Классификация педагогических приемов и методов в профессиональном образовании - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Классификация педагогических приемов и методов в профессиональном образовании

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность проблемы использования педагогических приемов и методов в профессиональном образовании объясняется необходимостью построения гибкой компетентностной системы подготовки кадров с учетом современных требований, науки и производства, соответствующей практической подготовки специалистов, применением инновационных технологий, в том числе активных и интерактивных методов и приемов [6].

Прием – это составная часть или отдельная сторона метода, то есть частное понятие по отношению к общему понятию “метод”. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов [7].

Термин «метод» происходит от греческого слова “methodos”, что означает путь, способ продвижения к истине.
В педагогике имеется множество определений понятия «метод обучения». К ним можно отнести следующие: «методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса (Ю.К. Бабанский); “под методами понимают совокупность путей и способов достижения целей, решение задач образования» (И.П. Подласый); «метод обучения – это опробованная и систематически функционирующая структура деятельности учителей и учащихся, сознательно реализуемая с целью осуществления запрограммированных изменений в личности учащихся» (В. Оконь) [1].

Методу обучения можно дать и такое определение: это способ упорядоченной деятельности субъекта и объекта учебного процесса, направленный на достижение поставленных целей обучения, развития, воспитания. Уже в этих определениях метод выступает как многомерное явление, как сердцевина учебного процесса. Он выступает механизмом реализации поставленных целей, во многом определяет конечные результаты учебного процесса [2].

Классификация методов – это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и модификаций.

В процессе обучения методы и приемы находятся в различных сочетаниях. Один и тот же способ деятельности учащихся в одних случаях выступает как самостоятельный метод, а в другом – как прием обучения. Например, объяснение, беседа являются самостоятельными методами обучения. Если же они эпизодически используются преподавателем в ходе практической работы для привлечения внимания учащихся, исправления ошибок, то объяснение и беседа выступают как приемы обучения, входящие в метод упражнения [3].

Методы обучения – категория историческая. Уровень развития производительных сил и характер производственных отношений оказывают влияние на общие цели обучения. С изменением целей меняются и методы обучения. Так, в древние времена преобладали методы обучения, основывавшиеся на подражании. С момента организации школ появились словесные методы обучения. Словесные методы обучения доминировали в средние века [1].

В педагогической литературе называется разное количество методов обучения – от двадцати до ста и более. К числу наиболее употребительных, используемых методов относятся:

- рассказ;

- беседа;

- лекция;

- показ иллюстраций;

- показ демонстраций;

- упражнения;

- самостоятельная работа с книгой;

- контрольные работы;

- методы программированного контроля и другое [5].

В психолого-педагогической литературе выделено немало причин, влияющих на выбор методов обучения:

- цель обучения;

- уровень мотивации обучения;

- реализация принципов, закономерностей обучения;

- количество и сложность учебного материала;

- уровень подготовленности учащихся;

- возраст учащихся;

- время обучения;

- материально-технические, организационные условия обучения;

- применение методов на предыдущих уроках;

- тип и структура занятий;

- взаимоотношения между учителем и учащимися, которые сложились в процессе учебного труда;

- уровень подготовленности учителя [4].

Ни один из методов не является универсальным. Хороших результатов в дидактической работе можно достигнуть только при использовании многих методов.

Поскольку успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества учащихся должны служить важным критерием выбора. Ученые выделили пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает:

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- проблемное изложение;

- частично-поисковый;

- исследовательский.

Обучение как взаимодействие обучающего и обучающихся обусловлено как его целью обеспечить усвоение младшим поколением накопленного обществом социального опыта, воплощенного в содержании образования, так и возможностями обучаемых к моменту обучения. Поэтому метод обучения как способ достижения цели представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий педагога, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта, составляющего источник и аналог состава содержания образования [7].

Список литературы

1. Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2006. - 456с.

2. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учебник. - М.: НОРМА, 2005. - 355с.

3. Коджаспирова Г.А. Педагогика. Учебник. - М.: Гардарики, 2009. - 527с.

4. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

5. Подласый И.П. Педагогика. Учебник для вузов. - М.: Просвещение. Гуманитарный издательский цент ВЛАДОС, 1996 - 432с.

6. Сиянов А.И., Степанова Н.А., Устьянцева О.В. Методология компетентностной подготовки специалистов в условиях интеграции образования с наукой и производством // Ученые записки Орловского государственного университета. 2021. № 4 (93). С. 260-265.

7. Сластенин В.А. Педагогика. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Издательский цент «Академия», 2002. – 576 с.

Просмотров работы: 133