Оценка и сравнительный анализ способности к кинестетическому дифференцированию рук и ног студентов младших курсов - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Оценка и сравнительный анализ способности к кинестетическому дифференцированию рук и ног студентов младших курсов

Ивонинский А.С. 1, Шаренкова Л.А. 1
1"Северный государственный медицинский университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Здоровье человека, в том числе, определяется уровнем развития его двигательной деятельности. Двигательная реакция человека на разнообразные ситуации является врожденной и носит приспособительный характер. Чем большим набором двигательных действий и умений обладает человек, тем легче ему выполнить то или иное движение (действие) в повседневной жизни и трудовой деятельности. Двигательная деятельность человека проявляется через физические качества, такие как: сила, быстрота (скорость), выносливость, ловкость и координация. Значимость координации движений в меняющихся условиях постоянно повышается. Многочисленные исследования координационных способностей показывают, что они имеют специфику не только в различных видах двигательной деятельности человека, но имеют решающее значение для многих видов трудовой деятельности, в том числе и врачебной. Так, из физических качеств, имеющих решающее значение в операционной деятельности хирурга, опрошенные отметили точность движений (46,8%), ловкость (66,3%). А трудовая деятельность врача-стоматолога связана с выполнением дифференцированных, тонких по координации микро-движений пальцами и кистями рук. Координационные способности это - умение дифференцировать свои двигательные действия во времени, в пространстве и по степени приложения мышечных усилий. [1,2,3,4,5.6,7]

Для оценки специфических координационных способностей, в частности, для оценки способности к кинестетическому дифференцированию, нами были протестированы студенты-медики младших курсов СГМУ в количестве 98 человек. Из них 68 девушек и 30 юношей. Для оценки способности к кинестетическому дифференцированию использовали тест – точное катание мяча рукой и ногой массой 1 кг (Р. Юнг, модификация А.В. Вишнякова). Результат - среднее отклонение (в см) из 3 попыток. Также определялась разность между показателями ведущей и не ведущей руки и правой и левой ноги.

В результате проведённого исследования были получены следующие данные. Среди девушек тест без отклонений (точное попадание мяча на линию) выполнили 44,1% (30 человек) ведущей рукой и 38,2% (26 человек) не ведущей рукой. Отклонение мяча ведущей рукой в среднем составило 13,1 см, не ведущей рукой – 18,2 см. У юношей тест без отклонений (точное попадание мяча на линию) выполнили 60,0 % (18 человек) ведущей рукой и 43,3 % (13 человек) не ведущей рукой. Отклонение мяча ведущей рукой в среднем составило 13,3 см, не ведущей рукой – 12,9 см. Таким образом, при катании мяча правой и левой руками у юношей различий в отклонении мяча не выявлено, что свидетельствует о пропорциональном развитии силы обеих рук. Но в тоже время, результат указывает на недостаточность развития координационных способностей, в частности, к кинестетическому дифференцированию. При катании мяча правой и левой руками у девушек выявили разницу в отклонении мяча между ведущей и не ведущей рукой. Разница составляет 5,1 см, что может свидетельствовать о непропорциональности развития силы рук и недостаточном развитии координационных способностей к кинестетическому дифференцированию.

При выполнении данного теста ногами, получили следующие результаты. 16,7% (5 человек) юношей выполнили правой ногой тест без отклонения мяча (точное попадание на линию) и 23,3% (7 человек) левой ногой. Отклонение мяча при катании правой ногой составило 15,3 см, а левой ногой – 12,6 см. У девушек тест без отклонения мяча при катании правой ногой выполнили 39,7% (27 человек), левой ногой – 32,3% (22 человека). Отклонение мяча при катании правой ногой составило 17,0 см, а левой ногой – 14,5 см. Отклонения мяча при катании левой ногой и у юношей, и у девушек меньше, чем правой ногой. Можно предположить, что левая нога у большинства студентов является толчковой или опорной ногой.

Таким образом выяснили, что кинестетическая координация верхних конечностей (рук) значительно выше, чем кинестетическая координация нижних конечностей (ног), как у юношей (60,0% и 16,7% соответственно), так и у девушек (44,1% и 39,7% соответственно). У юношей выявлено пропорциональное развитие силы, ведущей и не ведущей руки (отклонение мяча от линии составило 13,3 см и 12,9 см соответственно), а у девушек непропорциональное развитие силы рук (13,1 см и 18,2 см соответственно). Кроме того, кинестетическая координация верхних конечностей у юношей выше, чем у девушек (60% и 44,1% соответственно), а кинестетическая координация нижних конечностей у девушек выше, чем у юношей (39,7% и 16,7% соответственно).

Список используемой литературы:

Бойченко, С.Д., Якунин Е.М. Состояние проблемы координации движений и координационных способностей в теории и методике физического воспитания //Современные технологии подготовки в спортивных и боевых видах единоборств: материалы VШ Международной научной сессии по итогам НИР за 2004 г. /БГУФК. – Минск, 2005. – С.47-53.

Горская И.Ю., Афанасьева И.В., Ревенко Е.М. Оценка и совершенствование координационных способностей у студентов /Монография. – Омск:СибАДИ, - 2014. – 213 с.

Варламов Д.Б., Егорычева Е.В., Чернышева И.В., Шлемова М.В. Координационные способности и факторы, влияющие на их развитие // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2.;URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15686

Галимова А.Г., Цинкер В.М. Координационные способности как фактор повышения кондиций человека //Вестник Бурятского гос. университета. – 2014, - № 13. – С.51-56.

Менхин Ю.В. К проблеме понимания и формирования двигательного навыка //Теория и практика физической культуры – 2007, №2. – С.12-17.

Серикова Ю.И., Александрова В.А., Нечаева А.Ю. Координационные способности: определение, основные подходы к изучению, современные средства и методы развития // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018 - № 6 (160), - С. 225-232.

Тухватулин Р.М. Основы методики воспитания координационных способностей спортсмена/ Лекция для студентов высших учебных заведений физической культуры. – Смоленск: СГАФКСТ, 2008. – 21 с.

Просмотров работы: 43