Состояние системы художественного образования в Китае - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Состояние системы художественного образования в Китае

Лю Юйхань 1
1Институт изящных искусств МПГУ, Художественно-графический факультет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Система образования в Китае (до конца XIX века) складывалась таким образом, что человек должен был сначала получить гуманитарное и политическое образование, сдать экзамены на присвоение ученой степени, занять должность чиновника и только после что у него была возможность получить специальное образование, в т.ч. и художественное. Все это привело к тому, что Императорская Академия живописи постепенно стала чисто кастовым учреждением. Многие художественно одаренные люди не смогли пройти всю систему экзаменационного отбора и самостоятельно изучали азы изобразительного искусства. Поэтому важным событием для художественного образования стала отмена экзаменационной системы в 1905 году. С этого времени система художественного образования стала строиться по западному образцу. То есть изучать искусство стало возможным с раннего детства, переходя в школы высшей степени [1].

Изучая историю становления системы художественного образования, нельзя не отметить, что огромная роль на развитие искусства в Поднебесной в первой половине ХХ в. была отведена Цаю Юаньпэй (1868-1940) – известному педагогу, мыслителю и политику. Именно ему принадлежит идея «спасения родины наукой и художественным образованием». Господин Цай положил в основу своей идеи более фундаментальный подход к культурному строительству и нравственному спасению. С его точки зрения, если материальные условия в значительной степени будут удовлетворены, у человека сформируется необходимый объем этического мировоззрения, на базе которого можно будет развивать художественное образование [4].

Китайская система современного художественного образования является продуктом социальных изменений и новых культурных движений, прошедших в стране в начале XX в. В апреле 1918 г. при активном содействии Цай Юаньпэя была основана предшественница Центральной академии изящных искусств – Государственная Пекинская художественная школа. Первым директором был известный художественный педагог Чжэн Цзинь (1885-1959). Это первое национальное художественное учебное заведение в истории Китая, которое положило начало китайскому современному художественному образованию. Сегодня развитие науки и культуры делает разделение художественного образования более разнообразным. Художественное образование использует искусство как средство для стимулирования интереса детей к открытию, оценке и выражению красоты, чтобы они могли влиять на искусство в образовании, распространять искусство и культурные знания и развивать хорошие моральные качества. Поэтому основными объектами художественного образования и обучения являются дети, затем - абитуриенты и взрослые.

В систему детского художественного образования входят образовательные услуги, предлагаемые учащимся детского сада, начальной школы и неполной средней школы, процент которых увеличивается из года в год на 2,3% [5].

Что касается высшего звена, то согласно статистике, текущий уровень популярности художественного образования составляет от 10% до 15%, при этом средняя цена за обучение составляет от 3500 до 4500 юаней. Общей тенденцией является включение художественных экзаменов во вступительные экзамены в старшие классы средней школы и их популяризация по всей стране. Считается, что в будущем именно художественные экзамены будут играть более важную роль во вступительных экзаменах, стимулируя жесткий спрос на художественное образование среди учащихся. Здесь надо пояснить, что вступительный экзамен по специальностям, связанным с искусством, является важной частью единого национального экзамена для поступления в классические колледжи и университеты страны. Согласно статистике, количество студентов, изучающих искусство и ежегодно сдающих вступительные экзамены в колледжи в Китае, составляет около 10% от общего числа студентов.

Обучение искусству взрослых в основном включает обучение профессиональным навыкам искусства. Однако на данном этапе существует ряд проблем, связанных с организацией образовательного процесса: в некоторых образовательных не все преподаватели обладают необходимым педагогическим опытом, используют методы и средства обучения, которые не позволяют в полной мере осуществлять образовательный процесс. Более того, наблюдается оторванность содержания обучения от общества, из-за чего большинству студентов колледжей, специализирующихся в области искусства и дизайна, необходимо проходить через учреждения профессионального обучения для получения дополнительного общего образования.

По содержанию художественное образование в основном делится на несколько категорий, включая живопись, скульптуру, архитектуру, музыку, танцы, литературу, оперу и кино [5].

По оценкам, объем рынка художественного образования в 2022 году составил 111,1 млрд юаней, из которых рынок детского художественного обучения – 56,5 млрд юаней, рынок художественного экзамена – 35,2 млрд юаней, а рынок художественного обучения взрослых – 19,4 млрд юаней. млрд юаней. Что касается населения, то на арт-рынке страны большая часть населения школьного возраста. Согласно полученным данным, население школьного возраста (количество учащихся, обучающихся в детских садах, начальных школах и неполных средних школах) достигнет примерно 220 миллионов человек в 2023 году. Кроме того, будет более 500 000 профессиональных студентов-художников.

В настоящее время цель и функциональность художественного образования нового времени имеют огромное значение в развитии человеческого творчества, воображения и мышления. В этом смысле художественное образование – не только тренировка и обучение навыков, но и просвещение с ориентацией мышления и формированием ценностей. В этом процессе изменений в демократическом пространстве художественного образования создаются более интерактивные механизмы преподавания и обучения, а также рассматриваются способы адаптации к проблемам социального, экономического и культурного развития.

В сравнении со старыми европейскими художественными институтами высшее художественное образование в Китае остается молодым направлением, но динамика его развития очень быстрая. В XX в. наибольший акцент делался на подготовку квалифицированных художественных кадров, но не истинных творческих талантов, одаренных природой. Также игнорировалось раскрытие творческого мышления студентов. Сегодня существует необходимость в преобразовании единой модели подготовки художественных кадров в многоэлементную модель, развивать индивидуальный подход к каждому ученику. Необходимо преодолеть барьеры, существующие в преподавании дисциплин и в специальностях, чтобы студенты могли приобретать больше научных, более разумных, богатых и более систематических знаний и навыков. Потенциал роста в образовательной художественной сфере высокий, что подтверждают слова китайских лидеров данной индустрии.

Как уже было отмечено, на данный момент существует проблема в учебном плане, некоторые дисциплины повторяются на протяжении обучения, пересекаются между собой, что отрицательно сказывается на подготовке учащихся. В соответствии с различными потребностями студентов в типах художественных направлений необходимо урегулировать учебный план и открывать новые специальности, расширить количество дисциплин. Художественное образование должно выходить за рамки чрезмерной специализации, особенно узкого мира специализированных технологий, и укреплять связь между искусством и многими гуманитарными науками. Необходимо реформировать структуру учебной программы, добавить характерные факультативы, чтобы учащиеся смогли выбирать предметы в соответствии с их собственными увлечениями [2].

Поддержка художественного образования ощущается и на государственном уровне. В сентябре 2020 г. в рамках седьмого симпозиума под председательством генерального секретаря Си Цзиньпина по планированию «Четырнадцатого пятилетнего плана» к художественному образованию было предъявлено «соответствовать новым эстетическим ожиданиям людей». Также были высказаны 4 предложения: «продолжать поддерживать инициативы в создании тематического и реалистического искусства, содействовать в использовании изобразительного искусства для рефлексии современной эпохи, новых достижений и восхваления родины.

Заключение. Таким образом, художественное образование в Китае сегодня больше не является просто формальностью, воплощаемой в определенных формах, технике, цветах и материалах. В современном художественном образовании используются новые концепции, идеи, исследования, поиски, эксперименты и инновации, нацеленные на то, чтобы восполнить недостатки китайского художественного образования в глобальном художественном контексте. Художественное образование использует искусство как средство для стимулирования интереса детей к открытию, оценке и выражению красоты, ценности культурных знаний и моральных качеств.

Список литературы

Анчуков С.В., Кузмичев М.В. Становление и развитие системы художественного образования в вузах Китая // Научное мнение. – 2016. №4. С. 40-48

Ван Ш. Художественное образование в Китае в ХХ веке: национальные черты, международные тенденции и российское влияние (на примере Центральной академии изящных искусств) // Культура и искусство. – 2021. – № 4. – С. 54-65.

Зубрилин К.М., Раздобарина Л.А. Особенности реализации совместной образовательной программы (Россия-Китай) // Преподаватель XXI век. – 2021. – № 1. Часть 1. – С. 191-197.

Han Jie. The Significance of Cai Yuanpei's Aesthetic Education Thought to Contemporary Art Education // Journal of Shaanxi Normal University (Philosophy and Social Sciences Edition). – 2009. – Рp. 153-155.

Просмотров работы: 152