Прокуратура, как координатор в правоохранительной системе Республики Казахстан - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Прокуратура, как координатор в правоохранительной системе Республики Казахстан

Савриденов А.Т. 1, Жамулдинов В.Н. 1
1НЕКОММЕРЧЕСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТОРАЙГЫРОВ УНИВЕРСИТЕТ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Как известно, Республика Казахстан «утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь права и свободы» [1]

Краткий экскурс в историю свидетельствует, что на территории современного Казахстана органы прокуратуры были образованы 13 июля 1922 г. Решением 3-й сессии Казахского центрального исполнительного комитета, утвердившей Положение «О прокурорском надзоре». Стоит отметить, что государственная прокуратура учреждалась «в целях обеспечения надзора за соблюдением законов и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью» в составе Народного комиссариата юстиции. Этот исторический для прокуратуры Казахстана, документ был подписан в г. Оренбурге, тогдашней столицы республики. [2]

Позже, в 1938 году прокуратура выделилась из органов юстиции и стала самостоятельным правоохранительным органом, а её первым прокурором

стал Ескараев Сулеймен, который к сожалению, был незаконно репрессирован, но впоследствии реабилитирован. В настоящее время, в Казахстане прокуратура действует как правоохранительный орган и её роль весьма высока: достаточно отметить, что Генеральный прокурор назначается Президентом страны. [3] Вместе с тем, мы решили остановиться на такой проблеме, как координация правоохранительных органов в государстве (любом), которая чрезвычайно актуализировалась, поэтому затронутая проблема и предопределила выбор темы нашей статьи.

Основная часть. Правовая основа деятельности органов прокуратуры Республики Казахстан.

Развал такого большего государства, как Союз Советских Социалистических Республик, в 1991 года, стал неожиданным и вместе историческим событием во всемирной истории, положил начало новому этапу развития Казахстана.

Распад Союза Советских Социалистических Республик в 1991 году ознаменовал новый этап в развитии Казахстана. В связи с этим Верховный Совет Казахской ССР издал Указ, которым была создана единая система органов прокуратуры для обеспечения их независимости и самостоятельности. Это стало важным шагом на пути создания системы координации правоохранительной деятельности с целью максимального использования компетенции органов прокуратуры. Отметим, что именно с этой даты, началась новый этап в отношении прокурорского надзора, которая сыграла очень важную роль в развитии правоохранительной системы Казахстана.

6 декабря 1991 года Постановлением Верховного Совета Казахской ССР “Об образовании единой системы органов прокуратуры Казахской ССР, обеспечении их самостоятельности и независимости” была образована единая система органов прокуратуры. С этого времени начался принципиально новая пора развития казахстанской прокуратуры.

Постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 17 января 1992 года был введен в действие Закон “О прокуратуре Республики Казахстан”. Этот документ сыграл свою положительную роль в улучшении правозащитной деятельности надзорного органа.

За годы независимости наше государство прошло большой путь, методом проб и ошибок находя оптимальные в конкретный отрезок времени решения. Именно в этот период произошел кардинальный пересмотр структуры, функций, полномочий казахстанской прокуратуры.

Вплоть до конца 2016 года в Закон “О Прокуратуре” в разное время были внесены многочисленные поправки и дополнения. И 30 июня 2017 года был принят новый Закон “О прокуратуре”, при разработке которого были урегулированы многие вопросы, возникающие на практике и в теории применения нового уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Новый Закон "О прокуратуре" от 2017 года усовершенствовал систему правоохранительной деятельности в Казахстане путем координации и унификации прокурорского надзора и компетенции прокуратуры. Закон был создан в целях решения многочисленных вопросов, возникающих на практике, а также в рамках уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Закон был создан в целях решения многочисленных вопросов, возникающих на практике, а также в рамках уголовного и уголовно-процессуального законодательства. После долгих лет независимости, казахское государство, методом проб и ошибок в течение определенного периода времени смогло найти оптимальные решения, которые в конечном итоге привели к коренному пересмотру структуры, функций и полномочий прокуратуры Казахстана. [4]

Сразу отметим, что принятие отдельного Конституционного закона стало реализацией инициативы Главы государства, озвученной им в своем Послании народу Казахстана: «Новый Казахстан: Путь обновления и модернизации» от 16 марта 2022 года.

Основной целью принятия Конституционного закона «О прокуратуре» является усиление правозащитной деятельности прокуратуры, укрепление инструментов высшего надзора и законности в стране.

Принятие данного Конституционного закона явилось важным шагом в реализации инициативы Главы государства, направленной на создание правоохранительной системы и координацию прокурорского надзора. Он, безусловно, повышает компетенцию прокуратуры по защите прав и свобод граждан, тем самым способствуя укреплению верховенства закона в Казахстане. Кроме того, ожидается, что он также обеспечит повышение эффективности, тем самым гарантируя гражданам справедливое и своевременное правосудие.

Конституционный закон предусматривает действенные инструменты, механизмы надзора и взаимодействие по защите и восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина с государственными органами и организациями независимо от формы собственности, а также с Уполномоченным по правам человека в Республике Казахстан , с оказанием содействия в его деятельности.

В новом законе прописано, кстати впервые, право Генерального Прокурора на обращение в Конституционный Суд для толкования норм Конституции, в Верховный Суд с предложением о даче разъяснения по вопросам судебной практики по гражданским, уголовным административным делам и делам об административных правонарушениях.

Также, впервые законодательно закреплено, что решения координационных советов по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью, образуемых при органах прокуратуры будут реализовываться государственными органами – участниками путем издания совместных, ведомственных правовых актов и (или) осуществления соответствующих мероприятий.

Эта новизна, по замыслу, безусловно, повысит эффективность деятельности и результативность реализации решений координационных советов, поскольку нормы таких правовых актов станут обязательны для исполнения.

Расширены основания для рассмотрений обращений граждан органами прокуратуры:

1. в целях предотвращения угрозы конституционному строю и национальной безопасности Республики Казахстан;

2. по фактам нарушений законности, не устранение которых влечет причинение вреда жизни и здоровью человека;

3. по поручениям Генерального Прокурора.

Также установлена возможность продления сроков проведения проверок при необходимости истребования дополнительных материалов, а также в связи со значительным объемом проверки соблюдения законности срок проверки может быть продлен не более чем на тридцать рабочих дней, расширены случай, когда прокурор вправе приостановить проверку до получения сведений и документов от иностранных государства.

Нововведения коснулись и актов ,издаваемых прокурорами. Расширен перечень оснований для дачи указаний (проведение дополнительной проверки по делам об административных правонарушениях, исполнительным производствам, исполнения наказания, проводимых по требованию прокуратуры проверках, государственной правовой статистике) и разъяснения о недопустимости нарушений закона (в т.ч. в целях защиты прав и свобод человека и гражданина). Протест теперь может быть принесен на действия учреждения, организации и иных уполномоченных лиц, сроки его рассмотрения могут быть сокращены до 3 рабочих дней.

В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Конституционного закона «О прокуратуре» утратил силу Закон Республики Казахстан от 30 июня 2017 года «О прокуратуре».

Отметим, что Конституционный закон Республики Казахстан от 5 ноября 2022 года за № 155-VII ЗРК объявил новый закон «О прокуратуре».

Так, статья 6, выше указанного закона, касающаяся компетенции органов прокуратуры гласит следующее:

Органы прокуратуры в пределах возложенных задач :

1) в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, настоящим Конституционным законом и иными законами Республики Казахстан осуществляют высший надзор за законностью.

Таким образом, прокуратура в рамках прокурорского надзора осуществляет высший надзор во всех сферах деятельности государственных и квазигосударственных органов страны. На наш взгляд, такая «расширенная» компетенция прокурора, в каком-то смысле, даёт основание быть несколько выше других правоохранительных органов и претендовать на некоторую возможность в координировании деятельности других правоохранительных органов. Что же, означает слово «координация»? Для чего обратимся к словарям.

Слово координация (от лат. Coordinatio – это расположение по порядку) или составная часть процессов управления, состоящая в согласовании, упорядочении действий разных частей управляемой системы. [5]
Тогда как, «Словарь терминов антикризисного управления», толкует координацию – как обеспечение согласованности работы всех звеньев системы управления.[6]
А «Толковый словарь Ушакова», под координацией понимает, ж. (латин. coordinatio) (книжн.). – это соотношение, согласованность. [7]
В юридической науке под координацией понимается : согласование и установление целесообразного соотношения действий различных органов, занимающихся каким-либо видом деятельности, их структурных подразделений и должностных лиц для достижения определенных целей.
Таким образом, мы, под словом, координация понимаем: обеспечение согласованности работы всех звеньев системы управления. Действительно, органы прокуратуры, как таковой возможностью обеспечивать согласованность всех правоохранительных органов реально на практике не обладают. Однако, на практике получило своё распространение деятельность, так называемых Советов по координации правоохранительной деятельности в регионах, областях, городах, районах. [8] Сравнивая правовую основу деятельности прокуратуры, например, Российской Федерации, ситуация там аналогична [9]. В этой связи хотим отметить, что в повседневной практике отмеченные «координационные советы», де-факто осуществляют межведомственную координацию, хотя и де-юре, такой функцией, к сожалению, они (прокуроры) не обладают.
Общеизвестно, что борьба с преступностью и иными правонарушениями может быть результативной лишь при полном и правильном использовании широкого круга мер государственного и общественного воздействия.
Затрагивая проблему совершенствования координации, считаем, что это сложная многоплановая социальная проблема. [10,с. 80-81]
Отметим, что «ведомственно-отраслевая координация» призвана, в первую очередь, обеспечивать взаимосвязь и целеустремленность в работе правоохранительных органов и на наш взгляд, организующая, а равно, координирующая роль в правоохранительной деятельности отводится прокуратуре. [10,с. 82]
Анализ научной [11 с. 112], специальной литературы, научные исследования также показали, что проблема межведомственной координации со стороны прокуратуры была и находится постоянно в поле зрения юристов-практиков, теоретиков права. Вместе с тем, события января прошлого года в Казахстане, к сожалению, показали, что координатора, как такового, не оказалось и не случайно, глава прокуратуры «снят с должности» и был переназначен на другую должность. [12]
Заключение.
В завершении нашей работы, в целях решения затронутой проблемы – повышение эффективности роли межведомственного координатора в правоохранительной системе, коим является нынче прокуратура, предлагаем:
Статья 9. Полномочия Генерального Прокурора дать в следующей редакции:
9) является ответственным за межведомственную координацию, председателем Координационного совета Республики Казахстан по обеспечению законности, правопорядка, борьбы с преступностью, «целостности, стабильности государства и безопасности граждан» [13, 14]
Наши предложения не претендуют на истину в последней точке, но создают «качественно новые условия» [15,с.4] для дальнейшего совершенствования нормотворческой, «исполнительной» деятельности и «правоприменительной практики» в Казахстане[16,с.11]

Список использованной литературы

1 Конституция Республики Казахстан. Практическое пособие.- Алматы: ТОО «Издательство «Норма-К»,-2017, 44с.

2 История развития прокуратуры Республики Казахстан// https://vuzlit.com/1381835/istoriya_razvitiya_prokuratury_respubliki_kazahstan [дата обращения: 06.01.2023]

3 Конституция Республики Казахстан статья 44, п 4 https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1005029&mode=p&page=2 [дата обращения: 06.01.2023]

Прокуратура является важным элементом правоохранительной системы Республики Казахстан. Этим решением она вывела себя в высший эшелон организационных структур, влияющих и направляющих общественную жизнь республики - ее решения принимаются не только на законных основаниях, но и с учетом интересов общества.

4 Сто лет прокуратуре: как развивался главный надзорный орган Казахстана https://liter.kz/sto-let-prokurature-kak-razvivalsia-glavnyi-nadzornyi-organ-kazakhstana-1657610183/ [дата обращения: 06.01.2023]

5 http://www.terminy.info/jurisprudence/legal-dictionary/koordinaciya [дата обращения: 06.01.2023]

6 http://rudictionary.com/legal/Koordinacija-8586.html#gsc.tab=0 [дата обращения: 06.01.2023]

7 http://rudictionary.com/legal/Koordinacija-8586.html#gsc.tab=0 [дата обращения: 06.01.2023]

8 Положение о Координационном совете Республики Казахстан по обеспечению

законности, правопорядка и борьбы с преступностью

Указ ПрезидентаРеспублики Казахстанот 2 мая 2011 года № 68

https://adilet.zan.kz/rus/docs/U1100000068/compare [дата обращения: 06.01.2023]

9 Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 29.12.2022) "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2023) Статья 8. Координация деятельности по борьбе с преступностью https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/8d41d1db0fffbff4457899ca74b94cda3f585ad0/ [дата обращения: 10.01.2023]
10 Прокурорский надзор в СССР: Учебник/Под ред. Б. А. Галкина.- М.: Юрид. лит., 1982.- 304с
11Абдрахманова Бибигуль Сериккельдиевна.// Роль прокуратуры в координационной деятельности по борьбе с преступностью в Казахстане.-

Бизнес в законе.- 5’2013,с. 112.

12 Нурдаулетов снят с поста генпрокурора и стал помощником президента – секретарем совбеза Дата: 12:20, 25-02-2022 https://kaztag.kz/ru/news/nurdauletov-snyat-s-posta-genprokurora-i-stal-pomoshchnikom-prezidenta-sekretarem-sovbeza#:~:text=КазТАГ%20–%20Гизат%20Нурдаулетов%20снят,говорится%20в%20сообщении%20в%20пятницу [дата обращения: 09.01.2023]

13 О прокуратуре Конституционный закон Республики Казахстан от 5 ноября 2022 года № 155-VII ЗРК https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z2200000155 [дата обращения: 09.01.2023]
14 Обращение Главы государства К. Токаева на церемонии, посвященной памяти жертв январских событий, в мечети Хазрет Султан https://www.akorda.kz/ru/obrashchenie-glavy-gosudarstva-k-tokaeva-na-ceremonii-posvyashchennoy-pamyati-zhertv-yanvarskih-sobytiy-v-mecheti-hazret-sultan-13139 [дата обращения: 09.01.2023]
15 Абельдинов А. К.// Развитие нормотворчества в Республике Казахстан.- Алматы: Жеті Жарғы, 1998.- 28с
16 Алёхин А. П., Козлов Ю. М.// Административное право Российской Федерации. Часть 1. Сущность и основные институты административного права. М.,1995.- 345с3

Просмотров работы: 421