Бронзовый век: культура Сансиндуй» - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Бронзовый век: культура Сансиндуй»

У Юйци 1
1Институт изящных искусств МПГУ, Художественно-графический факультет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Культура саньсиндуй относится к бронзовому веку, названа по памятнику культурного наследия. Впервые остатки этой культуры случайно обнаружили крестьяне (в уезде Гуанхань провинции Сычуань) в 1929 г. во время полевых работ. Один крестьянин, распахивая свое поле, неожиданно наткнулся на бронзовый предмет.

Первые исследования археологического комплекса проводились в 1930-е гг. английским археологом B.Х. Донниторном, затем главой музея при Западнокитайском университете, американским археологом. В связи с событиями антияпонской, а затем гражданской войны раскопки прекратились и вновь начались в 1950-х гг.

В 1981 г. было предложено обобщающее название «культура саньсиндуй», которое постепенно вытеснило другие термины. В дальнейшем на территории Чэндуской равнины были сделаны многочисленные находки, отнесенные к саньсиндуй, а также предшествующей эпохе позднего неолита раннего металла. Наиболее примечательным стало открытие в 2001 г. памятника Цзиньша, более позднего по времени, где также найдены многочисленные бронзовые и нефритовые предметы.

Из бронзовых изделий наибольшее внимание привлекает огромная бронзовая маска. Ее ширина-138 см, а высота-66 см. Удивляет форма глаз маски: узкие и длинные, они выступают вперед на 16см. Нос у маски-крючком, а уголки рта поднимаются к мочкам ушей, уши по форме напоминают свиные, когда наклонены к земле. Маска известна как "глаз тысячи миль" и "ухо ветра". Для его облика характерны: брови приподняты, глаза длинные и раскосые, глазные яблоки чрезвычайно преувеличены, столбчатой формы, с продольным выступом до 16 см; уши полностью расширены в обе стороны; нос короткий, нос бычий и свернут внутрь; рот широкий и глубокий, щель глубокая и длинная, язык как бы слегка высунут, создавая загадочную улыбку. В центре лба имеется отверстие, которое, возможно, первоначально было отлито с изящными лобными украшениями, и можно предположить, что его первоначальный общий образ был бы еще более изысканным и величественным.

Сюрреалистическая форма статуи создает впечатление мощной фигуры, ее таинственная неподвижность и величие передают сильное ощущение запугивания. Является ли он небесным божеством или высшим существом? Больше всего озадачивают его преувеличенные глаза и уши - символ божественной способности видеть на многие мили и слышать со всех сторон?

В древних текстах образ предка народа Шу, Шелкопряда, характеризуется его "вертикальными глазами". В древнекитайской мифологии также существовал человекоподобный, змееподобный небесный бог, Дракон Свечи, который управлял светом и тьмой неба и земли, и чей образ характеризовался "прямыми глазами". Вполне вероятно, что основа продольной маски связана с древней историей как Шелкопряда, так и Дракона Свечи.

Б ронзовая коронованная продольная маска, найденная в том же месте раскопок, может быть более тесно связана с мифом о "свечном драконе". Помимо широко распространенного мнения о том, что это изображение предка народа Шу, существует несколько различных взглядов на эту статую: либо это маска зверя, у неё большие уши, простирающиеся слева и справа от маски. Возможно, это крылья птицы кукушки, и что ее изображение должно быть идолом Ду Юя, четвертого царя Шу, душа которого после смерти превратилась в птицу кукушку, либо это изображение бога солнца.

Ученые склонны считать, что эта маска не является ни "человеческим лицом", ни чисто "звериной маской", а скорее образной формой, в которой человек и бог - одно и то же. Её огромный размер, преувеличенные глаза и уши призваны усилить ее божественность, и что она является родовым богом древних шу.

В Саньсиндуй найдена бронзовая статуя человека, высотой в 2,6 м. А также 6 деревьев из бронзы. Самое крупное из них не сохранилось целиком. В найденной части около 4 м, но по предположениям в целом виде это дерево достигало 5 м. Это самые крупные по размерам находки из подобных во всем мире. К моменту обнаружения она была разломана на две части, обломок с постаментом и ногами человека лежал в юго-восточном углу жертвенной ямы JK2, верхняя часть его тела – в северо-западном углу. Статуя стоящего человека имеет высоту от подошв ног до макушки головного убора 180 см. Тело статуи тощее, стройное и высокое. Руки большие и грубые, их кисти согнуты, будто что-то держат, левая сбоку от груди, в районе подмышки, правая поднята вверх к подбородку. Овал лица статуи удлиненный, большие глаза с густыми бровями, прямой нос, плотно сжатый рот, в мочках оттопыренных ушей по сквозному отверстию. На голове человека цилиндрический головной убор, украшенный двумя рядами «полых» прямоугольников с закругленными углами, над его передней частью вздымается плюмаж или эгрет в виде стилизованной зооморфной личины. На затылке отчетливо видны линия волос и два наклонных прямоугольных отверстия, в которые первоначально вставлялась головная шпилька. На тело надето три слоя одежды, на лодыжках босых ног браслеты. Китайские археологи всю одежду стоящего на постаменте человека считают разрезной, с запахом на правую сторону.

Технологии культуры

Культура Саньвэйдуй достигла поразительного уровня в технологии. Бронзовые деревья выплавляли по частям, а затем соединяли. Но даже сейчас, по прошествии нескольких тысячелетий, невозможно разделить места соединения. Лапки птиц, сидящих на ветвях, приклеивали клейкой массой, которая оказалась прочнее сварки. До сих пор не определен полностью состав этого клея. На некоторых найденных в Саньвэйдуй изображениях голов есть приваренные изогнутые трубки, из чего следует, что искусству сварки значительно больше, чем несколько сотен лет, она существовала уже от 3000до 5000лет тому назад.

Какова была технология сварки? До сих пор никто не дал ответа на этот вопрос. Бронзовые изделия демонстрируют высокий уровень литейного производства, но имеют другие корни, что проявляется как в принципах изготовления бронзовых предметов, так и в изобразительной традиции и физиономических характеристиках антропоморфных находок из бронзы.

В июне 2021 года на месте Саньсиндуй была найдена золотая маска. Появилась после снятия верхнего слоя масса сильно деформированного золота. Когда его раскопали, он выглядел так, словно лист рукописной б умаги был смят в шар, что затрудняло определение его формы. Меньше чем через неделю медленно появилась полная золотая маска. Тонкая золотая маска с крыльями бабочки шириной 37,2 см и высотой 16,5 см, весом около 100 г, с впалыми бровями и глазами, округлыми ушами, высоким носом, большим, слегка открытым ртом и величественной, священной формой, является самой полной золотой маской, найденной во время археологических раскопок в Саньсиндуй. Золотая маска аккуратно сделана из сусального золота, с приподнятым носом и острыми краями. Размер маски соответствует пропорциям человеческой головы, найденной в той же яме, и может быть сопоставлен. Считается, что первоначально она могла быть прикреплена к л ицу одной из голов.

Все находки из Саньсиньдуй поражают тонкостью работы. Недаром известный археолог Гарбок сказал: «Культура Саньсиньдуй, если сравнивать ее с другими культурами той же эпохи, гораздо совершеннее их».

Литература

Гирченко Е.А. Саньсиндуй: земля бронзовых исполинов // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2012. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sansinduy-zemlya-bronzovyh-ispolinov (дата обращения: 01.01.2023).

Хуан Цзяньхуа. [Памятник Цзиньша: Новое открытие в археологии культуры Древнего Шу]. Чэнду: Сычуань жэньминь чубаньшэ, 2003. 155 с. (на кит. яз.).

Саньсиндуй цзисыкэн. 三星堆祭祀坑 (Жертвенные ямы Саньсиндуя). Пекин : Вэньу чубаньшэ, 1999. 628 с. (на кит. яз.).

Варенов А.В., Гирченко Е.А. Саньсиндуй – новая культура эпохи бронзы из южного Китая // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Материалы Годовой сессии Института археологии и этнографии СО РАН 2008 года. Том XIV. Новосибирск, 2008.

Ткалич С.К. д.п.н. НИРС: требования к подготовке статьи по теме «Изучение культурного наследия» для публикации в журнале. Осенний семестр 2022. – Художественно-графический факультет Институт изящных искусств МПГУ.

Просмотров работы: 43