Педагогические процессы, их разновидности в сфере физической культуры и спорта - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Педагогические процессы, их разновидности в сфере физической культуры и спорта

Демина К.С. 1
1Уральский Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Физическая культура и спорт являются важнейшими факторами укрепления здоровья и поддержания физической формы. Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная сфера, это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и форма физического совершенствования человека. Спорт – неотъемлемая часть физической культуры, основанная на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней при стремлении занимающихся к достижению максимального результата.

С ростом спроса на уроки физкультуры растет и потребность в обучении профессионалов. Нужна педагогика для правильной подачи информации и хорошей работы с людьми. Педагогика — это наука о воспитании и воспитании человека, преимущественно в детском и юношеском возрасте. Но педагогический процесс происходит на протяжении всей жизни человека во всех сферах деятельности. Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие старшего и младшего поколений с целью передачи и усвоения социального опыта, необходимого для жизни и работы в обществе с пожилыми людьми. Этот процесс может быть и реципрокным, то есть передача информации младшими и развитие старших.

Педагогика включает в себя три основных и главных аспекта: воспитание, обучение и образование. Дынные аспекты связаны между собой, и в процессе обучения одно плавно вытекает из другого, но получение данных аспектов не возможно без воздействия педагогического процесса. Педагогический процесс – это целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности воспитанника [3].

Основной движущей силой всего педагогического процесса является его внутренняя противоречивость. Сущность противоречий заключается в постоянно возникающих несоответствиях между требованиями, которые выдвигает общество к обучению и воспитанию людей, а также реальными возможностями их осуществления. Если требования предложенные в педагогическом процессе являются слишком легкими, то они не способствуют развитию личности, если же требования наоборот слишком сложны, но при этом не подкреплены соответствующими условиями, то возникает неразрешимое противоречие, и поставленные цели педагогического процесса не могут быть достигнуты.

В физической культуре и спорте тоже существует понятие педагогики: Педагогика физической культуры и спорта — это предметное освоение человеком пространства физкультурно-спортивной деятельности, реализуемое в процессах обучения и воспитания [19]. Данные процессы играют непосредственную роль в жизни спортсмена, в процессе становления его личности, именно поэтому в спорте тоже необходимо педагогическое воздействие.

Воздействие может быть разным, технику преподавания педагог (тренер) выбирает сам, так как педагогическая техника спортивного педагога включает понятия техники и культуры речи, общения; вербального и невербального общения; саморегуляции психических состояний; внешний вид. Все эти факторы способствуют дальнейшему развитию профессиональной деятельности педагога и его учеников [16].

Педагогическая характеристика деятельности спортивного педагога рассматривает определённый ряд понятий: виды профессиональной деятельности; функциональные компоненты, этапы осуществления деятельности в учебно-воспитательном процессе [13]. Кроме этого, через формы деятельности спортивного педагога, профессиональные способности, оценку продуктивной деятельности, специфические особенности деятельности спортивных педагогов.

В педагогическом процессе выделяют 3 основные функции воспроизведения процесса: образовательная, воспитательная и развивающая [1].

Образовательная функция осуществляет формирование знаний, умений, навыков и непосредственное формирование опыта различной творческой деятельности. Выделяют общие знания и умения, которые необходимы каждому человеку, формирующиеся на каждом учебном предмете, и есть специальные знания и умения, которые зависят от специфики отдельных наук и учебных предметов [11].

Развивающая функция в процессе обучения, усвоения знания, формирования опыта деятельности непосредственно осуществляет развитие обучающегося. Развитие личности происходит в процессе деятельности, в педагогике – только в процессе личностно-ориентированной деятельности [21].

Воспитательная функция состоит в том, что в педагогическом процессе формируются нравственные и эстетические представления личности, ее мировоззрение, ценности, нормы и правила поведения, качества личности [5].

Зачастую успех образовательного процесса зависит от методов обучения, с помощью которых происходит усвоение знаний, умений и навыков, формирование их мировоззрения и развитие познавательных сил. Методы обучения служат главным инструментом педагога в процессе обучения. Используя методы, педагог передаёт свои знания, умение и навыки, а также формирует определённое мировоззрение. Существует большое количество методов обучения, рассмотрим самые актуальные и распространённые методы обучения [18].

Эта классификация делит методы обучения в зависимости от их характера познавательной деятельности учащихся при усвоении изучаемого материала:

– объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные);

– репродуктивные;

– проблемного изложения;

– частично-поисковые (эвристические);

– исследовательские.

Объяснительно-иллюстративный метод состоит в том, что преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти [5].

Репродуктивный метод предполагает, что преподаватель сообщает, объясняет материал и преподносит знания в готовом виде, а учащиеся усваивают их и могут воспроизвести, повторить способ деятельности по заданию преподавателя [2].

Метод проблемного изложения заключается в том, что преподаватель ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания [21].

Частично-поисковый метод получил свое название потому, что учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. Часть знаний передает преподаватель, другую часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания [10].

Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение учащимися знаний.

Средства обучения — это предметная поддержка учебно-познавательного процесса или то, с помощью чего организуется процесс обучения. К ним относят материально-технические средства, учебное оборудование, инвентарь, аппаратура, научно-методические пособия [22]. В педагогике дидактические средства делят на визуальные (зрительные) - таблицы, карты, рисунки, натуральные объекты и др.; аудиальные (слуховые) — радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т.п.; аудиовизуальные (зрительно-слуховые) — звуковой фильм, телевидение, видеозапись [3]. Средства обучения приносят пользу и становятся актуальными в процессе обучения при тесном взаимодействии с остальными компонентами.

Польский дидакт В. Оконь классифицировал средства обучения по возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика, выделяя простые и сложные средства [3].

Простые средства:

– словесные (учебники, журналы, методички и другие тексты);

– визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.).

Сложные средства:

– механические визуальные приборы (микроскоп, кодоскоп и пр.);

– аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио);

– аудиовизуальные (фильм, телевидение, видео);

–средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы,)

Педагогика физической культуры и спорта является достаточно молодой наукой. Некоторые научные деятели ещё с давних времён пытались ввести теоретические основы физической культуры в общую программу образования. Первым научным деятелем, которому удалось опубликовать теоретическую часть, стал Дж.Скалиджер в 1651 году, его книга называлась «Искусство физических упражнений» [4].

Основоположником теории физического воспитания является Пётр Францевич Лесгафт - создатель научной системы физического воспитания [13].

Особое внимание Лесгафт уделял воспитанию и совершенствованию морально-нравственных сторон личности путём физических упражнений и утверждал необходимость взаимосвязи физического воспитания с интеллектуальным, нравственным и эстетическим развитием человека. Пётр Францевич пробовал научить людей с наименьшим трудом в наименьший промежуток времени сознательно осуществлять наибольшую физическую работу [19].

Таким образом, можно сделать вывод, что Педагогика физической культуры – это наука, изучающая цели, содержание, закономерности воспитания (образования и обучения) при занятиях физическими упражнениями и спортом и управление этим процессом [1].

Основные привычки закладываются в детские годы и свидетельствуют о том, что физически активные дети, как правило, чаще становятся физически активными, дисциплинированными и здоровыми взрослыми. Физическое воспитание детей имеет огромное значение для дальнейшего будущего общества, цель физического воспитания это создание всех необходимых и благоприятных условий для формирования здоровой и физически крепкой личности. Именно поэтому во время планирования и проведения занятий по физической культуре, необходимо учитывать возрастные анатомо-физиологические особенности развития ребенка, а также создать все условия для нормального физического развития детей.

В детстве следует обращать внимание на физические способности детей для того, чтобы правильно обучить их тому или иному движению без вреда для их здоровья. Для этого необходимо знать методы обучения, а для их применения делать акцент не только на физические способности, морфологические особенности, но и на половое различие. Функциональные возможности осуществления интенсивной и длительной работы у мальчиков выше, чем у девушек. Период восстановления физиологических показателей до исходного уровня у мальчиков короче, чем у девушек [24]. Квалифицированный педагог должен обладать необходимыми знаниями для обеспечения правильной физической нагрузки исходя из полученных данных о его подопечных.

Физическое воспитание является одним из основных факторов социально­го влияния на физическое развитие. Под влиянием физического воспитания в определенных пределах могут изменяться отдель­ные показатели телосложения и психического состояния. Таким образом, физическое воспитание — один из факторов управления развитием ребёнка в физическом плане [13].

Как и педагогический процесс, физическое воспитание оказыва­ет разностороннее воспитательно-образовательное воздействие. Среди воспитательных задач есть характерные только для фи­зического воспитания и общие, которые способствуют воздействию на другие стороны воспитания и становления детского организма [10].

Спортивная тренировка представляет собой педагогический процесс, который направлен на достижение максимального для спортсмена результата. Обучение и тренировка — это единый педагогический процесс, который проводится с обязательным учетом основных принципов физического воспитания [7]. Спортивная тренировка имеет свои закономерности: направленность на высшие спортивные достижения, углубленную специализацию, а также единство общей и специальной подготовки, непрерывность, волнообразность динамики тренировочной нагрузки, цикличность [13]. 

В процессе спортивной тренировки решаются следующие задачи:
1) освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины;
2) совершенствование двигательных качеств и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательного упражнения и достижение планируемых результатов;
3) воспитание необходимых моральных и волевых качеств;
4) обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности;
5) приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности.

Важным звеном в структуре тренировки играет педагогический контроль. Совершенствование тренировочного процесса и объективная оценка эффективности не только обобщённого фактора, но и его составляющих, предполагает в качестве обязательного мероприятия проведение оперативного, текущего и этапного контроля [7]. Тренер обязан контролировать физическую подготовленность спортсмена, его дисциплинированность, эффективность на тренировке, психическое состояние. В случае сбоев тренер также должен осуществлять анализ и предпринять необходимые меры для устранения возникших проблем [10]. Именно поэтому педагогический контроль связан с получением информации о физическом, функциональном и психологическом состоянии организма спортсмена с целью проверки эффективности тренировочного процесса [17].

Главными задачами педагогического контроля включают в себя:

Оценка технической подготовленности.

Оценка действующей системы планирования тренировки.

Оценка темпов развития физических качеств.

Оценка уровня общей и специальной работоспособности (тренированности).

Оценка эффективности тренировочных средств и нагрузок

Важным фактором в педагогическом контроле непосредственно является оценка состояния, в котором прибывает спортсмен в настоящее время [18]. Полученные данные о состоянии спортсмена позволят тренеру качественно разобраться в организации и стратегии запланированных нагрузок, а также определить уровни развития физических качеств, , оценить соревновательную деятельность, техническую подготовленность спортсмена [16].

Главной целью спортивной тренировки является подготовка к спортивным соревнованиям, направленная на достижение максимального уровня подготовленности для спортсмена. В основу содержания спортивной тренировки входят многие стороны подготовки спортсмена: теоретическая, техническая, физическая, тактическая, психическая и морально-волевая. При взаимодействие они образуют сложный комплекс, который направлен на достижение наивысших спортивных показателей [11].

Интенсивные тренировочные и соревновательные нагрузки требуют высокой готовности. Высоких результатов может добиться лишь тот, кто борется за них с полной готовностью. Важными условиями этого являются заинтересованность и сильное увлечение физической деятельностью в большом спорте, и в избранном виде спорта [4]. Выбор целенаправленных способов формирования и развития спортивных интересов — это важная задача тренера. Решение данной задачи состоит в том, что тренер насыщает тренировку положительными эмоциями, показывает спортсмену ее перспективы [6].

Еще одним важный фактор успешной тренировки является — отличные доверительные отношения между тренером и спортсменом. Спортсмен ожидает от тренера руководства тренировочным процессом со знанием дела, на основе свежих научных данных, так, чтобы его личные усилия вели к успеху. Спортсмен хочет от тренера ясную и точную оценку своих достижений и возможностей, он ждет, что тренер будет заботиться о нем, руководить им и поддерживать его. Доверительные отношения между тренером и спортсменом положительно влияют на спортивные результаты, поведение спортсмена в коллективе во время тренировок и соревнований.

Для проведения успешной тренировки тренер должен применять различные методы, которые будет совершенствовать как тренировочный процесс, так и отношения между тренером и спортсменом.

В процессе спортивной тренировки используются две основные группы методов:
1) общепедагогические, которые включают словесные и наглядные методы;
2) практические, включают метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.

К словесным методам в спортивной тренировке, относятся: рассказ, объяснение, беседа, анализ, обсуждение и др. Данные методы часто используются в процессе подготовки квалифицированных спортсменов, чему способствуют специальная терминология, сочетание словесных методов с наглядными [10]. Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от умелого использования тренером спортивной терминологии [13].

К наглядным методам в спортивной практике относятся:

1) правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен;

2) демонстрация учебных фильмов, видеозаписи техники двигательных действий занимающихся, тактических схем на макетах игровых площадок и полей и др.;

3) применение простейших ориентиров, которые ограничивают направление движений, преодолеваемое расстояние и др.;

4) применение световых, звуковых и механических лидирующих устройств, в том числе и с программным управлением и обратной связью.
К методам, направленных на освоение спортивной техники, относят методы разучивания упражнений в целом (целостно-конструктивные) и по частям (расчленено-конструктивные). Также выделяют — непрерывные и интервальные методы. Непрерывные методы характеризуются однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. Интервальные методы предусматривают выполнение упражнений, как с регламентированными паузами, так и с непроизвольными паузами отдыха [2].

Непрерывные методы тренировки, применяемые в условиях равномерной и переменной работы, в основном используются для повышения аэробных возможностей, воспитания специальной выносливости к работе средней и большой длительности [13].

Игровой метод применяется в процессе спортивной тренировки не только для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, но и для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях [7].

Соревновательный метод включает в себя специально организованную соревновательную деятельность, которая выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса [5]. Применение данного метода связано с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психологическими возможностям спортсмена, который вызывает сильные сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы [13].

Таким образом, вышеперечисленные методы спортивной тренировки могут применяться в различных сочетаниях. При выборе и дальнейшем применении методов тренер должен следить за тем, чтобы они точно соответствовали поставленным задачам, а также возрастным и половым особенностям спортсменов, их квалификации и подготовленности.

Педагогический процесс входит во все сферы процесса обучения, в том числе он играет и не менее важную роль в сфере физической культуры и спорта. Педагогическое воздействие происходит за счёт 3 главных составляющих: воспитание, обучение и образование, которые помогают учащемуся (спортсмену) стать дисциплинированным , структурировать свои занятия спортивной деятельностью и способствуют выбору спортивного направления . Физическое воспитание формирует у детей большое количество полезных качеств ,таких как: упорство, дружелюбие, выдержку, справедливость, честность в борьбе, коллективизм и другие важные качества. Благодаря этим качествам достигается гармония физического и морального состояния человека, но не стоит забывать о том, что следует правильно распределять нагрузку, опираясь на большое количество факторов для того, чтобы не навредить.

Список литературы:

Акмеологические аспекты профессионально-педагогической деятельности специалиста по физической культуре и спорту: учебное пособие 2014–180 с.

 Барчуков, И.С. Физическая культура: методики практического обучения (для бакалавров) / И.С. Барчуков. - М.: КноРус, 2018. – 62 c.

Еркомайшвили, И. В. Педагогика физической культуры и спорта: учебное пособие / Г.А. Ямалетдинова, И.В. Еркомайшвили. Москва, 2020. 244 с. ISBN: 978-5-534-05600-6. Текст: непосредственный.

Малейченко, Е.А. Физическая культура. Лекции: Учебное пособие /

Е.А. Малейченко и др. – М.: Юнити, 2016. – 208 c.

Матвеев Л. П. МЗЗ Теория и методика физической культуры Учебник. для институтов физ. культуры 1991. — 543 с.

Меркурьев, К.Л. Педагогика физической культуры и спорта: учебное методическое пособие / Тольятти : ТГУ, 2009. – 69 с.

Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учебное пособие/ Б. Х. Ланда. Советский спорт, 2011. 348 с.

Мироненко Е. Н. Физическая культура /Е. Н. Мироненко, О. Л. Трещева,

Е.Б. Штучная, А.И. Муллер// М.: ИНТУИТ, 2012. 197 с.

Педагогика высшей школы (Егоров В. В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В. Г.) Новосибирск: САФБД, 2008. 260 с.

Педагогика физической культуры: учебник / под общей редакцией

В.И. Криличевского, А. Г. Семёнова, С. Н. Бекасовой//М.: КносРус, 2012. 320 с.

Педегогика физической культуры: учебник/Б.А. Карпушин// М.: Советский спорт. 2013. 304 с.

Профессионально-личностное развитие студента в образовательном пространстве физической культуры: монография / В. С. Макеева//М.: Орёл: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет- УНПК», 2013. 227 с.

Решетников, Н.В. Физическая культура: Учебник / Н.В. Решетников. – М.: Academia, 2015. – 480 c.

Сидоров А. А. и др. С34 Педагогика спорта: Учебник для студентов вузов М.: Дрофа, 2000. 320 с.

Солодков А. С. Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник. Изд. 6-е, 2016. 624 с.

Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. – Москва: учебник для высших учебных заведений физической культуры, 2016. – 609 с. – ISBN: 978-5-907225-17-6. – Текст: непосредственный.

Физическая культура: учебник / М.Я. Виленский, А. Г. Горшков. 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2016. — 214 с.

Физическая культура и спорт: методология, теория и практика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.С. Барчуков, А. А. Нестеров// под общей редакцией Н. Н. Маликова 3-е изд. М.: издательский центр «Академия», 2009. 528 с.

Физическая культура и спорт: учебное пособие 2018, Каткова А. М.,

Храмцова А. И., Московский педагогический государственный университет.

Физическая культура человека (основные понятия и ценности): учебное пособие 2020, Шеенко Е. И., Толистинов Б. Г., Халев И. А., Директ-Медиа.

Физическая культура: учебное пособие, Небытова Л. А., Катренко М. В., Соколова Н. И., Северо-Кавказский Федеральный университет (СКФУ)

Холодов Ж. К., Кузнецов B.C. X 73 Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений М.: Издательский центр «Академия», 2000. 480 с. ISBN 5-7695-0567-2.

Ширяева Е., Слепова Л.Н., Хаирова Т.Н., Дижонова Л.Б. Физическая культура и спорт в современной России // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 193–194.

Ямалетдинова Г. А. Педагогика физической культуры и спорта: курс лекций: /

Г. А. Ямалетдинова. Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский Федеральный университет. Екатеринбург //М.: Изд-во Урал. ун-та, 2014. 244 с.

Просмотров работы: 9