Техники делового общения в профессиональном образовании - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Техники делового общения в профессиональном образовании

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для делового общения соответственно требуется значительная психологическая культура человека и устойчивое исследование и учет эмоциональных сторон деловых взаимоотношений. Каждый человек, полагающий, что термин «чувства» неприменим к работе, может вызывать ряд необходимых споров. Все действия по отделению, подавлению или даже ограничению чувств являются тщетными и в конце концов вредоносными. Сдержанная и утаённая эмоция не пропадает, она действует внутри и нередко проявляется в еще жгучей форме. Не секрет в том, что в человеке эмоциональное превышает разумное в нескольких раз. Это знание способно вызвать серьёзное уважение к тем, кто сознательно реагирует на это «слабое» место.

Есть группа людей, способных расположить других людей, почти в мгновение завоевать доверие к себе, вызвать к себе симпатию. Анализ действия этих людей свидетельствует о том, что в ходе общения используется психологический прием формирования любви. Рассмотрим техники делового общения в профессиональном образовании:

1. Техника «свое имя». Она основывается на том, чтобы произнести вслух имя человека, с котором вы говорите. И это не только вежливость. Благодаря звучанию собственного имени человек получает приятные эмоции. «С Добрым утром» психологически приятнее, чем слово «Здравствуй». При разговоре с человеком время от времени обратитесь к нему по имени. Этот прием должен использоваться не от одного случая до другого, а непрерывно, но не когда от него нужно что-то.

2. Техника «зеркало отношений». Другими словами, ненавязчиво постарайтесь копировать жесты, мимику, интонацию во время общения с нужным вам человеком. Только делать это нужно очень тонко, не слишком откровенно. Мой индивидуальный опыт свидетельствует о том, что хорошее, симпатичное выражение лица и воздушная улыбка непроизвольно привлекают людей к себе. Легкая улыбка - приветливая, мягкая, успокаивающая [3, c.79].

3. Комплименты – это слова, немного преувеличивающие достоинства, которых хочется видеть собеседник. В этой связи комплимент считается одним из способов повышения привлекательности бизнес-отношений.

4. В бизнес-сообществе преимущество - комплимент. Похвала – это положительный отзыв. Позитивное восприятие комплиментов способствует использованию фактов, которые известны обоим партнёрам. Отсутствие объективной основы делают комплимент необоснованным и могут подвести утверждение к уровню банального блаженства. Если комплимент не соответствует фактам, то недопустимо. Хороший пример из басни Крылова «Ворона и лисица» [8, с.1].

«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,-
Ведь ты б у нас была царь-птица!»

В развитии доброжелательных отношений значительную роль играют комплименты – добрые слова о достоинствах человека. Высказывание их требует соблюдения нескольких правил. Один и тот же комплимент, произносимый нескольким лицам или одному и тому же человеку в разное время, свидетельствует о неискренности и неумении его автора видеть лучшие качества других. Неискренний комплимент похож на лесть и вряд ли приведёт к взаимопониманию. Тактичность и чувство меры помогут высказать такой комплимент, который не обидит и не поставит человека в неудобное положение [1, с. 2].

Аргументацию начните с комплимента оппоненту. Никогда не принижайте его, предоставляйте ему возможность сохранить престиж. Выразите уверенность, что оппонент сам сумеет исправить ошибки, если они очевидны.

Если часто повторять человеку: «Ты умная девочка» или «У тебя с этим получается отлично», хотя это действительно не так, то спустя какое-то время ты действительно поверишь в свою способность и попытаешься реализовать существующую возможность.

Под воздействием внушения появляется ощущение окончательного удовлетворения, мечты, желания, потребности человека улучшения каких-то своих черт. По сути, потребность не полностью будет удовлетворена, а ощущение удовлетворения и появление позитивных эмоций на этом основании будет реальной.

5. Существуют правила использования "золотых слов". Не зная их и не обижая, вы можете против своей воли превратить "золотые слова" в клише. Комплимент отличается от лести собственно тем, что в нем хранится слабое преувеличение. Льстец сильно преувеличивает достоинства собеседника. Например, "этот цвет тебе очень идет" (комплимент) и "ты самая красивая" (лесть). Лесть более жесткая, чем комплимент, и, в большинстве случаев, можно ее отвергнуть в качестве неправдоподобия. Лестьпредставляет собой, в отличие от комплимента, разновидность обмана, преувеличивающего достоинства и успехи личности [9, с. 8]. Но есть те, кто любит лесть.

Слова должны быть короткими, содержать в себе одну-две мысль. Следует избежать двусмысленных высказываний. Надо говорить комплименты как можно больше. Именно с помощью практики можно достичь легкости и нежности комплиментов, которые делают его естественными и неповторимыми. Комплимент начнется с того, что хочется ему сказать его. Люди склонны к комплиментам, поэтому легко прощают небольшие возможные ошибки. Потому что мужчины не склонны к комплиментам, они более требовательны к своим качествам. Когда произносят комплимент, лицо озаряет улыбка. Хорошая настроение и улыбка передаются собеседнику. Вот почему комплименты полезны всем участникам разговора.

6. Техника слушания. В детстве все помнят простые правила, что невозможно перебивать беседу, нужно до конца слушать, обратить внимание на нее. Для терпеливого и внимательного слушания собеседника требуется немало времени, потому что не все могут излагать свою мысль ясно и понятно. Также мы должны слушать заявления, не имеющие никакого отношения к делам. Если ты все еще слушаешь собеседника – удовлетворяешь его потребности, получишь позитивные эмоции, связывая их с вашей волей. Поскольку ты являлся источником таких позитивных эмоций, то они «вернутся» в виде маленького усиления к тебе симпатии, т.е. в виде появившихся или растущих влечений [5, c. 28].

7. Прием личной жизни. Каждый, кроме официальных интересов, обладает личным интересом. Эмпирическое наблюдение установило, что если беседа ведется с человеком по личному интересу, это влечет за собой повышенную вербальную активность, сопровождающуюся положительными чувствами.

С помощью таких приемов никого невозможно убедить, никто не может ничего доказать, но можно лишь расположить оппонента к себе. Как показывает практика: кого легче убедить в своей правоте: того, кто относится к вам с искренней симпатией, или того, кто относится к вам с явной антипатией? Ответ очевиден. При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально-позитивное отношение и, наоборот, труднее принимают (и нередко отвергают) позицию того человека, к которому испытывают эмоционально-негативное отношение.

Используемые источники

Мордовина Л. В. Речевой этикет // Аналитика культурологии. 2010. №18. URL

Неклюдов В. Д. Искусство спора // Вестник БГУ. 2013.

Дейл Карнеги как приобретать друзей и оказывать влияние на людей // Москва 1989

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. Учебное пособие // Ростов на Дону Феникс 2012

Гиппенрейтер Ю.Б. Чудеса активного слушания // АСТ Москва 2014

Мурашов А. А. Безотказные риторические приёмы // Народное образование. 2015. №6 (1449). URL

Гордеева М. А. Управление конфликтами: поиск пространства для переговоров // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2007. №1. URL

Крылов И. В. Полное собрание сочинений. Т.З.М. ОГИЗ 1946

Опарина Е. О. 2012. 01. 017. Седов К. Ф. Дискурс как суггестия: иррациональное воздействие в межличностном общении. - М. : лабиринт, 2011. - 336 с. - библиогр. : С. 321-332 // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 6, Языкознание: Реферативный журнал. 2012. №1. URL

Просмотров работы: 222