Техника крашения ткани и художественные символы провинции Юньнань - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Техника крашения ткани и художественные символы провинции Юньнань

Чан Шунь 1
1Институт изящных искусств МПГУ, Художественно-графический факультет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Примечание: в России китайская «техника галстука» (TieDyeingTechnique) известна как техника крашения ткани ручным способом - узелковая техника, смешанная техника «батик»

Актуальность исследования

Китай высоко ценит народное искусство, защита и наследие народного искусства очень важны, каждый должен нести ответственность и миссию за культурное наследие, а также активно защищать и развивать народное искусство. К
ультура тай-дай была распространена в Китае

более тысячи лет назад, и развитие традиционных техник тай-дай в разных регионах и областях также имеет разные характеристики. Окрашивание тай-дай является самобытным народным искусством.

Процесс окрашивания галстуков (в России это изделие имеет самоназвание шейный платок) разнообразен в современном развитии, и будущее развитие процесса окрашивания галстуков будет постоянным новаторством и развитием народного искусства. Узоры традиционных красок и цветовое очарование современных красок для узелкового крашения ткани отражаются в эстетических и практических способностях мастеров.

Зарождение и развитие народного искусства тай-дай

Происхождение народного искусства тай-дай

Китайское народное искусство имеет долгую историю и богатое содержание, среди которых процесс тай-дай занимает почетное место. Тай-дай в древние времена называли красильщиков. Судя по найденным культурным реликвиям тай-дай в гротах Дуньхуан, еще во времена Южной и Северной династий краска для галстуков использовалась для изготовления одежды, которая получила признание изысканной и стала широко распространяться (Согласно «Записям Эри» и «Постскрипту Су Шэня»).

Окрашивание узелками — это традиционный и уникальный процесс окрашивания в Китае, а бассейн реки Хуанхэ — родина такого окрашивания. Самые ранние из существующих продуктов для тай-краски были обнаружены в Синьцзяне. Согласно записям, еще во времена династии Восточная Цзинь технология окрашивания была очень зрелой, и в то время самые ранние готовые продукты для тай-дай были уже очень богаты узорами. Например, «пчелы, бабочки, цветы сливы», птицы и насекомые и другие узоры. Во времена династии Тан технология тай-дай не только использовалась в одежде, но и постепенно использовалась для изготовления домашнего текстиля, аксессуаров, традиционных узоров. Во времена династий Сун, Мин и Цин применялись разные техники окрашивания галстуков. Произошло много изменений, и появились различные процессы, такие как: окрашивание щипками, окрашивание переплета и крашение нитей. Индивидуальная работа по крашению галстуков стала более инновационной и богатой.

Узелковая техника в развитии народного творчества тай-дай

Согласно историческим записям, самую раннюю историю крашения галстуков в народном искусстве можно найти во времена династий Цинь и Хань (дата). В «Записях о вторых инструментах» было записано, что крашение галстуков использовали и дворяне, и простые люди. Большинство людей во дворце императора Вэня династии Суй отличались от народных обычаев. Окрашенную ткань стали использовать для изготовления рубашки.

Династия Тан была расцветом развития древнекитайской культуры. В династии Тан изделия с узелковой раскраской стали еще более популярными и респектабельными. Во времена династии Сун " свиток с изображениями страны Дали", когда два генерала следовали за императором Личжэнь Дуань Чжисином, чтобы поклоняться Будде, они оба носили на головах тканевые короны.

В характеристиках «хохлатых корон» есть много общего. Возможно, они были изготовлены по одному шаблону.

Рисунок 1 Чжан Шэнвэнь «Портрет Дали Го»

При династиях Мин и Цин технология крашения узелками в локальной местности народности бай в Эрхае достигла уровня совершенства. Ко времени Китайской Республики процесс узелкового крашения в тысячах домашних хозяйств стал очень популярным как общепризнанный вид искусства.

В наше время тай-дай сохраняет свои художественные характеристики уже более 1000 лет, и искусство тай-дай имеет сильные культурные коннотации. Красильное и ткацкое производство в Дали, провинция Юньнань, продолжает развиваться. Город Чжоучэн стал известным центром окрашивания галстуков. Уникальное художественное очарование притягивает людей разного возраста и позволяет унаследовать и развивать процесс окрашивания с помощью узелками.

В крашении галстуков национальности И используются натуральные растительные красители, и они раскрывают особенности традиционного народного мастерства крашения галстуков. Изящное мастерство, конечно, изысканное, а узоры новые и изменчивые. Он имеет характеристики простоты, элегантности, естественность и благородство. Галстук (или шейный платок) очень практичен в жизни, особенно в пути, дальней дороге вдали от дома: утепляет человека от простуды, защищает от жары, голову и уши от холодного ветра, от пыльной бури.

Готовой продукцией в наше время - начало XXI вв. являются скатерти, гобелены, шторы, одежда, юбки, головные уборы, сумки, ковры и различные ткани. Пользователи могут делать платья, фартуки, одеяла, простыни, двери и окна, шторы, столы, стулья, шляпы по различным шаблонам. Изделия из ткани тай-дай создают необычное визуальное впечатление, придавая человеку в такой одежде и стилю в жилом помещении народно-художественный и элегантный вид. Важно отметить, что в середине ХХ века этот стиль был особенным знаковым кодом молодёжного движения хиппи.

Процесс окрашивания делится на две части: окрашивание и докрашивание. Мастера используют пряжу, нитки, веревку и другие инструменты для связывания, завязывания, зажима и других способов закручивания тканей перед окрашиванием. Цель - создать на связанной части ткани эффект защиты от окрашивания, чтобы связанная часть сохраняла первоначальный цвет, а несвязанная часть окрашивалась равномерно. Таким образом, образуются неравномерные оттенки и богатые слои цветовых ореолов и отпечатков. Чем плотнее и прочнее завязана ткань, тем лучше эффект против окрашивания.

Таким способом можно красить обычные ткани, с регулярными узорами, а также можно создавать сложные композиции с фигуративными узорами и изысканными изделиями ручной работы с множеством ярких цветов, наивных и простых, новых и неповторимых.

Tie-dying — это художественный и одновременно философский мир деятельности. Контраст синего и белого используется для создания простого оттенка, а сочетание синего и белого часто дает людям ощущение элегантности, как «голубой и белый фарфор», а мир и терпимость больше отражаются в небе тай-дай.

Для окрашивания галстуков в качестве сырья обычно используется белая ткань из хлопка и льна или белая ткань из смеси хлопка и льна, а основные красители получают из раствора индиго натуральных растений, таких как Radix Isatidis, Mugwort и других натуральных растений, выращенных на Цаншань.

Поиск красителей из натурального сырья продолжается постоянно. Например, Банланген, используемый для окрашивания ткани, был диким в горах. Это многолетнее растение с маленькими розовыми цветками. Позже люди, которые красили ткань, научились её использовать.

После сбора урожая сначала замочите ее в воде, налейте его в большой деревянный красильный чан, смешайте с небольшим количеством извести или технической щелочи, а затем используйте для окрашивания ткани.

Способ изготовления тай-дай уникален. Старинные книги ярко описывают процесс изготовления тай-дай в древности: «Собери нить и завяжи ее, а потом покрась. Крася, развязывай узел. Узел - основной цвет, а остальное - окрашено, и цвет у него великолепный."

Ключ к процессу и технологии:

многоэтапный процесс окрашивания

Основные этапы крашения галстуков включают рисование узоров кистью, скручивание, замачивание, окрашивание, пропаривание, сушку, снятие швов, полоскание, шлифовку, из которых есть два основных этапа: окрашивание галстуком (вариант скручивания узелков) и окрашивание погружением. Ключом к процессу и технологии является техника скручивания и техника окрашивания. Красильные чаны, красильные палочки, сушильные стеллажи, каменные мельницы являются основными инструментами для окрашивания галстуков.

Батик и тай-дай являются популярными традиционными методами печати и окрашивания среди нескольких этнических групп в Юньнани. Принципы этих двух методов схожи, но техники немного отличаются.

Батик похож на фотографию. Фотография использует принцип фотохимии. Сначала негативная пленка (негативная пленка) подвергается фотохимической реакции. В зависимости от интенсивности света степень реакции различна на потемнение изображения. Чем темнее изображение, тем ткань, на которую нанесен воск, исчезает, а цвет исходной ткани все еще сохраняется. На краю, к которому прикреплен воск, должное к проникновению воска окрашенный цвет также формирует видимость проникновения, а цвет - с нуля. Эффект перехода, если бы алхимики продолжали изучать химию и батик, они могли бы изобрести камеру.

К
раски для тай-дайвинга и батика могут быть одинаковыми, но метод тай-дайвинга более яркий. Ткань крепится не воском, а часть ткани обматывается веревкой. Обвязанная часть не вкладывается в краситель и другие части одинаковы. Формируется цвет, соответствующий красителю, а полосатая часть также образует переход цвета из-за проникновения жидкости.

Рисунок 2 Традиционный краситель для галстуков

 

Рисунок 3 Современный краситель для галстуков

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Настенные ковры и другие изделия ручной работы, шейные платки, одежда, аксессуары, выполненные в технике батика и тай-дай (техника галстука), богаты этническими особенностями и всегда пользовались популярностью у отечественных и зарубежных туристов. Однако если цвет окрашен техникой галстука, он более естественный.

Список литературы

Сюй Я, Чжоу Чунган. Предварительное исследование пространственного дизайна в помещении зала с красками для галстуков [J] // Мода завтрашнего дня, 2020 г., (13): 39-40.

Лу Биньхун, Исследование инновационного применения традиционной технологии тай-дай в обучении искусству начальной школы [J], Exam Weekly, 2019, (68): 176.

Цзян Юньхуа, Фу Жун, Е Цзы. Нематериальное культурное наследие проникает в кампус, расцветает тай-дай [J]. Обязательная к прочтению учеников (издание для старших классов), 2022 (Z1): 2.

Чэнь Чуньхуа. Практика и отражение интеграции национальной культуры в работах по нравственному воспитанию средних профессиональных школ Сянси [J]. Chengcai, 2022(05):27-28.

Дуань Минь. Цветок национального единства расцветает в кампусе [J] Национальная семья, 2022 (01): 55-57.

Чен Яцянь, Мо Хунмей. Наследование и развитие нетрадиционных техник окрашивания галстуков в культурных и творческих продуктах [J] Textile Report, 2021, 40(07): 107-108.

Чжан И. Красота крашения галстуков [J] The Grand View of Fine Arts, 2001(07):53.

Хао Дайтао. Исследование услуг и продуктов для защиты и развития процесса окрашивания галстуков национальности Дали Бай [D]. Пекинский технологический университет, 2020: 2.

Ян Ян. Традиционное мастерство и дизайн узоров для крашения галстуков народности бай в Дали [J] Журнал Китайского университета Миньцзу (издание естественных наук), 2017, 26(02): 61-64.

Ян Жуй. О китайской технологии печати и крашения, основанной на крашении галстуком [J]. Научная и техническая информация, 2010 (13): 1.

Тянь Цзюньцяо. Развитие и применение искусства гротов Лунмэнь в учебной программе начальной школы на основе художественной школы [D] Лоянский педагогический университет, 2021: 5.

Ткалич С.К., д.п.н. Метод синхронного изучения культурного наследия Китая и России. Курс «Народные художественные ремёсла». Осенний семестр 2022 г. - Художественно-графический факультет, Институт изящных искусств МПГУ. - Москва, Россия.

Просмотров работы: 70