственный.

Просмотров работы: 6