ПЛАВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ ПОСЛЕ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ПЛАВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ ПОСЛЕ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Скорик Р.О. 1, Замараева М.П. 1
1САФУ имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день задачи, которые связаны с повышением физической культуры и укреплением здоровья обучающихся, по-прежнему остаются актуальными и являются первоочередными для государства. Физическое состояние и здоровье молодежи вызывает некоторую озабоченность и опасение. Ведь студенты большую часть своего времени затрачивают на учебу, где приходится довольно мало двигаться и в следствии чего ведут преимущественно сидячий образ жизни. Для растущего организма помимо умственного развития необходимо и физическое, но из-за малоподвижного образа жизни это не всегда получается. Некоторые исследователи указывают на то, что за то время пока студент проходит обучение в вузе, его здоровье неуклонно подвержено ухудшению на фоне снижения двигательной активности [1,2]. Сохранить и укрепить здоровье подрастающего населения – вот одна из важнейших задач, которая стоит перед университетом, перед Высшей школой. Для того чтобы студенты смогли не только сохранить, но и улучшить свое здоровье, необходимы профессиональные преподаватели физической культуры, которые смогут помочь студентам сделать это. Поэтому укрепление здоровья и повышение работоспособности студенческой молодежи тесно связано с успешной подготовкой высококвалифицированных специалистов.

Плавание является самым надежным и безвредным видом восстановления здоровья. Занятия в бассейне служат хорошей профилактикой простудных заболеваний. Нахождение в водной среде выступает сильнейшим раздражителем для человека. По средствам выполнения физических упражнений в бассейне запускается процесс возбуждения различных физиологических процессов, которые способствуют возникновению приспособительных реакций.

Дисциплина «Физическая культура» является одной из важнейших. Поэтому занятия по ней проводятся ещё в школе и как правило до четвертого курса в Высших учебных заведениях. Само плавание является одним из разделов этой дисциплины, однако уровень освоения этого раздела не всегда находится даже на среднем уровне. Низкий уровень плавательной подготовленности студентов связан, в первую очередь, с недостаточным количеством часов отведенных для плавания в бассейне либо же с полным отсутствием возможности посещать бассейн. По этим причинам учебные занятия по плаванию заменяются другими разделами Физической культуры: легкая атлетика, гимнастика и другие, что в конечном итоге приводит к увеличению количества молодых людей, не сумевших приобрести навыки плавания за время обучения в вузе.

Во время плавания у человека задействуются все группы мышц, тело работает как единый механизм. Поэтому плавание считается универсальным видом спорта, который оказывает исключительно положительный эффект на состояние всего организма человека. Регулярные занятия плаванием оказывают благоприятное воздействие на нервную и сердечно-сосудистую системы, а также они являются эффективным средством развития дыхательной системы.

Но можно ли заниматься плаванием после болезни? Ответ утвердительный, не только можно, но и необходимо. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), восстановление – это возобновление, возврат к исходному функциональному состоянию и трудоспособности до нарушенных, болезнями, травмами или физическими, химическими факторами. В процессе восстановления здоровья необходимо заниматься любыми формами лечебной физической культуры. Лечебная физкультура – это метод лечения, при котором используются средства физической культуры для профилактики, лечения, реабилитации (восстановления) здоровья. ЛФК способствует формированию у человека сознанного отношения к занятиям физическими упражнениями, развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает гигиенические привычки. Основным средством ЛФК являются физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения и особенностями человека, который и будет выполнять эти упражнения [3].

Вода — непривычная для человека среда, поэтому она оказывает глобальное воздействие на весь организм ведь она является его раздражителем. Лечебное плавание является:

1) уникальным методом лечебной физической культуры и физического восстановления, обучающегося;

2) максимально необходимым видом физических упражнений для студентов, у которых имеются существенные ограничения для занятий физической культурой на суше. Например, такие заболевания как: варикозное расширение вен, остеохондроз, гипертония и многие другие);

3) эффективным средством, которое способствует укреплению сердца, активизации дыхания и кровообращения, снятию ощущение скованности в суставах и позвоночнике, улучшению обмена веществ, закаливанию организма.

Именно по поэтому лечебное плавание не стоит обходить стороной. Студенту, вылечившемуся от заболевания, необходимо применять его в восстановительном процессе.

При занятии в бассейне организм отвечает на раздражение от водной среды совокупностью сложных реакций кожного покрова, сердечно-сосудистой, нервной систем. Лечебное действие физических упражнений в воде осуществляется на основе:

1) изменения интенсивности протекающих в организме процессов (повышается тонус)

2) ускорение обменных процессов

3) формирования компенсации — временного или постоянного плавательного замещения утерянной функции;

4) восстановления функций и всего организма в целом (нормализация функций организма).

Цель работы: проанализировать особенности занятий плаванием для студентов после заболевания.

Задачи:

1. Выделить основные принципы составления восстановительной программы тренировок по лечебному плаванию для студентов

2. Подобрать упражнения в правильной последовательности их выполнения для восстанавливающихся студентов после болезни.

При планировании занятий лечебным плаванием необходимо учитывать специфику воздействия водной среды на организм человека. В воде под действием выталкивающей силы (сила Архимеда) происходит значительное уменьшение тяжести тела, что играет большую роль. Действие выталкивающей силы помогает держаться на плаву, что упрощает и является вспомогательным фактором при выполнении упражнений в воде обучающимся с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата, а также с заболеваниями нервной, сердечно-сосудистой и других систем.

Температурное воздействие водной среды на организм обучающегося также играет большую роль, ведь в водной среде показатели теплоемкости и теплопроводности выше, чем в воздушной среде. При температуре воды ниже нормальной температуры тела человека (примерно 36,6 градусов) возникает закаливающий эффект. Во время активных движений в воде обучающийся сможет выдержать более низкую температуру воды чем его собственная температура тела. Чем активнее двигается студент в воде, тем ниже температуру воды он сможет выдержать. При температуре воды выше нормальной температуры тела человека возникает реакция организма, способствующая уменьшению боли и рефлекторной возбудимости, мышц Выполнение упражнений в водной среде оказывает также психотерапевтическое воздействие. У обучающегося по средствам облегченных и безболезненных движений улучшается самочувствие, укрепляется вера в исцеление.

Во время составления восстановительной программы по лечебному плаванию для обучающегося необходимо учитывать различные методические принципы. Составление программы по этим принципам обеспечит высокую эффективность лечебного действия упражнений в бассейне [4]:

1. своевременное начало восстанавливающих мероприятий

2. комплексное использование различных средств, с целью как можно более всестороннее воздействовать на ослабленный организм студента

3. индивидуализация программы. Учитывать такие индивидуальные особенности как: характер заболевания, общее состояние организма, степень физической подготовки и многие другие

4. постепенность и адекватность нарастания нагрузки. Необходимо выстроить системное воздействие на организм обучающегося: тщательно подобрать упражнения и следить за последовательностью их выполнения

5. цикличность при выполнении упражнений в водной среде, регулярность ее воздействия и длительность по времени занятий в бассейне. Восстанавливающийся после болезни студент не должен находиться в воде как слишком мало, так и слишком долго. Если не верно подобрать длительность занятий в бассейне, то при слишком малом нахождении в водной среде организм будет менее успешно восстанавливаться, а при слишком долгом нахождении в воде организм может ослабеть, что вновь приведет студента к заболеванию. Все должно быть в меру.

6. применение новых и максимально разнообразных упражнений, что будет способствовать распределению нагрузки на все группы мышц, их полное задействование при выполнении упражнений.

Упражнения необходимые к выполнению в бассейне для достижения максимального эффекта при восстановлении организма студентов, после различных заболеваний: [5].

1) Перед началом занятия в воде, необходимо задать тонус легким, сделать разминку дыхательных путей. Можно взять резиновый круг и постараться полностью его надуть, при этом вдох выполнять нужно через нос.

входом в воду надуть резиновый круг. Вдох выполняется через нос!

2) После первого упражнения можно опуститься в воду. Следующее упражнение – разминка самого тела студента у бортика. Вот примеры некоторых возможных упражнений:

1. Нужно встать лицом к бортику, положить руки на его край, ноги поставить вместе. Сгибая и разгибая руки, выполнить поднимание и опускание туловища. Потом повторить это же упражнение, но уже стоя спиной к бортику.

2. Нужно встать лицом к бортику, зафиксировать руки на бортике. Постараться одним толчком согнуть ноги в коленях и зафиксировать ноги на стенке бортика.

3) После небольшой разминки можно приступать к основной части тренировки. Начать можно с упражнений, направленных на освоение водной среды. Вот некоторые из них:

1) Ходьба приставным шагом по дну бассейна

2) Ходьба спиной вперед по дну бассейна

3) Звездочка на спине

Необходимо ограничить упражнения, выполняемые на задержке дыхания. Такие как: «Поплавок», «Звездочка» на груди и многие другие.

4) Для получения более сильного эффекта от тренировки, необходимо добавить в ее программу упражнения, направленные на улучшение навыков плавания, например, такие как:

1. Кроль на груди и на спине с доской в руках. Студент выполняет движение в воде только с помощью ног.

2. Кроль на груди и на спине с кругом в ногах. Студент выполняет движение в воде только с помощью рук.

При выполнении упражнений важно следить за дыханием. Вдох нужно делать быстро, а выдох медленный и полный.

5) После окончания основной тренировки, важно сделать заминку для уменьшения пульса, привести организм в спокойное состояние. Для этого можно выполнит следующее упражнение:

Лечь на воду на спину, при этом держа круг в ногах и доску в руках. Постараться максимально расслабиться – дышать правильно и реже, делая полный вдох и выдох, делать небольшие паузы между дыхательными циклами.

Данный цикл упражнений необходимо выполнять последовательно – не изменяя общий план занятия.

Вывод: Плавание является универсальным видом спорта, ведь во время занятий у человека будут задействоваться все группы мышц, также оно является наиболее хорошей профилактикой простудных заболеваний. Водная среда неестественна для нашего организма и является раздражителем, и именно поэтому важно при планировании занятий лечебным плаванием учитывать специфику воздействия водной среды на организм человека. Студенту, занимающемуся в бассейне с целью восстановления организма после заболевания важно правильно подобрать упражнения и последовательность их выполнения. Физические упражнения в воде оказывают только положительное влияние на организм человека, будь человек в хорошей физической форме или недавно только выздоровевший после заболевания.

Список литературы:

1. Зипунникова Т.А., Сизова Н.Н. Исследование физического здоровья студентов дальневосточного федерального университета [Электронный ресурс] // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – № 3 (57). – URL: http://research-journal.org/pedagogy/issledovanie-fizicheskogo-zdorovya-studentov-dalnevostochnogo-federalnogo-universiteta/ (дата обращения 24.12.2022).

2. Сизова, Н.Н. Изучение показателей здоровья и физической подготовленности студентов Владивостокского филиала Российской таможенной академии [Электронный ресурс] // Н.Н. Сизова, Ю.Д. Исмагилова, Т.Н. Тиосова//Международный научно-исследовательский журнал. – 2014. – № 11 (30). – Часть 4. – С. 39-42. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-pokazateley-zdorovya-i-fizicheskoy-podgotovlennosti-studentov-vladivostokskogo-filiala-rossiyskoy-tamozhennoy-akademii/viewer (дата обращения 24.12.2022).

3. А.В. Лейфа, Токарь Е.В. Л 54 Лечебная физическая культура. Учебное пособие [Электронный ресурс] //Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2018. – 76 с – URL: https://irbis.amursu.ru/DigitalLibrary/AmurSU_Edition/9783.pdf (дата обращения 24.12.2022).

4. Т. Е. Симина, Г. Б. Кондраков, Е. Г. Физическая культура. Плавание в физическом воспитании студентов [Электронный ресурс] // учебное пособие / под. ред. Т. Е. Симиной. – Москва: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2016. – 69 с. URL: https://www.rea.ru/ru/org/cathedries/Kafedra-fizicheskogo-vospitanija/Documents/165%20Симина%20и%20др.%20Плавание%20в%20физ.%20восп.%20студентов%201.docx.pdf (дата обращения 24.12.2022).

5. Шамгунова Г.М, Усманова В.Н Дыхательные упражнения в процессе обучения плаванию и оздоровительной тренировки у студентов [Электронный ресурс] Методическое пособие – Казань: КФУ, 2015, – 32 с. URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/22054/21_00_000891.pdf (дата обращения 24.12.2022).

Просмотров работы: 33