Комплекс оздоровительной гимнастики при сутулости у детей, занимающихся боксом - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Комплекс оздоровительной гимнастики при сутулости у детей, занимающихся боксом

Пономарев Д.Е. 1, Шихов А.В. 2
1УрФУ, ИФКСиМП, 49.04.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
2Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики, кафедра теории физической культуры, доцент
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В предшествующем исследовании нами в ходе выполнения констатирующего эксперимента на базе секции бокса МОО «Золотые перчатки» города Первоуральска Свердловской области были выявлены многочисленные недостатки тренировочного процесса юных боксёров [5]. Прежде всего это касалось отсутствия каких-либо восстановительных и оздоровительных мероприятий, что сказывалось как на состоянии здоровья детей в целом, так и на функции позвоночного столба, в частности. Примерно у ⅔ занимающихся визуально определялась лёгкая степень сутулости, которую мы расценили как предпатологическое состояние, ещё не требующее лечения, но уже нуждающееся в педагогических средствах устранения.

Не слишком утешительные результаты констатирующего эксперимента мотивировали нас на более углублённое изучение проблемы. Анализ спортивно-медицинской и спортивно-педагогической литературы показал, что повышение оздоровительной эффективности физического воспитания юных боксёров исследователи связывают в основном с использованием различных физических упражнений в рамках лечебной физической культуры. Это прежде всего гимнастические упражнения, способствующие снижению степени функциональных нарушений позвоночника, в том числе при предпатологических его состояниях, к которым относят и начальные стадии сутулости [2, 3]. Особенно перспективными для практики детско-юношеского бокса представляются так называемые корригирующие упражнения [7].

Однако, нам не встретилось работ по применению специфических оздоровительных упражнений у детей и подростков, занимающихся боксом, которые можно было бы внедрить в виде конкретных комплексов в тренировочный процесс боксёров с сутулостью.

Цель настоящего исследования – разработать специфический оздоровительный комплекс, включающий упражнения для коррекции осанки у детей, занимающихся боксом.

Решению данной проблемы был посвящён следующий, преобразующий педагогический эксперимент. В нём участвовали 14 мальчиков 8–12 лет из секции бокса «Золотые перчатки» города Первоуральска Свердловской области. У всех имелась незначительная сутулость, которую мы расценили как лёгкую степень нарушения осанки (предпатологическое состояние), нуждавшуюся в педагогических средствах устранения или уменьшения.

Испытуемые были разделены на контрольную и экспериментальную группы, в каждой по 7 человек. Контрольная группа выполняла традиционные и общеизвестные лечебные гимнастические упражнения из арсенала лечебной физической культуры (ЛФК), основанные на рекомендациях из работы А. Н. Мельникова (2015), 2 раза в неделю по 10 мин в течение 1,5 месяцев [4]. Лечебный комплекс являлся составной частью тренировок и применялся после основной части занятия.

Для экспериментальной группы использовался в качестве дополнительного к основной тренировочной программе специализированный комплекс оздоровительных упражнений, основанный на методике С.М. Бубновского (2017) [1]. Мы модифицировали эти упражнения, видоизменив их частично и сделав акцент на коррекцию осанки юных боксёров.

Предлагаемая нами методика отличается от кинезиотерапии С.М. Бубновского сочетанием в едином комплексе гимнастических упражнений как на тренажёрах, так и со свободными отягощениями для акцентированного воздействия на мышцы туловища, а также наличием декомпрессионных упражнений. Кроме того, метод С.М. Бубновского имеет преимущественно лечебную направленность и больше ориентирован на реабилитацию взрослых спортсменов, особенно после травм. Мы постарались сделать акцент на оздоровительном и корригирующем компоненте комплекса и адаптировать его к практике детско-юношеского бокса.

Оздоровительный комплекс также выполнялся детьми 2 раза в неделю по 10 мин в течение 1,5 месяцев в рамках тренировочного процесса ближе к концу занятия. Всего в контрольной и экспериментальной группе было запланировано и выполнено 12 занятий дополнительными лечебными и оздоровительными упражнениями.

Комплекс для контрольной группы состоял из следующих упражнений:

Ходьба на прямых и слегка согнутых ногах с гимнастической палкой на соединённых лопатках. Длительность упражнения 4560 сек.

И. п. стоя. Поднять руки вверх, прямую ногу отвести назад, прогнуться, вернуться в и. п. Повторить 4 раза.

И. п. стоя, ноги врозь, руки на поясе. Пружинистые наклоны назад, подавая таз вперёд. Повторить 4–6 раз.

И. п. стоя на коленях. Сесть на пятки, руки на полу. Поднимаясь с пяток подать таз вперёд, голову отвести назад, держать 23 сек. Повторить 4 раза.

И. п. стоя на коленях. Не сгибаясь в тазобедренных суставах, медленно наклонить туловище назад, вернуться в и. п. Повторить 68 раз.

И. п. стоя на четвереньках. Сильно втянуть живот и выгнуть спину в поясничном отделе позвоночника, держать 57 сек. Повторить 68 раз.

И. п. лёжа на животе, руки соединены за спиной. На счёт «раз» слегка поднять голову и плечи, руки отвести назад. На счёт «два – шесть» держать мышцы напряжёнными, «семь – восемь» вернуться в и. п. Повторить 46 раз.

И. п. лёжа на животе. Взяться двумя руками за голеностопные суставы, прогнуться, раскачиваться вперёд и назад. Повторить 68 раз.

Комплекс для экспериментальной группы включал следующие упражнения:

1. И. п. – упор коленом левой ноги на универсальную скамью и левой рукой в спинку универсальной скамьи (угол порядка 45°–60°). Правой рукой взяться за ручку эспандера. Кисть правой руки – в сагиттальной плоскости, правая нога стоит на полу сзади от центральной оси тела в удобной опорной позиции, прямая. Эспандер закреплён перед занимающимся с нижнего блока. Тяга правой рукой снизу-вверх, туловище находится в статичном положении. 12–15 повторений. Тоже самое с упором на правую ногу, левой рукой.

2. И. п. – сидя на универсальной скамье. Хват двумя руками за ручки эспандера, во фронтальной плоскости Эспандер закреплён над головой занимающегося. Тяга руками с верхнего блока сверху-вниз во фронтальной плоскости. При сгибании рук в локтевом суставе грудь подать вперёд, плечи отвести назад, свести лопатки вместе. 12–15 повторений.

3. И. п. – сидя на универсальной скамье. Хват двумя руками за ручки эспандера во фронтальной плоскости, руки полусогнуты в локтевом суставе кисти рук в сагиттальной плоскости. Эспандер закреплён над головой занимающегося на двух параллельных точках. Приведение рук с верхнего блока сверху-вниз во фронтальной плоскости. При приведении рук угол в локтевом суставе не менять, свести лопатки вместе. 12–15 повторений.

4. И. п. – сидя на универсальной скамье. Хват двумя руками за ручки эспандера, кисти рук в сагиттальной плоскости. Эспандер закреплён перед занимающимся на уровне высоты пояса верхних конечностей. Тяга двумя руками к груди. В конечной точке тяги отвести плечи назад и свести лопатки вместе. 12–15 повторений.

5. И. п. – сидя на универсальной скамье. Хват двумя руками за ручки эспандера, кисти рук в горизонтальной плоскости. Эспандер закреплён перед занимающимся с нижнего блока. Тяга двумя руками к груди. В конечной точке тяги свести лопатки вместе. 12–15 повторений.

6. И. п. – лёжа на животе. Хват двумя руками за ручки эспандера, кисти рук во фронтальной плоскости. Эспандер закреплён с нижнего блока. Тяга руками сверху-вниз во фронтальной плоскости. При тяге вниз прогнуться в грудном отделе, плечи отвести назад и свести лопатки вместе.

7. И. п. – упор левой прямой рукой и левым коленом в универсальную скамью. Правая нога стоит на полу сзади от центральной оси тела в удобной опорной позиции, прямая. Правая рука с гантелей опущена вниз. Сгибание правой руки вдоль туловища, максимально поднимая локоть руки вверх с максимально возможным разворотом (ротацией) туловища в грудном отделе. То же самое левой рукой. Вес гантели от 1 до 2 кг, 12–15 повторений.

8. И. п. – упор коленом левой ноги на универсальную скамью и левой рукой в спинку универсальной скамьи (угол порядка 45°−60°). Правой рукой взяться за ручку эспандера. Кисть правой руки в горизонтальной плоскости. Правая нога стоит на полу сзади от центральной оси тела в удобной опорной позиции, прямая. Эспандер закреплён перед занимающимся на уровне пояса верхних конечностей. Тяга правой рукой назад, локтевой сустав находиться в горизонтальной плоскости, туловище находится в статичном положении. 12–15 повторений. То же самое с упором на правую ногу, левой рукой.

Предлагая приведённый выше оздоровительный комплекс, мы считаем, что эффективность корригирующих упражнений, основанных на методике С. М. Бубновского (2017), обусловлена их спецификой [1]. Данные упражнения выполняются на тренажёрах блочного типа, либо с использованием амортизирующего манжета. Это позволяет точно дозировать нагрузку, изменяя вес блока или натяжение манжета, локально воздействуя на одну группу мышц. Предполагаем, что такое акцентированное воздействие поможет достичь более стойкого эффекта в сравнении с традиционными гимнастическими упражнениями. В этом случае вероятность рецидива нарушения осанки сводится к минимуму.

Ещё одним преимуществом экспериментальной методики является то, что используемые упражнения являются декомпрессионными. С. М. Бубновский (2017) считает нецелесообразным давать силовые нагрузки, особенно в препубертатном и пубертатном возрасте, не имеющие декомпрессионного режима при движениях [1]. С этим тезисом мы согласны. Декомпрессионные упражнения за счёт внешнего отягощения позволяют растягивать мышечные волокна в процессе выполнения и за счёт того же внешнего отягощения обеспечивают дозированную нагрузку на определённую мышцу, либо группу мышц.

Тренеру важно помнить, что деформации осанки даже лёгкой степени способны существенно снижать показатели спортивной работоспособности занимающихся [7]. Как следствие, юный спортсмен может не выдерживать ту нагрузку, которую требует от него тренер, и у него закономерно возникнут не только трудности при сдаче контрольных нормативов, но и, главное, проблемы со здоровьем [6].

Новизна исследования заключается в том, что нами разработан специфический комплекс оздоровительных упражнений, в основу которого положена модифицированная методика кинезиотерапии. Указанный комплекс предложен к применению в тренировочном процессе юных боксёров с лёгкой степенью сутулости, которая не требует лечения, но должна устраняться педагогическими средствами. В рамках проводимого педагогического эксперимента планируется произвести сравнительный анализ специфического оздоровительного комплекса с неспецифическим комплексом лечебной гимнастики. Полученные результаты предполагается обсудить в ходе дальнейших исследований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бубновский С. М. Домашние уроки здоровья. Гимнастика без тренажёров. 50 незаменимых упражнений для дома и зала / С. М. Бубновский. – Москва : Э, 2017. – 352 с. – ISBN 978-5-699-94519-1.

Использование физических упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста / Н. С. Коломийцева, А. М. Доронин, В. И. Жуков [и др.] // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2019. – № 4. – С. 12–17.

Капелян Р. В. Рациональный подбор средств спортивной тренировки для коррекции опорно-двигательного аппарата юных боксёров / Р. В. Капелян, А. Е. Бондаренко // Современные подходы к совершенствованию физического воспитания и спортивной деятельности учащейся молодёжи : Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Владимир : ВлГУ, 2020. – С. 45–51.

Мельников А. Н. Коррекция нарушений осанки средствами физической культуры : методическая разработка [Электронный ресурс] / А. Н. Мельников. – 2015. – Режим доступа : https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/obobschenie-opytom/135815-korrekcija-osanki-sredstvami-fizicheskoj-kult (10.01.2023).

Пономарёв Д. Е.Анализ специфики педагогических причин и условий возникновения сутулости у юных боксёров [Электронный ресурс] / Д. Е. Пономарёв, А. В. Шихов // Студенческий научный форум 2022 :XIV Международная студенческая научная конференция. Направление: Педагогические науки. Секция: Актуальные проблемы исследований в сфере физической культуры и спорта. – 2022. – Режим доступа : https://scienceforum.ru/2022/article/ 2018028901 (10.01.2023).

Селитреникова Т. А. К вопросу совершенствования тренировочного процесса боксёров на этапе начальной подготовки / Т. А. Селитреникова // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2019. – Т. 18. – № 2 (40). – С. 71–78.

Тихамиров А. Ю. Лечебно-профилактическое значение корригирующей гимнастики у детей с нарушением осанки, занимающихся асимметричными видами спорта / А. Ю. Тихамиров, О. В. Миняева, Р. А. Тихомиров // Интерактивная наука. − 2017. − №11 (21). – С. 24−27.

Просмотров работы: 16