ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность: огромную роль в состоянии физического здоровья студентов играет то, занимается ли студент физической культурой или нет [1]. От этого напрямую зависит его здоровье, как физическое, психическое, эмоциональное, так и социальное [2]. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что во время обучения в ВУЗе, у студентов нет должного количества времени для занятий физической культурой, что приводит к сидячему образу жизни. На учебу у студентов уходит практически все время, а когда появляется свободное время, то чаще всего его проводят, просматривая фильмы, играя в компьютерные игры, читая книги. Совокупность этих факторов может привести к ухудшению физического здоровья [3].

Объект исследования: физическое здоровье студентов.

Предмет исследования: взаимосвязь между занятием физической культурой и физическим здоровьем студентов старших курсов медицинских ВУЗов.

Цель исследования: выявить взаимосвязь между занятиями физической культурой и физическим здоровьем студентов старших курсов медицинских ВУЗов.

Гипотеза: между занятиями физической культурой и физическим здоровьем студентов старших курсов медицинских ВУЗов есть взаимосвязь.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ проблемы физического здоровья студентов.

2. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи занятий физической культурой и физического здоровья среди студентов старших курсов медицинского института РУДН.

Методы исследования:

Теоретические методы: анализ, классификация, сравнение.

Эмпирические методы: анкетирование.

Практическая значимость исследования: полученные результаты можно использовать в качестве информации, на которую можно опираться преподавателям для формирования более качественной программы обучения, и студентам, для понимания того, насколько важно заниматься физической культурой.

База исследования: медицинский институт РУДН.

В рамках решения первой задачи было установлено, что для студентов тема занятий физической культурой стоит достаточно остро. В связи с недостатком времени, у студентов нет возможности соблюдать все предписания врачей на счет правильного дневного режима, характерен сидячий образ жизни – гиподинамия.

Причинами отсутствия физической активности, в подавляющем большинстве случаев является отсутствие должного количества времени у студентов, ограниченность денежных средств, плохая осведомленность студентов о необходимости занятий физической культурой, недостаточное внимание к своему здоровью.

После окончания обучения, далеко не все студенты исправляют свой режим, так как они уже имеют свои, крепко сформированные привычки, которые искоренить из жизни невероятно сложно, и из-за этого, в дальнейшей жизни это может привести к ухудшению физического здоровья.

Одной из важнейших составляющих физического здоровья является физическая культура. Наше физическое здоровье напрямую связано с занятиями физической культурой. Недостаток времени, недостаточная компетентность в данном вопросе, ограниченность денежных средств, образ жизни студента – все это приводит к нарушениям физического здоровья. Отсутствие физической культуры в жизни человека становится серьезным фактором риска развития многих заболеваний [4].

Было проведено достаточно много исследований на тему проблемы физического здоровья человека при отсутствии занятий физической культурой. Отсутствие занятий физической культурой приводит к ухудшению самочувствия, сильному нарушению обмена веществ, к устойчивой гипоксии, ожирение, нарушению сердечной деятельности.

При пониженной физической активности замедляется метаболизм, сокращается расход калорий, а их излишки преобразуются в жиры. В результате тело человека становится менее упругим, увеличивается его объём из-за увеличения жировой массы, сильно увеличивается риск развития сахарного диабета, патологий сердца, сосудов, костного скелета.

Отказ даже от самых простых, базовых, физических упражнений приводит к нарушению кровообращения. В результате ухудшается состав крови, появляется налет на стенках сосудов, что может привести к атеросклерозу, увеличивается риск возникновения сердечного приступа. [5].

Малоактивный образ жизни способствует укорачиванию теломер («защитных колпачков»), расположенных на концах хромосом. В результате чего, организм человека начинает преждевременно стареть.

Нередко из-за недостатка или отсутствия физических нагрузок, при сидячем образе жизни, у человека появляется остеохондроз, радикулит, межреберная невралгия, артрит, нарушение перистальтики кишечника [6].

Для оценки физического здоровья мы использовали следующие критерии:

Измерение частоты сердечных сокращений в покое. Для того чтобы правильно измерить пульс, необходимо не курить за 15 минут до его измерения, не заниматься физической нагрузкой, также, за 15 минут до измерения, и непосредственно за 5 минут до начала, необходимо сесть на стул и спокойно посидеть. Далее необходимо взять секундомер и начать отсчет 30 – ти секунд. Для измерения пульса мы берем указательный, средний и безымянный пальцы, помещаем их на запястье, на лучевой артерии. Слегка надавливаем немного ниже лучевой кости (пястной кости) и мы ощутим пульс. Далее необходимо посчитать количество пульсовых волн (ударов) за 30 с и умножить получившийся результат на 2.

Проба Мартине. Сразу после измерения пульса в положении сидя в покое, необходимо сделать 20 приседаний в умеренном темпе, сгибать ноги в коленях нужно не больше угла в 90 градусов. После выполнения 20 – ти приседаний необходимо снова измерить пульс.

Измерение частоты дыхательных движений в покое. Для того чтобы правильно измерить частоту дыхательных движений, необходимо не курить за 15 минут до начала измерения, не заниматься физической нагрузкой также, за 15 минут до измерения, и непосредственно за 5 минут до начала, необходимо сесть на стул и спокойно посидеть. Для выполнения данной процедуры необходимо сесть или лечь, положить руку себе на грудную клетку, и в течение одной минуты считать количество подъемов грудной клетки.

Измерение частоты дыхательных движений после физической нагрузки. Сразу после измерения частоты дыхательных движений в покое, необходимо сделать 20 приседаний в умеренном темпе, сгибать ноги в коленях нужно не больше угла 90 градусов. После выполнения приседаний необходимо снова измерить количество дыхательных движений за одну минуту.

Проба Штанге. Необходимо сесть на стул, удобно оперевшись о его спинку, и расслабить мышцы. Сделать умеренно глубокий вдох и задержать дыхание. По секундомеру (или секундной стрелке часов) фиксируется время задержки дыхания.

Измерение индекса массы тела (вес (в килограммах) : (рост (м))2).

Общее самочувствие. Необходимо оценить ваше самочувствие, есть ли жалобы на здоровье.

Количество головных болей в течение недели. Необходимо посчитать количество головных болей за неделю.

Самооценка физического состояния. Необходимо оценить свои физические силы, наблюдается ли их подъем, либо упадок.

Боли в мышцах, суставах без имеющейся на то причины в течение недели. Необходимо посчитать количество дней, когда вы ощущаете боли в суставах и мышцах без имеющейся на то причины [7].

Для оценки занятий физической культурой мы использовали следующие критерии:

как респонденты проводят свое свободное время;

сколько времени респонденты проводят на свежем воздухе в течение дня;

как респонденты добираются до места учебы и места работы;

занимаются ли респонденты фитнесом и как часто;

делают ли респонденты перерывы во время сидячей работы для того чтобы размяться и как часто;

занимаются ли респонденты бегом и как часто;

есть ли у респондентов домашнее животное, с которым необходимо выходить на прогулку и как часто они выходят на прогулку, если такое домашнее животное у них есть.

В рамках решения второй задачи нами было проведено исследование на основе анкетирования. В исследовании приняли участие 34 человека - студента медицинского института РУДН по направлению подготовки «Сестринское дело», а именно: 27 женщин и 7 мужчин в возрасте 23 ± 3 года.

Для проведения исследования нами был выбран метод анкетирования, который помог бы нам собрать необходимую информацию для обработки, анализа, классификации и сравнения. Анкета была составлена на основании тех аспектов, которые мы выделили при изучении теоретического материала.

Суть анкеты заключается в том, чтобы выявить взаимосвязь между физическим здоровьем и занятиями физической культурой студентов старших курсов медицинского института РУДН.

Часть вопросов анкеты направлена на получение паспортных данных, часть вопросов на оценку занятий физической культурой и часть вопросов на оценку физического здоровья студентов старших курсов медицинского института РУДН.

Для выявления взаимосвязи между физическим здоровьем и занятиями физической культурой мы использовали коэффициент корреляции Спирмена.

Результаты исследования: эмпирическое исследование взаимосвязи занятий физической культурой и физического здоровья среди студентов старших курсов медицинского института РУДН показало, что участники исследования мало занимаются физической культурой (53% респондентов не занимаются физической культурой и 26,5% респондентов занимаются ею 1 раз в неделю).

У респондентов пульс и частота дыхательных движений превышают норму, как в покое, так и после физической нагрузки (показатель пульса в состоянии покоя составил 42% от нормы и 23% после физической нагрузки), (показатель ЧДД после физической нагрузки составил 54% от нормы и 60% в состоянии покоя).

Взаимосвязи между занятиями физической культурой и физическим здоровьем студентов старших курсов медицинского института РУДН нами не выявлено: rэмп = 0,208 < rкрит = 0,4 при р = 0,05. Отсутствиевзаимосвязи между занятиями физической культурой и физическим здоровьем студентов старших курсов медицинских ВУЗов, возможно, связано с небольшим количеством респондентов и их неискренними ответами. Также важно понимать, что состояние физического здоровья зависит не только от занятий физической культурой, а от совокупности факторов, таких как питание, экология, место работы, наличие каких – либо врожденных заболеваний, наличия или отсутствия вредных привычек и многого другого. Необходимы дополнительные исследования в данной области.

На основании результатов исследования мы делаем вывод, что респондентам необходимо больше заниматься физической культурой (показатель физического состояния респондентов составил 40% от нормы, показатель боли в мышцах в течение недели составил 39% от нормы). Респондентам стоит больше ходить в быстром темпе, заниматься бегом (показатель пульса после физической нагрузки составляет 23% от нормы и 42% в состоянии покоя). Также мы можем рекомендовать участникам исследования заняться плаванием (показатель пробы Штанге составил 43% от нормы).

Физическое здоровье респондентов находится на удовлетворительном уровне (54 балла из 100), им стоит больше уделять внимания своему физическому здоровью. Для улучшения показателей физического здоровья респондентам необходимо больше заниматься кардионагрузками.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Чермит, К.Д. Базовая физическая культура личности: определение понятия. / К.Д. Чермит, Н.А. Цеева. // Научная статья «Проблемы физической культуры и спорта». – 2008. - №3. [Электронный ресурс] / Научная библиотека Киберленинка. – 2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: Базовая физическая культура личности: определение понятия (cyberleninka.ru) (дата обращения 25.10.2022).

Ильинич, В.И. Физическая культура студента. / В.И. Ильинич. – М.: Фолиант, 2000. – 385 с.

Зароднюк, Г.В. Основы здорового образа жизни студента/ Г.В. Зароднюк, М.Н. Ларионова. // Учебное пособие для студентов технических вузов. (г. СПб, 2016 г.). – М.: Изд-во Политехнического университета, 2016. – с. 26.

Карушина, В.Ю. Физическая культура в жизни студента. / В.Ю. Карушина, А.В. Смольянов. // Сетевой научный журнал «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки». – 2015. - №-. [Электронный ресурс] / Научная библиотека Киберленинка. – 2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: Физическая культура в жизни студента (cyberleninka.ru) (дата обращения 24.10.2022).

Пархаева, О.В. Лечебная физическая культура как элемент физической культуры обучающихся. / О.В. Пархаева, Ю.Е. Судакова. // Сетевой научный журнал «Научная идея». - 2017. - №1(1). [Электронный ресурс] / Научная библиотека Киберленинка. – 2022. – Электрон. дан. - Режим доступа: Лечебная физическая культура как элемент физической культуры обучающихся (cyberleninka.ru) (дата обращения 19.10.2022).

Власова, И.А. К вопросу о диагностике физического здоровья человека. / И.А. Власова. // Сетевой научный журнал «Сибирский медицинский журнал». – 2011. - №6. [Электронный ресурс] / Научная библиотека Киберленинка. – 2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: К вопросу о диагностике физического здоровья человека (cyberleninka.ru) (дата обращения 26.10.2022).

Швецов, А.Г. Новая концепция изучения и оценки физического здоровья взрослого населения. / А.Г. Швецов, Д.А. Швецов. // Сетевой научный журнал «Вестник Новгородского государственного университета». – 2012. – №66. [Электронный ресурс] / Научная библиотека Киберленинка. – 2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: Новая концепция изучения и оценки физического здоровья взрослого населения (cyberleninka.ru) (дата обращения 26.10.2022).

Просмотров работы: 104