Концепция правового регулирования оборота цифрового рубля - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Концепция правового регулирования оборота цифрового рубля

Маремова Э.А. 1
1Финансовый Университет при Правительстве РФ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для единообразного толкования особенностей настоящей статьи необходимо дать точное определение центральному понятию, применяемому в настоящей статье. Цифровой рубль на сегодняшний день выступает в России, как новая цифровая форма отечественной валюты, которая отныне существует в качестве дополнительного вида к наличным и электронным деньгам.

В 2020 году Банк России опубликовал Концепцию цифрового рубля, в которой постарался дать все разъяснения по вопросу запуска цифрового рубля. В частности, достаточно много было сказано об удобстве и положительных качествах цифрового рубля для пользования им гражданами.1

Так, например, государство в лице Банка России обязуется обеспечивать пользователям полный доступ к валютному кошельку через все возможные финансовые компании, в которых имеется открытый клиентский расчетный счет. Кроме того, обещано, что затраты на осуществляемые операции снизятся и будут применяться единые тарифы при оплате платежей с помощью цифрового рубля. Также, ярко выделяется преимущество для дальних регионов и малодоступных пунктов проживания, поскольку цифровой рубль гарантирует возможность пользования платежно-банковскими услугами без необходимости выхода в Интернет. Другим важным плюсом инициаторы проекта отмечают крайне высокую сохранность денежных активов, поскольку новая валюта является обязательством Центрального Банка. Эксперты не забывают указать и на особый уровень обеспечения безопасности информации за счет уникальных номеров, указанных на третьей валюте. Это помогает наиболее быстро и качественно защищать нарушенные права и интересы физических лиц в случае необходимости.

Выпуск цифровых рублей очевидно имеет определенное воздействие на направление существующей финансовой политики, его стабильность, ликвидность и высокоэффективность финансового сектора. Хорошая новость в том, что Центральный банк России готов предоставить необходимые инструменты для вынужденного качественного ограничения масштабов такого влияния запуска новой валюты.

Однако, несмотря на преимущества, демонстрируемые ЦБ, нельзя не обратить внимание и на недостатки такого способа использования денежных средств, в том числе, сложности с правовым регулированием.

Тестирование должно было начаться в 2022 г. Итоги тестов должны послужить отправной точкой для начала разработки дорожной карты для постепенного внедрения платформы, на которой планируется функционирование новой формы валюты. Представляется важным непременно заняться этим, так как специалисты ожидают, что эти меры по поддержке цифрового рубля должны помочь экономике и правительству эффективно мониторить движение денежных средств.

Следует заметить, что опасения экспертов по поводу внедрения цифрового рубля связаны с трактовкой его, как нового инструмента, который нужен стране для фиксации расходов физических лиц в онлайн-режиме. Определенная часть специалистов смеет даже полагать, что цифровой рубль в ближайшей перспективе способен заменить или практически вытеснить наличность. При этом механизм работы нового инструмента вызывает массу вопросов по сравнению с уже понятными наличными и безналичными способами оплаты.

Исходя из тех подходов, которые используются в докладе Банка и Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»2 (далее – Федеральный закон № 259), можно сделать вывод о том, что при определении понятия «цифровой рубль» мнения Центрального банка и законодателя расходятся. В частности, названный федеральный закон вводит понятие «цифровая валюта», под которой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций, в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему.

При этом согласно ее правилам и Федеральному закону № 259, цифровая валюта не является денежной единицей Российской Федерации. Так, исходя из данного федерального закона цифровой рубль выглядит не как денежное средство, а скорее, как код, состоящий из определенного набора знаков. Однако Банк России утверждает, что это является цифровой формой выражения новой российской валюты и в остальных своих свойствах цифровой рубль, как валюта, идентичен другим формам рублей и имеет все обязательные признаки денег.

С учетом существующих различий в позиции Центробанка РФ и ФЗ №259 к трактовке цифрового рубля, как третьей формы валюты, хочется обратиться к ранее упомянутому федеральному закону. Он не включает в понятие денежной единицы Российской Федерации цифровую валюту и устанавливает прямой запрет на использование цифровой валюты в качестве законного средства платежа. В связи с этим необходимо вывести четкое определение понятия цифрового рубля с вытекающими признаками, которые бы позволили однозначно провести отличия от других смежных терминов.

Кроме того, важно обратить внимание на суть и форму денег.

В Концепции цифрового рубля от 2021 года указано, что цифровой рубль – это третья форма денег. Указывая на это, важно уметь отличать суть и форму денег. Что касается сути, то у всех существующих на сегодняшний день денежных средств есть одно принципиальное отличие – деление их на обеспеченные и необеспеченные деньги. В России используются необеспеченные денежные средства, несмотря на то что Банк России утверждает, что «современная российская валюта – обязательство Банка России». При этом, едва ли в тексте законов можно найти ссылки на то, где, чем и каким образом Банк будет отвечать по своим обязательствам. Получается, обязательство есть, а по факту его нет.

Однако форма у денег может быть различная: цифровая, бумажная, иная. Но если по своей сути деньги – необеспеченные, то они могут прекратить свое существование в любой момент по желанию эмитента. Пример развития подобного сценария – Индия в 2016 году. Тогда правительство, в том числе по рекомендации Международного валютного фонда, вывело из обращения банкноты номиналом 500 и 1000 рупий. Результаты реформы оказались разочаровывающими. В обществе сформировалось крайне высокое недоверие к индийской наличности, повысился спрос на наличную валюту других государств, а курс индийской рупии сильно упал относительно доллара и других ведущих валют мира.3

Так, сложность с обеспечением рубля, в том числе цифрового рубля остается одним из важнейших и нерешаемых вопросов, связанных с правовым регулированием новой формы денег.

Далее, продолжим исследовать правовую природу и признаки цифрового рубля. В этом вопросе нам может помочь сравнение цифрового рубля с криптовалютой ввиду того, что долгое время пользователи продолжали использовать их, как тождественные понятия.

На деле же, по мнению аналитиков, цифровой рубль и криптовалюта совершенно разные конструкции. Первое отличие состоит, как минимум, в том, что поддержание цифрового рубля будет обеспечено усилиями Банка России, тогда как криптовалюта не имеет таких преимуществ и особенностей. Также, в докладе 2020 года упоминалось, что для работы цифрового рубля предстоит пользование блокчейн-платформой с централизованной системой работы, чтобы Центральный Банк России имел возможность контролировать его движение и пользование определенного круга лиц. В то же время, примечательной особенностью криптовалюты является работа на децентрализованных блокчейн-технологиях, управлять которой предстоит участникам открытой сети.

При этом, может использоваться гибридная модель – использование комбинации централизованного и децентрализованного реестров.

Что касается общих черт криптовалюты и цифрового рубля, то сложно отрицать, что использование блокчейн-технологии в обоих случаях и наличие в основе цифрового рубля криптографической базы делают их схожими в некоторой части. Однако, криптовалюты, в отличие цифрового рубля, не обладают одной из важнейших функцией денежного средства – законность платежа.

Исходя из вышесказанного можно заключить, что цифровой рубль является цифровым кодом, имеющим все признаки денег, выпуск и обеспечение которой обеспечивается государством, и действует на территории всей страны, будучи приравненной к существующим наличным и безналичным средствам платежа.

Вследствие признания цифрового рубля законным средством платежа наравне с другими деньгами, его необходимо будет признать национальной валютой и, соответственно, внести некоторые правки в действующие законы. Так, став национальной валютой цифровой рубль одновременно может быть признан объектом гражданских прав, для чего важно дополнить статью 128 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепить его понятие и придать ему оборотспособность.

Цифровой рубль – валюта контролируемая и программируемая. Особое внимание стоит обратить возможности защиты интересов тех, кто не может управлять техническими особенностями цифрового рубля.

Чтобы защитить пользователей от всевозможных незаконных действий в сети, Банк России работает над созданием комплексного механизма аутентификации и защиты прав потребителей. Помимо разработки комплекса мер защиты создается единая цифровая система подачи жалоб и обращений на принципе одного окна.4

Фактическая реализация идеи запуска цифрового рубля требует введения определенных «правил» в законодательство Российской Федерации. Должны быть предложены поправки, устанавливающие полномочия Центрального банка Российской Федерации по ведению денежного обращения на основе цифрового рубля, его полномочия как оператора цифровой платформы, права и обязанности участников этой цифровой платформы, в рамках которой цифровой рубль активно работает. Также для осуществления банковских операций с использованием цифрового рубля Банка России необходимо изменить правовой режим цифрового рубля при использовании в гражданско-правовых отношениях, усовершенствовать положения законодательства, регулирующего территорию расчетов, и определить специфику исполнения финансовых обязательств с использованием цифрового рубля, как организациями, так и физическими лицами.5 Важно внести поправки, обеспечивающие защиту информации об операциях с использованием цифровой рублевой информации, составляющей банковскую тайну.

В области связей с общественностью планируется внести некоторые изменения в налоговое и бюджетное законодательство, изменить режимы распоряжения активами, определить специфику распоряжения цифровым кошельком в рамках законодательства о несостоятельности. Также система правовой защиты владения цифровыми рублями и операций с ними требует определенных изменений в системе уголовного правосудия

Отдельные изменения предполагается также внести в федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О национальной платежной системе», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», «О валютном регулировании и валютном контроле» и ряд иных законодательных актов.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Поправки необходимы, по меньшей мере, в восемь федеральных законов и пять кодексов (Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Уголовный и Административный).

Таким образом, можем сделать следующие выводы. Для качественной реализации концепции цифрового рубля законодателю необходимо соблюсти ряд правил.

Во-первых, важно законодательно обозначить основные функции, права, обязанности Банка России в части введения и регулирования платежной политики, связанной с цифровым рублем и банковскими операциями, связанными с ними. Далее, согласно действующим нормам закона национальная валюта должна быть объектом гражданских прав, в связи с чем необходимо узаконить порядок платежей с помощью цифровых рублей. В-третьих, ожидаются значительные дополнения в закон о цифровых активах, где в полной мере следует раскрыть сущность цифрового рубля: определение термина, отличия от иных смежных понятий и областей, раскрытие стадий работы цифрового рубля, информирование о процессах регулирования майнинга. Более того, отдельного внимания заслуживает вопрос об ответственности за нарушение положений данного закона.

Однако главное - обеспечить такую стабильность, чтобы владельцы цифрового рубля и фиатных валют были абсолютно равны, поскольку на цифровой рубль, как форму национальной валюты возложены все функции денег. Он является и средством платежа, и мерой стоимости, и инструментом хранения. Таким образом, легкость процесса перевод рублей из одной формы в другую в России будут гарантированы.

Список литературы:

Андрюшин Сергей Анатольевич. Цифровая валюта центрального банка как третья форма денег государства // Russian Journal of Economics and Law. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-valyuta-tsentralnogo-banka-kak-tretya-forma-deneg-gosudarstva (дата обращения: 02.01.2023).

Башкатов М. Л. Деньги в гражданском праве: очерк некоторых проблем теории / Актуальные проблемы гражданского права : сборник статей. Вып. 12 / под ред. О. Ю. Шилохвоста — М. : Норма, 2008. — 336 с.

Габов А. В. Цифровой рубль центрального банка как объект гражданских прав // Актуальные проблемы российского права. 2021. №4 (125). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoy-rubl-tsentralnogo-banka-kak-obekt-grazhdanskih-prav (дата обращения: 02.01.2023).

Грищенко В. Фиатные деньги: аналитическая записка. М.: Банк России, 2019. 21 с.

Лапач В. А. Система объектов гражданских прав: теория и судебная практика. — СПб. : Юридический центр-Пресс, 2002. — 544 с.

Янковский Р. М. Криптовалюты в российском праве: суррогаты, «иное имущество» и цифровые деньги // Право. Журнал Высшей школы экономики. — 2020. — № 4. — С. 43-77.

1 Официальный сайт Центрального банка (Банка России). URL: https://cbr.ru/StaticHtml/File/112957/ Consultation_Paper_201013.pdf.

2 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3 Башкатов М. Л. Деньги в гражданском праве: очерк некоторых проблем теории / Актуальные проблемы гражданского права : сборник статей. Вып. 12 / под ред. О. Ю. Шилохвоста — М. : Норма, 2008. — 336 с.

4 Габов А. В. Цифровой рубль центрального банка как объект гражданских прав // Актуальные проблемы российского права. 2021. №4 (125).

5 Янковский Р. М. Криптовалюты в российском праве: суррогаты, «иное имущество» и цифровые деньги // Право. Журнал Высшей школы экономики. — 2020. — № 4. — С. 43-77.

Просмотров работы: 95