СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В АСПЕКТЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В АСПЕКТЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Гринева Е.А. 1, Кочетова М.Н. 1
1УлГПУ им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных условиях, в условиях изменений политического и экономического курса страны усугубились существующие и обозначились новые проблемы: повышение социальной напряженности в обществе, падение уровня жизни людей, нарушение или ослабление социальных институтов, призванных заниматься воспитанием подрастающего поколения, увеличение числа семей так называемой «группы риска».

Объективно существующая в обществе напряженность порождает и напряженность школьную, которая ощущается как состояние неуравновешенности, неопределенности, неустойчивости, незащищенности. В такой среде поведение подростков становится более неуправляемым и непредсказуемым. Как следствие, возрастает количество подростков девиантного поведения. Особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность подростков, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. В связи с этим сегодня остро встала проблема социальной профилактики девиантного поведения подростков в условиях образовательной организации.

Технологии социальной работы с подростками девиантного поведения разделяют на два направления: коррекционное (или социально-реабилитационное) и профилактическое. Их реализация опирается на социальную диагностику (выявление форм девиаций, изучение социальной среды, факторов, способствующих проявлению девиации) [1, с. 66].

Профилактика социальных отклонений имеет различные уровни ее воздействия. На основе вертикальной дифференциации выделяются уровни, которые:

а) предусматривают решение крупных социальных проблем жизнедеятельности общества;

б) предполагают предупредительно-профилактическое воздействие на конкретные социальные группы и слои населения;

в) непосредственно связаны с индивидуально-профилактическим воздействием на конкретных лиц с устранением личностных деформаций и позитивным изменением системы ценностных ориентаций [2, с. 143].

На сегодняшний день характер социальной профилактики существенно меняется, возникает необходимость использовать на практике рациональные, отвечающие современному уровню развития образования, методы и средства, более современные приемы социальной работы, принимать решения по социальной профилактике на основе высокого уровня знаний и профессиональных умений.

Для обоснования проблемы обратимся к анализу понятий «подростки с девиантным поведением», «социальная профилактика» и «проектирование».

П. Д. Павленок и М. Я. Руднева девиантное (отклоняющееся) поведение в своих исследованиях интерпретируют как «образ действий, поведение индивида, которые не соответствуют официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам)» [1, с. 239].

Социальная профилактика по Е.И. Холостовой - это система социальных мер, направленных на сохранение, защиту нормального уровня жизни людей и предотвращение психосоциальных отклонений путем устранения причин и условий их возникновения [4].

Проектирование (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд) - процесс создания проекта - прототипа новой системы (или её вариантов), удовлетворяющей предъявляемым к ней требованиям.

Таким образом, мы может обозначить, что социальная профилактика девиантного поведения подростков в условиях образовательной организации в аспекте проектирования - это прототип (проект) системы мер по предотвращению отклоняющегося от общественных норм поведения подростков.

Социальная профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации, общегосударственном, правовом, общественном, экономическим, медико-санитарным, так как социальные отклонения могут быть вызваны разными причинами и обстоятельствами.

Таким образом, работу специалиста по социальной работе по профилактике с подростками девиантного поведения можно рассматривать как двусторонний процесс: с одной стороны, процесс становления ребенка как субъекта социальной жизни, с другой - процесс создания педагогически целесообразной среды. Для этого требуется рассмотрение, прежде всего, теоретико-методологических подходов к решению проблемы социальной профилактики девиантного поведения подростков, исследование сущности, структуры и содержания социальной профилактики девиантного поведения подростков в образовательных учреждениях, выделение условий для эффективной и успешной реализации проекта, обоснование методики этого процесса.

Социальная профилактика девиантного поведения подростков в условиях образовательной организации в аспекте проектирования должна проводиться в форме четко выстроенной системы, запланированных действий, нацеленных главным образом на достижение желаемого результата, но в то же время и на предотвращение возможных негативных явлений.

В профилактической работе важное значение имеет исследование всей совокупности причин, побудительных мотивов, обстоятельств и действий подростка, социальных групп, окружающих его и способствующих девиантному поведению.

Таким образом, проектирование социальной профилактики девиантного поведения подростков в условиях образовательной организации позволит строить профилактическую работу адекватно обстоятельствам, выбирать стратегии с учетом всех особенностей подростков девиантного поведения и приведет к положительным, главное - желаемым результатам.

Список литературы:

Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы [Текст] // Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2019. 349 с.

Ковальчук М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2010. 286 с.

Социальная работа: учебное пособие / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, С.В. Бойцова и др.; под ред. Н.Ф. Басова. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и Ко, 2015. 352 с.

Холостова Е.И., Кононова Л.И. Технология социальной работы : учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2014. 503 с.

Просмотров работы: 39