БАДМИНТОН КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ЗРЕНИЯ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

БАДМИНТОН КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ЗРЕНИЯ

Зимина В.С. 1, Мищенко И.В. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящий момент проблемы, связанные со зрением, приобретают все большее распространенность, поскольку появилось много факторов, которые ухудшают общее здоровье человека, в том числе и зрительные способности. Наиболее распространенными дефектами зрения на данный момент являются близорукость или миопия, дальнозоркость или гиперметропия, астигматизм, цветовая слепота или дальтонизм, а также цветовая агнозия. Подобные несовершенства могут сказаться на личном комфорте человека, его возможностях. Учитывая современный уровень развития обществе, людям с различными зрительными недостатками доступен достаточно широкий спектр различных способов борьбы с ними: в их числе лазерная коррекция зрения, ношение специальных контактных линз, различные техники гимнастики для глаз и т.д. Наряду с перечисленными методами можно назвать еще один менее популярный, но эффективный способ улучшить зрения – занятия бадминтоном. Систематические занятия именно данным видом спорта с большой вероятностью могут дать положительный эффект.

Специфичный характер влияния на зрение такого вида спортивных занятий как бадминтон обусловлен особенностями строение глаза. Глаз состоит из глазного яблока, содержащего фоторецепторные (нейросенсорные) клетки, и вспомогательного аппарата, к которому относятся веки, слезный аппарат и глазодвигательные мышцы. Глазное яблоко состоит из трех оболочек. Наружная оболочка глазного яблока выполняет защитную функцию, к ней прикрепляются наружные мышцы глаза. Наружная оболочка состоит из роговицы и склеры. Роговица является передним прозрачным отделом, а склера – задним непрозрачным отделом. Средняя оболочка в основном принимает участие в обменных процессах. Она имеет в своем строении три части: радужку, цилиарное тело и собственно сосудистую – хориоидею. Внутренняя чувствительная оболочка глаза – это сетчатка. Сетчатка является достаточно сложной структурой. Она представляет собой тонкий слой нервной ткани, расположенный с внутренней стороны задней части глазного яблока. Сетчатка отвечает за восприятие изображения, которое проецируется на нее при помощи роговицы и хрусталика, и преобразовывает его в нервные импульсы, которые затем передаются в головной мозг.Оболочки глаза вместе со своими производными образуют три функциональных аппарата: светопреломляющий, аккомодационный и рецепторный. Светопреломляющий аппарат состоит из роговицы, состоящей из пяти слоев, хрусталика, стекловидного тела, а также жидкостей передней и задней камер глаза. Основная его функция – преломить световые лучи и сфокусировать их на сетчатке. Аккомодационный аппарат глаза включает в себя радужку, а также ресничное тело с ресничным пояском. Этот аппарат нужен для изменения формы и преломляющей силы хрусталика, фокусировки изображения на сетчатке, а также приспособления глаза к интенсивности освещения. Рецепторный аппарат глаза представлен зрительной частью сетчатки, содержащей фоторецепторные клетки, а также тела и аксоны нейронов, образующих зрительный нерв. Сетчатка обеспечивает цветовое зрение. Также существует так называемый вспомогательный аппарат глаза. Он включает в себя глазные мышцы, веки и слезный аппарат [1]. Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что глаз как орган является очень сложной структурой, каждая из составляющих которой имеет определенные функции. Системная работа всех составляющих обеспечивает нормального функционирование органа, что выражается в хорошем зрении.

Глаза человека находятся в постоянном напряжении. при этом подобное напряжение возрастает при использовании различных гаджетов долговременном нахождение в закрытом пространстве и других факторов, которые являются неотъемлемой частью общественной жизни. Также глаза постоянно выполняют определенные движения различного характера: то двигаются быстро и скачкообразно, то плавно следят за каким-либо объектом [2]. Для снятия такого напряжения существует определенная методика упражнений, которая называется лечебной физической культурой (ЛФК). ЛФК снимает усталость глазных мышц, способствует их расслаблению после длительной нагрузки. В сочетании с общеукрепляющей физкультурой и здоровым образом жизни ЛФК дает положительный эффект. При этом очень важно, чтобы нагрузка при выполнении упражнений была адекватна, так как при избыточном старании результат может быть негативным: ломота в глазах, ощущение песка, мелькание точек и кругов и др. При обнаружении дискомфорта во время выполнения лечебного комплекса упражнений для глаз занятие рекомендуется прекратить, а в дальнейшем – снизить нагрузку. При соблюдении всех рекомендаций ЛФК может дать положительный результат, который включает в себя повышение остроты зрения, расслабление глазных мышц, снижается уровень усталости. В ЛФК нуждаются как люди, имеющие определенные проблемы со зрением, так и абсолютно здоровые граждане, поскольку подобный комплекс направлен не только на решение проблем, связанных с глазным аппаратом, но и на предупреждение их появления [3].

Бадминтон как вид спорта может выступать в качестве лечебной физической культуры. По своей сути бадминтон является игрой, в которой игроки наносят удары при помощи специальной ракетки по волану, стараясь сделать так, чтобы волан коснулся земли на стороне противника [4]. Занятия данным видом спорта оказывают комплексное воздействие на организм человека, развивает силу, выносливость, координацию и быстроту движений, улучшает подвижность суставов, делает возможным приобретение широкого круга двигательных навыков. Бадминтон также является средством восстановления сенсорной системы человека, в частности органа зрения [5]. Исследования показывают, что бадминтон оказывается положительное воздействие не только на физические качества человека, но и на зрительные способности. В 2019 году Общероссийской спортивной общественной организацией «Национальная федерация бадминтона в России» было проведено исследование на тему пользы занятий бадминтоном при профилактике и лечении миопии и других заболеваний глаз. Результаты данного исследования позволяют сказать о благотворном влиянии этого вида спорта, а именно у наблюдаемых:

повысилась острота зрения;

снизился либо был устранен в принципе спазм аккомодации;

аккомодация повысилась на 30%;

усилился кровоток в глазной артерии и центральной артерии сетчатки;

увеличилась длина глаза;

прогрессирование глазных заболеваний замедлилось;

отмечена тенденция к увеличению толщины хориоидеи (собственно-сосудистой оболочки глаза;

нормализовался тонус цилиарной мышцы глаза;

укрепился связочный аппарат хрусталика;

улучшилось качество зрения [6].

Также благотворное воздействие бадминтона для профилактики возникновения заболеваний глаза подтверждают исследования ФГУ «Московский НИИ глазных болезней им. Гельмгольца». Резюмируя данные, полученные в результате исследований, можно сказать, что занятия бадминтоном активизируют процессы, направленные на улучшение зрения. Занятия, проводимые по специальным методикам, дают видимый результат.

Отвечая на вопрос, почему именно такой вид спорта как бадминтон способствует решению проблем со зрением, важно заметить, что главным фактором в данном случае является то, что бадминтон аккомодацию, то есть, обеспечивает четкую фиксацию зрения на различных рассматриваемых предметах, находящихся на различном расстоянии от глаза [7]. В ходе продолжительных исследований специалисты сделали заключение, что бадминтон является наилучшим видом спорта, улучшающими кровообращение органов зрения, т.к. волан, приближающийся и удаляющийся от глаза в процессе игры, очень хорошо тренирует глазодвигательный аппарат [8]. Во время тренировок и матчей по бадминтону задействованы все группы мышц, в том числе мышцы глаз и воротниковой зоны. Слежение за воланом в процессе игры аналогично упражнениям, которые рекомендуют офтальмологи в качестве гимнастики для глаз. То есть в процессе игры человек выполняет те же упражнения, но практически бессознательно.

Подводя итог, можно прийти к утверждению о том, что бадминтон действительно положительно влияет на зрение человека. Техника данного вида спорта достаточно проста, а значит – доступна практически всем людям с различным уровнем физической подготовки. Схожесть бадминтона с лечебной физической культурой позволяет в процессе игры не только улучшать свою физическую форму, но и поддерживать здоровье глаз.

Список используемой литературы

Габдрахманова, А. Ф. Значение строения и функции органа зрения в клинической практике [Текст] : учеб. пособие / А.Ф. Габдрахманова, Ф.А. Каюмов, С.Р. Авхадеева // ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России. – 2016. – 72 с.

Демирчоглян, Г. Г. Удучшаем зрение [Текст] : учеб. пособие / Г. Г. Демирчоглян, А. Г. Демирчоглян // ЭКСМО. – 2003. – 48 с.

Патрушева, Л. В. Лечебная физическая культура при заболеваниях органов зрения [Текст] учеб. пособие / Л. В. Патрушева // Амурский гос. ун-т. – 2018. – 27 с.

Смирнов, Ю. Н. Бадминтон [Текст] : учеб. пособие / Ю. Н. Смирнов // Москва, Советский спорт. – 2011. – 149 с

Турманидзе, В. Г. Влияние занятий бадминтоном на уровень физической подготовленности, функциональных возможностей и физического здоровья лиц с нарушением зрения, обучающихся в образовательных учреждениях [Текст] / В. Г. Турманидзе, Т. В. Синельникова, А. В. Турманидзе // Вестник Омского университета. – 2013. – №4. – С. 277-281.

Тарутта, Е. П. Влияние занятий бадминтоном на рефракцию, аккомодацию и гемодинамику глаз с миопией [Текст] / Е. П. Тарутта, Н. А. Тарасова, С. В. Милаш, Г. А. Маркосян, К. А. Рамазанова // Современная оптометрия. – 2019. – №1. – С. 22-29.

Коломейцева, Е. Б. Физическая культура. Бадминтон: особенности общей физической подготовки [Текст] : учеб. пособие / Е. Б. Коломейцева // Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – 2019. – 102 с.

Брель, П. Ю. Бадминтон в системе физического воспитания вуза [Текст] : учеб. пособие / П. Ю. Брель, В. В. Шохирев, И. И. Изотова // ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, кафедра физического воспитания. – 2016. – 109 с.

Просмотров работы: 231