АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНОГО С ОСЛАБЛЕННЫМ СЛУХОМ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНОГО С ОСЛАБЛЕННЫМ СЛУХОМ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Речь имеет очень важное значение в жизни любого человека, а особенно ребенка. В общении со сверстниками, взрослыми ребенок желает выражать свои мысли, учиться рассказывать о своих желаниях, также он усваивает информацию, должен правильно ее понимать, интерпретировать. А для старшего дошкольника выражать собственные мысли, иметь хороший словарный запас – наиболее важно в этом возрасте. Для слабослышащего старшего дошкольника связная речь является серьезной проблемой и преградой к общению со сверстниками и взрослыми.[2, с. 22].

Тяжёлые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребёнком окружающей деятельности.

Нарушение речи не позволяет ребенку сделать такие простые и очевидные вещи, как переспросить, задать вопрос. Для слабослышащих детей этот вопрос еще более актуален, так как некоторые факты он может просто не расслышать или услышать неправильно.

Нарушение речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребёнка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально- волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности) [1, с. 35].

Для того чтобы своевременно заметить отклонения от нормы в речевом развитии ребенка, нужно хотя бы в самых общих чертах представлять себе эту норму. При этом в становлении собственной речи ребенка важно проследить особенности развития у него звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя речи, а также уровень развития связной речи. Все это поможет грамотно и полноценно составить коррекционную и воспитательную работу [3, с. 50].

Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Исходя из этого, выделяют четыре уровня речевого развития (по классификации Т.Б.Филичевой), отражающие типичное состояние компонентов языка у детей, а так же состояния их связной речи [4, с. 54].

Рассмотрим признаки недоразвития речи более подробно.

Первый уровень недоразвития речи – это фактически полное отсутствие речи. Может быть детьми использован лепет и отдельные слоги или звуки, а также яркое использование мимики и жестикуляции.

Второй уровень речевого недоразвития уже характеризуется некоторым лепетом, использованием оборванных слов, то есть «карандаш» будет звучать как «ндаш».

Третий уровень речевого недоразвития характеризуется наличием небольших коротких фраз в речи ребенка, но все равно говорит об общем отставании в развитии.

Четвертый уровень характеризуется лишь нечеткостью произношения, коверканию звуков или их проглатывание.

Замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребенка со взрослыми и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценной деятельности общения.

Воспитатель, педагог, родитель должен обратить на данный факт внимание, попытаться научить ребенка строить рассказ, описывать предметы, явления, не бояться публичных выступлений.

Список использованных источников и литературы

Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В. К. Воробьева. – М.: Астрель, 2020. – 158 с.

Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием[Текст]/ В. П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2022. - 144 с.

Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада[Текст] / Под ред. Ф.А. Сохина. – 3-е изд. М.: 2018. - 223 с.

Филичева Т. Б., Совершенствование связной речи: учеб. метод. пособие [Текст] / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М.:Соц-полит. Журнал, 2018. – 80 с.

Просмотров работы: 23