ФЕНОМЕН ЗРЕЛИЩНОСТИ СПОРТА (НА ПРИМЕРЕ БАСКЕТБОЛЬНЫХ МАТЧЕЙ В СТУДЕНЧЕСКИХ СОРЕВНОВАНИЯХ) - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ФЕНОМЕН ЗРЕЛИЩНОСТИ СПОРТА (НА ПРИМЕРЕ БАСКЕТБОЛЬНЫХ МАТЧЕЙ В СТУДЕНЧЕСКИХ СОРЕВНОВАНИЯХ)

Мурза А.С. 1, Карфидова Т.Н. 2
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики
2ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время мы можем наблюдать, что спорт как социокультурный феномен динамично меняется и превращается в инструмент массовой культуры.

Современные спортивные мероприятия претерпевают изменения, вызванные возрастанием влияния всеобщей глобализации. Для нашего времени характерной задачей является возможность извлечения всё большей коммерциализации спортивных мероприятий и создание таких форм проведения соревнований, которые наиболее востребованы в мире. Спортивные соревнования все больше уходят в зрелищную сферу, тем самым привлекая новых потребителей на спортивные площадки.

Спортивные зрелища имеют значительную сферу влияния и возможности, они развивают физическую культуру и спорт, привлекают все больше людей к спортивным занятиям, обеспечивают значительную часть общества работой, формируют собственную культуру, обеспечивают площадку для размещения рекламы спортивных брендов, спортсменов, спортивных сооружений, привлекают новые инвестиции в спорт, популяризируют отдельные виды спорта.

Согласно толковому словарю русского языка, слово «зрелище», этимологически восходящее к глаголу «зрить», имеет два значения: 1) «то, что привлекает взор» и 2) «театральное или театрализованное, цирковое представление, спортивные выступления» [1]. В толковом словаре Дмитриева [2] есть два определения искомого понятия: 1. Зрелищем называется то (какая-то ситуация или природный вид), что видит человек. 2. Зрелищем называют представление (театральное или театрализованное).

Вместе с тем, ни в толковом словаре, ни в других подобных изданиях, не представлено слово «зрелищность». Это слово не имеет однозначного толкования, несмотря на свою очевидную связь со словом «зрелище». Поэтому мы можем говорить лишь о его возможных синонимах, таких как «картинность» и «способность производить сильное зрительное впечатление».

Зрелища изучаются учеными различных дисциплин: антропологами, этнографами, историками, театроведами, культурологами, литературоведами, социологами, др.

В широком смысле слова «зрелище» есть специфическая форма идейного, эмоционального, эстетического общения. Круг явлений, обладающих зрелищностью, практически неисчерпаем: спортивные соревнования и игры, публичные ритуалы и церемонии, различного рода празднества и праздничные ситуации. Даже этот неполный перечень дает основание говорить:

о художественных зрелищах, к которым относятся театр, кино, эстрада, цирк;

о явлениях зрелищного типа, включающих спортивные мероприятия, выставки, показы и демонстрации достижений науки и техники, современной моды, а также жизненные факты и события, привлекающие к себе внимание.

Самым популярным зрелищем современного мира является спорт. Он привлекает и развлекает зрителей. Поэтому, будучи публичным благодаря спортивным соревнованиям, сам спорт и становится зрелищным.

Ханс Ульрих Гумбрехт считает, что спортивное зрелище несет в себе то, что другие виды деятельности не могут дать людям. Человек смотрит соревнование бескорыстно. У него нет каких-либо оснований, которые ставят его перед необходимостью быть увлеченным спортивным зрелищем и наслаждаться им, ведь созерцание спорта не приносит пользы здоровью или благополучию [3].

Рассмотрим процессы формирования и удовлетворения потребностей потребителей спортивно-зрелищных услуг. Для этого определимся какие услуги относятся к спортивно-зрелищным.

Физическая культура и спорт – это сфера услуг, встроенная в национальную экономику. С одной стороны, это сфера, ориентированная на прибыль и развитие, с другой стороны это социальная сфера. Инвестиции в спорт не только развивают его научно-производственную (инновационную) инфраструктуру, но и формируют направленность потребителей на здоровый образ жизни, улучшая показатели здоровья нации. Кроме того, прибылью от инвестиций в спорт является создание дополнительных рабочих мест не только непосредственно в спортивной отрасли, но и в смежных отраслях и производствах.

Исследования показывают, что с конца ХХ века в сфере спорта происходит изменение ролей и сочетания государственного и частного секторов, а также проявляются тенденции повышения значимости и доли профессионального спорта в общей структуре физической культуры и спорта, применения коммерческих методов управления спортивной сферой, что повлияло на формирование и развитие такого понятия как спортивно-зрелищная услуга. Вместе с тем, это не изменяет социальную сущность спорта и его восприятие как социального института [4].

Таким образом, спортивно-зрелищная услуга сочетает в себе три основных направления:

применение соревновательного процесса у спортсменов, за счет чего повышается популяризация спорта и активного образа жизни;

использование современных технологий в процессе организации и проведения спортивно-зрелищных мероприятий для максимального вовлечения зрителя в соревновательный процесс;

организация сопутствующей логистической и дополнительной туристской деятельности для посетителей спортивно-зрелищного мероприятия [5].

Исследование феномена зрелищности в деятельности студенческого спортивного клуба позволяет разрабатывать мероприятия по удовлетворению потребностей потребителей зрелищных услуг, в данном случае – болельщиков клуба. Эти мероприятия привлекут большее количество зрителей, что поможет клубу достигать более высоких спортивных целей.

7 октября 2022 года нами было проведено анкетирование зрителей матче БК «УрФУ-Уралмаш» - БК «УрГУПС», который состоялся, в спортивном комплексе УрГУПС (Уральского государственного университета путей сообщения). Всего было опрошено 61 человек.

Проанализировав результаты анкетирования, можно сделать вывод, что целевая аудитория клуба – это люди в возрасте от 18 лет и старше (рис. 1.).

Рис. 1 – Ответы на вопрос о возрасте опрошенных, респонденты, % от общего числа

Большинство опрошенных (65,57 %) - мужчины.

Таким образом, можно сделать вывод, что почти 2/3 посещающих матчи мужской баскетбольной команды – молодые мужчины.

Проанализировав данные ответов на вопрос об уровне образования болельщиков клуба (рис. 2) можно сделать вывод, что большинство гостей матча – студенты.

Рис. 2 – Ответы на вопрос об уровне образования, респонденты, % от общего числа

Далее на рисунке 3 представлены ответы на вопрос о занятости респондентов.

Рис. 3 – Род занятий опрошенных, % от общего числа.

Из рисунка видно, что подавляющее большинство опрошенных – студенты. Это естественно, потому что большинство зрителей – это студенты, которые пришли поддержать своих друзей. Кроме того, игры проходят в учебном заведении, а поблизости расположен студенческий городок.

Проанализировав данные ответов на вопрос «Как часто Вы посещаете матчи?» (рис. 4) можно сделать вывод, что большинство опрошенных стараются посещать матчи часто.

Рис. 4 – Ответы на вопрос «Как часто Вы посещаете матчи?»

Говоря о мотивах посещения матчей, можно убедиться, что на игры ходят родственники, друзья, одногруппники игроков, а также любители баскетбола как вида спорта. Кроме того, многие отмечают, что им нравится стиль игры команды.

Рис. 5 – Мотивы посещения матчей респондентами, % от общего числа

Опрощенные отмечали свои варианты ответа: «матчи проходят недалеко от дома», «было нечего делать», «забежала между пар», «привел преподаватель по физической культуре» и др.

Респонденты ответили активно (рис. 6).

Рис. 6 – Ответы респондентов на вопрос «Что, на Ваш взгляд, могло бы привлечь аудиторию на матчи БК УрФУ?», респонденты, % от общего числа

Естественно, болельщики ждут более высокого уровня игры от команды, но, вместе с тем, готовы посещать игры ради развлекательной программы.

Таким образом, подводя итоги исследования, можно делать вывод, что целевая аудитория команды достаточно молода, мобильна, ее привлекает как хороший баскетбол, так и развлечения вокруг него.

Литература

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1995. 908 с.

Толковый словарь русского языка / Под редакцией Д.В. Дмитриева. - М.: Астрель, АСТ, 2003. - 592 c.

Гумберт Х.У. Форма насилия. Похвальное слово красоте спорта // Неприкосновенный запас. – 2004, № 3

Восколович Н.А. Особенности развития спорта как социального института / Н.А Восколович // Инновационное развитие экономики России: сценарии и стратегии : материалы межд. конф. – Москва : Изд-во МГУ. – ТЕИС, 2012. т.1 - 585-586 с.

Луговских Н.Б. Формирование организационно-управленческого механизма предоставления спортивно-зрелищных услуг : автореф. на соиск. учен. степ. канд. экон. Наук : 08.00.05 – / Луговских Наталья Борисовна ; Моск. государств. ун-т. − Москва, 2013. - 24 с.

Просмотров работы: 103