ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПЕЦИФИКИ ЭТАПА АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ НА УРОКЕ «ТЕХНОЛОГИИ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПЕЦИФИКИ ЭТАПА АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ НА УРОКЕ «ТЕХНОЛОГИИ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Хомик В.В. 1, Макарова О.В. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В одном из своих выступлений знаменитый педагог В.Ф. Шаталов утверждал, что «работа в школе будет эффективной, если сработает «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, он просолится». Данное образное сравнение хорошо отражает суть проделанной педагогом-новатором исследовательской работы. В нашем случае рассол рассматривается как содержание этапа актуализации для уроков технологии; его значение в том, чтобы ученики (с точки зрения Шаталова – «огурцы») смогли погрузиться в учебное содержание и ощутить острую потребность в его усвоении то есть «просолиться».

Для урока свойственно наличие четкой организованной структуры, которой придерживается каждый учитель. М. И. Махмутов подчеркивал, что структура урока – есть полезное организационное знание, она понимается как некое предписание, нормативная теория [1]. Актуализация – один из первых, наиболее творческих для учителя этапов в структуре урока. В связи с этим, считаем целесообразным рассмотрение исходного понятия – «актуализация» в широком смысле. Термин «актуальный» в переводе от латинского – «actualis» – означает «действительный, настоящий, деятельный».

Уроки технологии, как и другие уроки, имеют структуру, посредствам которой обеспечивается поступательность достижения учениками поставленной учебной задачи. Структура и содержание каждого этапа урока технологии зависят от его типа и вида, однако этап актуализации универсален и имеет место в любом из них. Ключевой характеристикой актуализации является наличие у младшего школьника интереса к предстоящей учебной деятельности и актуальной информации. Вслед за Г.И. Щукиной, интерес рассматривается нами как проявление и перевод учащимся в состояние активности информации, усвоенной ранее и необходимой для осуществления преемственности с новым учебным материалом [2]. В этом случае необходимая для дальнейшего изучения информация, а также информация, которая пока не известна, становится для ученика личностно-значимой. В ходе припоминания и размышлений ученик осмысливает, что он знает, умеет, испытывает затруднение и любопытство как основу его преодоления. Сопоставительный анализ имеющегося жизненного опыта и ещё не вполне ясного нового знания, отсутствие желаемых умений порождает у младших школьников познавательный мотив и потребность в его удовлетворении. Вербальной фиксацией затруднения обусловлено появление учебной задачи (или нескольких учебных задач, если это предусмотрено содержанием урока). Согласимся с замечанием А.В. Крыжней в том, что «актуализацию знаний необходимо реализовывать на практике на каждом уроке, так как она позволяет выяснить уровень знаний учеников и их готовность применить эти знания» [3, с. 196]. Таким образом, цель методических действий учителя при организации данного этапа урока будет практически одинаковой – помочь ученикам осознать отсутствие важных для момента знаний и умений, побудить у учеников познавательную мотивацию, вызвать горячее желание решить поставленные задачи и приобрести в процессе выполнения учебного изделия необходимые универсальные умения.

Одновременно с теоретическим анализом научной литературы для обоснования необходимости актуализации на уроке нами проведено пилотное исследование методической деятельности учителей начальных классов в плане изучения содержания этапа актуализации и установлено следующее. По наблюдениям в ходе практики нами было установлено, что учителя признают необходимость этапа актуализации, но не всегда методически верно реализуют его. В ходе бесед и анкетирования установлено, что учителя часто не осознают, чему учит предмет «Технология». Главной целью до сих пор считается учебное изделие – «поделка», а не знания, предметные и универсальные умения, которые при этом формируются как основа качественного выполнения учебного изделия. Данный этап планируется и реализуется учителями на всех уроках технологии, но включено в него разное содержание – загадки, ребусы, актуальная информация об окружающем мире, проблемные вопросы, ситуации и т.п. Часто содержание актуализации используется нерационально – у учащихся вызывается интерес к учебному изделию и игнорируется необходимость проявления познавательного интереса к предстоящей умственной деятельности – то есть к тем умственным и универсальным действиям и операциям, от которых зависит качество выполнения поделки. Нами практически не обнаружены конспекты уроков технологии из сети «Интернет», видеоуроки с портала «Учитель года», в которых показано методически верное построение этапа актуализации на уроке технологии. Такой подход безусловно снижает учебно-познавательную мотивацию младших школьников, наблюдается непонимание детьми логики учебного материала, происходит снижение ценности технико-технологических и универсальных знаний и умений, формируется снисходительное отношение к уроку «Технологии» как к неглавному, второстепенному предмету.

Таким образом, проблему теоретического обоснования и описания практических возможностей этапа актуализации на уроке «Технология» логично считать актуальной.

Обратим внимание на ряд особенностей, которыми детерминирована успешность учеников в ходе реализации этапа актуализации на уроках «Технологии» в начальной школе. Поскольку урок технологии чаще всего начинается с любования и анализа учебного изделия, то и значимыми для выбора методики будут особенности первичного восприятия и осмысления своего опыта младшими школьниками. Поясним.

Первичное восприятие нового технологического материала связано с управлением целенаправленностью внимания ученика, поскольку выделение общего и особенного, главного и второстепенного позволяет ученику сосредоточиться на особенностях учебного изделия, новых знаниях и предметных и универсальных учебных умениях.

Необходимость актуализировать детерминирует умения припоминать, соотносить имеющиеся знания и умения с теми, что продиктованы учебной задачей, выяснять и убеждаться, что некоторая их часть пока не усвоена. Следствием анализа собственного жизненного опыта на уроке технологии становится появление у младших школьников познавательного мотива и принятие ими того, какие технико-технологические знания и умения следует освоить, чтобы быть успешным как при выполнении учебного изделия, так и в жизненных ситуациях, где освоенные знания и умения станут базовыми.

Важен тот факт, что актуализация связана с познавательноймотивацией. А. Э. Симановский пишет о том, что познавательные мотивы заключаются в потребности изучения новой информации, их проявление зависит от новизны предлагаемой информации и склонностей субъекта. Повышение уровня познавательной мотивации связано с развитием субъектных качеств: способности субъекта к планированию, организации и исполнению собственной деятельности, а также со становлением устойчивых интересов и склонностей, которые позволяют ученику быстро ориентироваться в содержании обучения [4].

Говоря о мотивах, связанных с содержанием учебной деятельности, отметим, что действительно глубокий интерес к предметам характерен для небольшого количества младших школьников, например, с признаками одарённости, отмечает П.И. Пидикасистый. Большинству же учеников свойственен познавательный интерес не слишком высокого уровня [5].

Мотивация младшего школьника ситуативна и неустойчива. М.В. Матюхина подчеркивает, что, если не управлять мотивацией, наблюдается снижение ее уровня, не формируются общественно ценные мотивы даже у учащихся средней школы и взрослых обучающихся. Задача повышения качества знаний, умений, навыков требует максимума внимания к мотивационной сфере учения. Возникает необходимость управлять не только умственными действиями, но и познавательным мотивом [6].

Подчеркнём, что задача учителя контролировать и поддерживать познавательные мотивы школьников, создавать ситуации, в которых дети будут осознавать, принимать учебную задачу и стремиться ее решить. Постановка данной задачи будет уместна на этапе актуализации знаний и умений, где обучающиеся её и формулируют самостоятельно при направляющем руководстве учителя. Одна из ключевых задач данного этапа – осознание учениками значения будущей работы для собственного личностного развития. Подготовка и проведение анализа имеющегося опыта в соотнесении с учебным заданием, сформулированная и поставленная самостоятельно учебная задача во многом обеспечивает продуктивность учебной деятельности ученика. Как только обучающиеся поймут, чему они научаться, поставят цели, которые должны будут достичь, чтобы получилось качественное учебное изделие, можно считать, что полдела сделано, поскольку во время решения сформулированных задач и достижения целей, результативность занятий увеличивается по сравнению с тем, как если бы ученики не осознавали причин, по которым они делают то или иное изделие.

Приведём пример нашего видения методической организации этапа актуализации на уроке «Технология». Особенность организации актуализации связана с обучением младших школьников анализу собственного опыта, определению его границ, фиксации внимания на том, что ещё пока не изучено. Для того, чтобы ученик проанализировал свой опыт, необходимо, чтобы он в нём обнаружил те представления, которые ему будут необходимы для освоения содержания урока. Так, при выполнении учебного изделия «Лягушка» в технике «Оригами» (2 класс) ученики припоминают, как выполнять целый ряд действий: работа с ножницами, изготовление базовой формы «Двойной треугольник», складывание и сгибание бумаги, проглаживание линий сгиба, чтение схемы. Но целенаправленно выполнить анализ своего опыта ученик сможет только в том случае, если учитель предусмотрит соответствующие задания и указания. Приведём пример ключевых вопросов и дадим пояснения к ним.

Демонстрация визуального ряда из готовых изделий, выполненных в технике «оригами» ранее, с включением нового учебного изделия «Лягушка»

– Вы уже выполняли похожие изделия. В какой технике они выполняются? (Актуализируют свой опыт о технике «Оригами»)

– Новое изделие сложнее или проще? Как вы это определили? (Первичное «прочтение» и анализ схемы-оригами на сложность; учебное изделие сложнее, появились новые условные обозначения)

– Что нужно знать и уметь, чтобы справиться с этим изделием? (Анализ актуальных знаний и умений: знать условные обозначения, уметь прочитать схему «оригами», увидеть «секреты мастерства» и применить их).

– Всеми ли необходимыми знаниями и умениями вы овладели, чтобы выполнить эту работу? Соотнесение имеющихся и необходимых знаний и умений; понимание, что не всеми знаниями и умениями ещё овладели).

– Что предстоит сегодня изучить и освоить? (Осознание затруднения, его формулировка словами: «изучить новые условные обозначения, понять, как их применить при складывании «Лягушки»).

– Чему будете учиться, выполняя учебное изделие? (Формулирование учебно-познавательной задачи и предполагаемого результата её решения: продолжить учиться читать схему «Оригами» и выполнить «Лягушку»).

Таким образом, в статье мы теоретически обосновали и показали один из вариантов методической организации этапа актуализации знаний умений на уроке «Технологии» в начальной школе.

Список литературы

Махмутов М.И. Современный урок / М.И. Махмутов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогика, 1985. – 184 с.

Щукина Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под. ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. – 176 с.

Крыжняя А.В. Актуализация знаний как обязательный этап урока [Электронный ресурс]: сборник статей международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в научной среде»: в 3 частях Том. Часть 2 / Под ред. А. А. Сукиасяна. – Пермь: ООО «Аэтерна», 2017. – 194–196 с. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_29075070_34915292.pdf (дата обращения: 20.02.2022) – Загл. с экрана.

Симановский А. Э. Психология обучения и воспитания [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / А. Э. Симановский – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 121 с. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/473976/p.35, свободный (дата обращения: 17.03.2022). – Загл. с экрана.

Пидикасистый П. И. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.

Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М.В. Матюхина. - Москва : Педагогика, 1984. 144 с.

Просмотров работы: 57