Возможность саморазвития воли у студентов - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Возможность саморазвития воли у студентов

Гринчук А.Н. 1, Мишагина О.М. 1
1Шуйский филиал ИвГу
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Студенчество служит довольно трудным периодом жизни для человека, особенно тяжело в это время приходится тем, у кого не хватает силы воли. Исходя из этой проблемы, для общества всегда были и будут актуальны такие вопросы: развивается ли сила воли после периода юношества? Возможно ли самолично развить волю до того или иного уровня? А если можно, то какие бывают методы и за какое время можно достичь столь желаемых результатов?

В отечественной психологической науке понятие «воля» разрабатывали Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Е. П. Ильин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, И.М. Сеченов и другие ученые, рассматривая волю с позиции высших психических функций, позволяющих овладевать своим поведением и собственными психическими процессами.

Одно из заметных направлений в западной психологии, связанных с традиционной проблематикой изучения волевого поведения, связано с такими учеными, как Р. Декарт, Т. Гоббс, В. Вундт, Л.М. Веккер. К. Левин, Н. Хекхаузен, Э. Толмен и другие.

В настоящее время вопрос саморазвития воли изучают такие ученые и психологи как:

Рой Баумайстер - американский социальный психолог, член Общества психологии личности и социальной психологии и Ассоциации психологических наук. Автор книги «Сила воли. Возьми свою жизнь под контроль» [1]

Келли Макгонигал – писательница, доктор философии, психолог и профессор Стэнфордского университета, ведущий эксперт в области изучения взаимосвязи между психическим и физическим состояниями человека. Автор книг «Сила воли. Как развить и укрепить», «Максимальная сила воли» и др. [2]

Вячесла́в Андреевич Иванников— советский и российский психолог, заслуженный профессор Московского университета, профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, доктор психологических наук, академик Российской академии образования. Активно изучает и пишет о силе воли. [3] и другие.

Исконно понятие воли появилось в философии, где воля определяется как способность нашего разума к самоопределению. Уже перейдя в психологию и неврологию воля перестала трактоваться как моральный аспект и приобрела значение лишь психической функции. Таким образом, воля подразумевает под собой способность индивида регулировать свою деятельность в соответствии с принятыми решениями.

Основное волевое свойство заключается в умении не только правильно ставить цели, но и достигать их.

Вторым признаком проявления волевых качеств является решительность. Если у человека развито это качество, то он способен молниеносно, но при этом обдумано подходить к выбору своих целей, не забывая о методах их реализации.

Настойчивость — это правильная мотивация, которая способна не только помочь вам в достижении поставленной цели, но и существенно укрепит вашу волю. В психологии настойчивых людей позиционируют как тех, которым по силам трезво оценивать сложившиеся ситуации, отыскав в ней то, что поможет достичь желаемых целей.

Выдержка. Благодаря этой характеристике человек в той или иной степени затормаживает все функции, порой, спуская все на нет.

Самодисциплина и самостоятельность. Если человек в своей жизни способен без чьей-либо помощи поставить перед собой цель и идти к принятому решению, то у него хорошо развиты волевые качества.

Воля необходима нам всем, как для совершения действия, так и для отказа от него, и особенно в проявлении в этой способности нуждаются студенты. Всем известно, каких титанических усилий воли стоит подъем к первой паре и отказ себе даже в нескольких минутах лишнего сна или, например, сосредоточение на преподавателе во время пар, а не на разговорах одногруппников, а еще все конечно же знают, как непомерно хочется заняться чем угодно, кроме домашнего задания.

Для того, чтобы быть успешным и никогда не жалеть о том, что что-то не сделал, стоит прислушиваться к гласу воли и развивать ее. Вот и ответ на самый главный вопрос – волю можно и даже нужно развивать самостоятельно! Только вот это довольно сложно осуществить после истечения срока юности. Чтобы понять почему это так, стоит разобраться в том, как формируется и развивается воля в течении жизни человека. Как принято считать в психологии, воля формируется с самых ранних периодов жизни, так, основываясь на словах «можно» и «нельзя» малыш начинает свой нелегкий путь к становлению воли. Начиная с 3 лет воля ребенка принимает более сознательный характер; около 9 лет, дети приобретают способность совершать волевые акты в соответствии с собственными мотивами; с 14 лет волевая сфера претерпевает большие изменения в связи с возбужденным состоянием организма, самообладанию противоречит смелость и горячность, воля проявляется лишь в тех сферах, где подростку интересно; последним этапом развития воли (с точки зрения науки) является юношество (студенчество), здесь усиленно формируется моральный компонент воли, зачастую воля на этом этапе принимает характер целеустремленности. Но на мой взгляд здесь развитие воли не может кончаться! Да, безусловно, самые активные компоненты волевой сферы уже сформированы, но кто сказал, что их невозможно развить или переформировать? Заниматься развитием и совершенствованием волевых качеств можно в любом возрасте, стать профессионалом в достижении цели может любой человек.

В юношестве (студенчестве) учебная деятельность не только продолжается, но еще и усложняется, так как студенты практически всегда находятся в дали от тех, кто контролировал бы их. Проблемы волевой регуляции в процессе самообучения и самовоспитания становятся особенно актуальными.

Самыми главными способностями и приемами, которые помогут при проработке воли, на мой взгляд, станут:

Умение правильно ставить цели (техника SMART): прием разбивания цели на подзадачи (например - замена фразы «я больше никогда не буду сидеть в телефоне на парах» на «я могу обойтись без телефона сейчас» или «я могу сегодня продержаться без телефона»);

Развитие уверенности в себе: прием заключается в оставлении времени «на подумать» (К. Макгонигал рекомендует придерживаться этого правила во всем - прежде чем поддаться соблазну, подождите 10 минут);

В это время максимально концентрируйтесь на благах, которые вас ждут в будущем без вредной привычки, и на опасностях, которые таит сиюминутное желание: Изучение структуры силы воли (3 элемента: «Я не буду» – отказ от соблазна; «Я буду» – выработка полезных привычек, «Я хочу» – работа со своими желаниями).

Ведите дневник достижений, выходите из зоны комфорта и действуйте-действуйте-действуйте, не ждите – как говорил Габриель Маркес: «Вдохновение приходит только во время работы».

Литературные источники:

Википедия : [сайт]. – URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Roy_baumeister (дата обращения: 24.12.2020). – Текст : электронный.

Википедия : [сайт]. – URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Kelly_McGonigal (дата обращения: 24.12.2020). – Текст : электронный.

Википедия : [сайт]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Иванников,_Вячеслав_Андреевич (дата обращения: 24.12.2020). – Текст : электронный.

Просмотров работы: 31