Ценность культурного наследия и проблемы культурного наследия в современном обществе начала XXI века - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Ценность культурного наследия и проблемы культурного наследия в современном обществе начала XXI века

Цао Тиншу 1
1Институт изящных искусств МПГУ, Художественно-графический факультет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение в тему

Китай и Россия - многонациональные страны, и их культуры разнообразны, но в век Интернета многие из лучших достижений культурного наследия находятся под угрозой исчезновения. Культурное наследие является важной частью человеческой цивилизации, и то, как изменить достаточно отвлечённое отношение к культурному наследию, оставленному предыдущими поколениями, стало важным вопросом в информационном обществе XXI столетия.

Перед лицом таких культурных тенденций, как консюмеризм (идеология потребления) и ориентализм (духовные ценности Востока), то, как не основная культура (нехристианские культурные системы) может развиваться и выживать, стало важным направлением исследований. При изучении вопроса о том, как сохранить и изучить традиционную культуру, прежде всего, необходимо создать основу для анализа ценности культурного наследия.

Три основные ценности

культурного наследия

В 2004 году Фонд лотереи наследия (HLF) в Великобритании, совместно с Центром исследований и политики Демос (Demos) в США, разработали аналитическую структуру для более комплексной оценки ценности усилий по сохранению наследия. В исследовании говорится, что ценность культурного наследия состоит из трех основных компонентов.

Внутренняя ценность – (Intrinsic Value) первая группа ценностей лежит в основе того, почему наследие считается наследием, и является результатом того, что информация или определенные характеристики, заложенные в наследии, ощущаются и воспринимаются конкретной группой людей в конкретном времени и пространстве.

Это может быть эстетический опыт чувств от материальной формы (статичной или динамичной); эмоциональная ценность, порожденная воспоминаниями (индивидуальными или групповыми), вызванными историческим отпечатком; историческая, научная или художественная ценность, выявленная из носителей информации на основе совокупности знаний; или символическое значение, придаваемое конкретному объекту духовными верованиями и т.д. Сфера применения аналогична сфере применения Значимости (Significance), как указано в Хартии Бурра Burra Charter - это документ, опубликованный австралийским ИКОМОС, в котором определены основные принципы и процедуры, которым необходимо следовать при сохранении мест австралийского наследия. https://en.wikipedia.org/wiki/Burra_Charter).

Институциональная ценность - Institutional ValueВторая группа ценностей вытекает из того факта, что материальное наследие, как социальный ресурс, вкладывается в развитие общества, выполняя социальные функции и удовлетворяя социальные потребности. Например, наследие используется в качестве образовательного, культурного и рекреационного объекта или туристического направления; существует также множество объектов наследия, которые продолжают выполнять свои исторические производственные и жизненные функции. Рациональное использование ресурсов наследия может принести обществу различные экономические и социальные выгоды, прямо или косвенно, или привести к сохранению или даже улучшению окружающей среды.

Организационная ценность – (Instrumental Valuе) организационное управление объектами наследия - выражается в услугах, которые менеджеры предоставляют обществу в связи с ценностями наследия, в социальных связях, которые создаются или укрепляются благодаря вовлечению общества, во взаимопонимании и уважении, доверии и сотрудничестве, которые развиваются между группами, а также в культурной идентичности или культурной уверенности, которая развивается в результате резонанса группы с внутренними ценностями наследия. Процесс включения в список многих объектов наследия, связанных с традиционными поселениями и общинами, оказал положительное влияние в этом отношении.

Текущая ситуация

В современном мире традиционная культура подвергается влиянию популярной культуры и становится все менее влиятельной, а культуры различных национальностей постепенно ассимилируются, что значительно препятствует культурному разнообразию. В сегодняшней жизни поп-культура стала мейнстримом общества, и эти вновь созданные культурные символы постепенно теснят распространение и развитие традиционной культуры. Но поп-культура сегодня полна плохих посланий, которые, несмотря на свою популярность, оказывают негативное влияние на общество.

В условиях сложившейся ситуации необходимо выявить причины, влияющие на особенности распространения и развития традиционной культуры.

В современном информационном обществе статус традиционной культуры и её неповторимого наследия в каждой многонациональной стране неравнозначно воспринимается обществом. Новое поколение не может понять очарование национальных культур без специального художественного образования. Следовательно, профессиональная подготовка педагогов-исследователей должна поддерживаться на государственном уровне наравне с выпуском специалистов технических вузов.

Исчезновение традиционного культурного контекста с семиотической точки зрения приводит к невозможности интерпретировать значение символов, так как восприятие традиционной культуры меняется по мере изменения привычек человеческой жизни, что приводит к разночтению национальных символов и значений. Внутренняя ценность культурного наследия не может быть отражена в современном обществе без специфики визуального восприятия, воспитанного в границах художественного образования.

3. Распространение традиционной культуры сдерживается тем, что большая часть культурного наследия - это древние ремёсла, которые изысканны, но трудно воспроизводимы, что при массовом производстве является основным требованием к товарам в современном обществе. Инструментальная ценность культурного наследия теряет свою значимость в демонстрационной мощи информационных технологий.

4 Высокие технические требования мастеров к способам и методам производства требуют длительного обучения и не могут быть адаптированы к быстрому темпу современности, а модель общего образования не может произвести таких наследников. Кроме того, сложная международная ситуация в первой четверти 21 века, популизм, культурный шовинизм преобладают в некоторых странах, это неприятие отражается в организованной форме, что оказывает негативное влияние на распространение культурного наследия. Социальная системообразующая ценность культурного наследия не отражается.

5. Культурное наследие под воздействием консьюмеризма (идеология потребления) трудно развивать без стратегии поддержки роли и статуса художественного образования в регионах. Например: отсутствие внимания к этнохудожественным достижениям порождает депрессивное состояние мастеров национальных школ мастерства в новых условиях усложнения хозяйственно-экономических реалий.

Предложения

Развитие и распространение традиционной культуры, как важной системообразующей опоры, поддерживающей национально-культурное единство государства, как Китай и Россия, стало важной темой на данном этапе. В свете проблем, возникших на данном этапе политического и социально-экономического развития, мы надеемся, что наши предложения станут своеобразным толчком к изменению сегодняшней ситуации.

1. Воссоздать среду для традиционной культуры и преобразовать ее таким образом, чтобы элементы традиционной культуры были интегрированы в современное информационное общество. Например, формы из традиционной культуры могут быть использованы в современном дизайне, а элементы культурного наследия не только представляют традиционную культуру, но и наделяются новым символическим значением в контексте экологической культуры общества.

2. Создание системы обучения, соответствующей специфическому наследию и гарантирующей социальное признание диплома учащегося, в дополнение к изучению традиционных методик, которые должны предлагаться в университетах.

3. Для более сложных ремёсел в результате должны быть сделаны видеозаписи. Эта работа важна и универсальна. В современном обществе стало легко снимать видео, на многих сайтах можно загрузить видеоматериалы, запись которых также будет способствовать развитию традиционной культуры.

4. Ускорить коммерциализацию традиционной культуры. Под влиянием консьюмеризма коммерциализация и маркетинг культурной продукции внесут значительный вклад в развитие соответствующих индустрий культуры.

5. Определить и повысить статус научно-исследовательской работы педагогов-новаторов. Технология переноса элементов традиционной культуры в систему цифрового образовательного ресурса требует изучить специфику структурно-информационного анализа в каждой локальной местности.

6. Сконцентрировать внимание педагогов-исследователей на необходимости посещать регионы и мастеров локальных школ в удаленных регионах, что повысит значимость и достоверность положений, выдвигаемых на защиту кандидатских диссертаций. Структурно-информационный анализ будет достоверным только после непосредственного посещения мастеров традиционного мастерства в удалённых регионах страны. Методический навигатор поисковой деятельности и электронная обработка материалов на уровнях «сельские мастера – районные музеи - национальные центры по изготовлению предметов бытовой культуры и одежды, обуви» помогают воссоздать спектр этнохудожественных достижений в границах одного региона в конкретном временном интервале [см. 1,2,3].

Заключение В статье используется комбинированная аналитическая схема, разработанная Фондом лотереи наследия (HLF) в Великобритании и Центром исследований и политики Демос (Demos) в США, также использованы наработки российских учёных последних лет по данной теме. Европейские работы открывают теоретический вектор исследований. Российские учёные предлагают научно-исследовательский вектор поисков непосредственно в локальных регионах [1,2,3]. Проведённый краткий анализ лишь поверхностно и кратко рассматривает проблемы, предложения и результаты экспериментальных проектов, отражающих современные подходы к сохранению этнохудожественных достижений в социально-экономических практиках информационного общества.

Литература

Ткалич С.К. Этнопедагогические основы сохранения и развития традиционного декоративно-прикладного творчества народов Крайнего Севера. Дисс. к.п.н. - 1997.URL:https://new-disser.ru/_avtoreferats/01000185992.pdf?ysclid=lcf7yu2ukq782186443

Ткалич С.К. Универсальная модель профессиональной подготовки творческих кадров на основе национально-культурного компонента. Дисс. д.п.н. – 2012. new-disser.ru_avtoreferats/01005091444.pdf.

Ткалич С.К., Ткалич А.И., Коновалова А.В. (2017). Моделирование авторских обучающих программ на основе единой универсальной модели профессиональной подготовки педагогов творческих вузов. //Научный сборник «Этнокультурная деятельность в современных учебных заведениях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы». С. 226-230. Чебоксары: ООО СКК «Интерактив плюс» (interactive-plus.ru).

Михайлова Н.Н. Образование и сохранение культурного наследия // Традиционное прикладное искусство и образование. 2019. №3 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-i-sohranenie-kulturnogo-naslediya (дата обращения: 02.01.2023).

Пронина Л.А. Информационные технологии в сохранении культурного наследия // Аналитика культурологии. 2008. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-sohranenii-kulturnogo-naslediya (дата обращения: 02.01.2023).

Kate Clark, Gareth Maeer. The cultural value of heritage: evidence from the Heritage Lottery Fund[J]. Cultural Trends,2008,17(1).

Ян Янь. Исследование новых аспектов защиты нематериального культурного наследия в Китае в эпоху мобильного интернета [D]. Шаньдунский институт искусств, 2022 г. DOI:10.27281/d.cnki.gsdyc.2022.000082.

Чу Гошуай. Теоретическое и практическое исследование строительства культурного экологического заповедника в Китае [D]. Шаньдунский нормальный университет, 2022 год.

Вэй Цин. Три ценности культурного наследия URL:https://zhuanlan. zhihu.com/p/1280416872020

Kate Clark. The shift toward values in UK Heritage Practice’ in Erica Avrami, Susan Macdonald, Randall Mason, and David Myers (ed), Values in Heritage Management: Emerging Approaches and Research Directions[M].LOS ANGELES: THE GETTY CONSERVATION INSTITUTE.

https://www.getty.edu/publications/heritagemanagement/downloads/Avrami_etal_ValuesinHeritageManagement.pdf

Просмотров работы: 378