Социальная реабилитация совершеннолетних недееспособных граждан в условиях общественной организации - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Социальная реабилитация совершеннолетних недееспособных граждан в условиях общественной организации

Гринёва Е.А. 1, Халикова И.Ф. 1
1УлГПУ им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Положение недееспособных граждан во все времена и в разных странах было и остается достаточно специфическим. Выражается данная специфичность в наличии или отсутствии определенных прав и обязанностей недееспособного гражданина. Связано это с неприспособностью такого лица к окружающей его среде. Важность проблемы недееспособности граждан и их социализации в настоящее время в Российской Федерации возрастает, являясь одновременно нормативно-правовой, организационной, социальной, экономической и медицинской проблемами. В связи с этим в 2021 году в России принят законопроект о создании реестра лиц, признанных судом недееспособными или ограниченными в дееспособности.

На сегодняшний день различают несколько видов недееспособности:

частичная недееспособность;

возрастная - когда в результате возрастных изменений человек перестает руководить своими действиями и теряет дееспособность;

недееспособность вследствие психического расстройства - потеря гражданином способности адекватно воспринимать действительность и отвечать за свои поступки [2, с. 185].

Решение о признании человека недееспособным или ограниченно дееспособным принимается исключительно судом и существенно ограничивает его в совершении юридически значимых действий, к примеру, в распоряжении недвижимостью. Статус недееспособного может получить человек, который вследствие какого-либо психического расстройства не способен осознавать смысл своих действий и предусматривать последствия решений [1, с. 188].

Государство и общество понимают, что необходимо уделять максимум внимание на то, что процент граждан с психическими отклонениями в нашей стране увеличивается. Ответственность за их реабилитацию и адаптацию в обществе лежит как на государстве, социальных институтах, образовательных и досуговых учреждениях, так и на обществе в целом.

В таком случае социальная реабилитация должна включать в себя комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными методами и приемами, которые осуществляются в целях восстановления утраченных социальных связей и функций совершеннолетних недееспособных граждан. Одним из условий, обеспечивающих результативность таких мероприятий в общественных организациях, является разработка и внедрение различных технологий, благодаря которым можно достичь определенных успехов в решении социальных проблем совершеннолетнего недееспособного гражданина.

При организации социальной реабилитации совершеннолетних недееспособных граждан в условиях общественной организации главной целью является обеспечение возможности их максимальной и полноценной социальной интеграции и адаптации, передача социального опыта, включение такого индивида в систему общественных отношений и в процесс личностных изменений.

Социальная реабилитация совершеннолетних недееспособных граждан в условия общественной организации включается в себя следующие виды:

социально-медицинская - включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию, восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства;

социально-психологическая - система социально-психологических или психотерапевтических средств, направленных на устранение, сглаживание недостатков или их психолого-педагогических причин. Результатом ее применения являются такие изменения в психике человека, которые позитивно влияют на его состояние, деятельность, общение и поведение в целом.

социально-педагогическая - целенаправленная взаимосвязанная деятельность всех субъектов целостного педагогического процесса и недееспособного гражданина, которая способствует овладению социально-этическими знаниями и нормами, накоплению позитивного социального опыта, содействуя успешной социализации и индивидуализации гражданина в микросоциуме. В нее входят следующие мероприятия: проведение занятий по формированию навыков самообслуживания (санитарно-гигиенические навыки, уход за собой, навыки приема пищи, приготовление пищи), бытовая ориентация (выход в город, экскурсии и т. д.), а так же основы этического воспитания (развитие восприятия окружающей среды, окружающей действительности, основ искусства);

профессиональная и трудовая - позволяет формировать новые или восстанавливать утраченные человеком трудовые и профессиональные навыки и в последствии трудоустроить его, приспособив режим и условий труда к новым нуждам и возможностям;

социально-средовая - направлена на восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды. Этот вид реабилитации включает в себя знакомство человека с основными характеристиками среды, в которой он оказался, помощь в организации новой среды жизнедеятельности и восстановление привычных моделей поведения и деятельности по организации собственной повседневной жизни [5, с. 307].

Каждый конкретный вид социальной реабилитации нацелен на решение следующих проблем совершеннолетних недееспособных граждан:

социализация недееспособных граждан в современном обществе;

создание активной поведенческой установки у совершеннолетних недееспособных граждан на уверенное позиционирование себя в современном обществе;

изменение отношения современного общества к недееспособным гражданам через вовлечение их в наше общество.

Таким образом, решение всех этих проблем приведет к снятию барьеров, к более профессиональной подготовке специалистов, а также к улучшению и успешному развитию социальной реабилитации с совершеннолетними недееспособными гражданами в условиях общественных организаций.

Список литературы:

Анисимова А.С. Вопросы теории и практики при установлении дееспособности субъектов гражданского права // Инновационная наука. 2016. № 5-2 (17). С.188.

Качур А.Н. «О современных особенностях и проблемах признания лица недееспособным» // Сборник статей. Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития.Ч. 2. Уфа.: МЦИИ ОМЕГА САЙНС. 2016. С.185.

Холостова Е. И. Социальная работа : учебник для бакалавров / М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. 612 с.

Просмотров работы: 109